Фавн в мифологии

122

(Faunus) — принадлежал к числу древнейших национальных божеств Италии, хотя многие чисто итальянские особенности его характера и культа сгладились вследствие отождествления его с греческим Паном. Ф. — добрый, милостивый бог (от favere — быть благосклонным. отсюда же происходят имена Faustus, Faustulus, Favonius). В образе Ф. Древние италийцы почитали доброго демона гор, лугов, полей, пещер, стад, ниспосылающего плодородие полям, животным и людям, вещего бога, древнего царя Лациума и родоначальника многих древних фамилий, насадителя первоначальной культуры. При этом, наряду с единым личным божеством, верили в существование многих однородных и одноименных с ним демонов, в которых были воплощены атрибуты самого Ф.

Подобно Сильвану, Ф., как лесной бог, живет в чащах, уединенных пещерах или близ шумящих источников, где он предсказывает будущее, ловит птиц и преследует нимф. С человеком он сообщается или во сне, или издали, пугая и предостерегая его лесными голосами. Он же внушает так называемый панический страх как путникам, так иногда во время войны и неприятелям. Он бродит в лесах невидимым духом. В связи с этим собака, которой приписывали способность видеть духов, была посвящена Ф. Являясь человеку во сне, Ф. Нередко мучит его кошмаром. Против этого употреблялись особые корни и мази, особенно корень лесного пиона. Особенно береглись фавнов женщины, которых бог преследовал своей любовью. Отсюда эпитет его Incubus. Особым покровительством Ф.

Пользовались стада. Он способствовал их размножению и оберегал их от волков. В этом смысле он назывался Lupercus — именем, с которым связано и название справлявшегося в Риме в честь Ф. Праздника Lupercalia (см.). Кроме Луперкалий, в честь Ф. Были установлены два праздника. Весенние Фавналии (Faunalia), приходившиеся на 13 февраля, и зимние Фaвнaлии, справлявшиеся 5 декабря. В деревнях в честь Ф. Совершались ежемесячно жертвоприношения. Как вещий бог, Ф. Давал свои предсказания во сне. В этом смысле он называется Fatuus или Fatuelus. Оракулы Ф. Были приурочены к рощам. Судя по описанию, которое дает Овидий (Metamorph, IV, 644 и след.), Нума, желая получить прорицание Ф. И предварительно очистив себя воздержанием, отправляется в рощу и здесь закалывает двух овец — одну Ф., другую богу сна.

Затем, дважды окропив себе голову водой из источника, сплетя два венка из буковых листьев и помолившись, он ложится на растянутые шкуры жертвенных животных и ночью во сне получает желанное откровение. Подобные же сведения сообщает и Вергилий в VII кн. Энеиды (79—95). Как бог предсказаний, Фавн считался родоначальником песни, отчего и самый размер древнейших римских стихoтворений называется Сатурновым или Фавновым. В Лации Ф. Почитался, как царь аборигенов, внук Сатурна, сын Пика, отец Латина (от нимфы Марики), мудрый и справедливый правитель. Правление его предшествовало царскому периоду и составляло первую эпоху распространения культуры в стране. В этом сказании отразилось воспоминание о тех временах, когда Италия изобиловала лесами и первобытные племена ее населяли лесные просеки.

На древность культа Ф. Указывает тот факт, что местами этого культа были не столько храмы, сколько поля, пещеры, рощи, и Ф. Почитался в образе не идолов, а тотемов растительного и животного царства. Антропоморфические изображения Ф. Принадлежат позднейшему времени и заимствованы у греков. Ф. Представляется либо в образе Пана, либо в образе Силена или Марсия, фавны же — в образе Панисков. Кроме луперкальского святилища, в Риме существовали два храма Ф. Один на Авентине, другой на Тибрском о-ве. Фавна, дочь (или жена) Ф., представляет собою женскую ипостась названного бога. Подобно ему, она была вещей богиней и называлась Фатуей. В то же время она принадлежала к числу богинь женского производительного начала и, как таковая, отождествлялась с Майей, или Доброй богиней (Bona dea).

Ср. Motty, "De Fauno et Fauna sive Bona dea enis q ue mysteriis" (Б., 1840). Preller, "R ömissché Mythologie" (I т., 1881, стр. 379—392). Н. О..

Значения в других словарях
Фавицкий (дополнение к статье)

(Александр Павлович) — терапевт. С 1904 г. Состоит профессором по кафедре пропедевтической клиники в Имп. Военно-медицинской академии.. ..

Фавмасий

Один из девяти мучеников, пострадавших в гор. Кизике за распространение веры и исповедание Христа, в конце III века. После пыток Ф. Был обезглавлен. Память 29 апреля. См. Филимон, свят.. ..

Фавн обезьяна из семейства широконосых обезьян

(Cebus fatuellus) — обезьяна из рода сапажу, относящаяся к подсемейству цепкохвостых обезьян (Cebinae) в семействе широконосых, или обезьян Нового Света (Рlаtyrrhini). Называется также рогатым сапажу и спико. О признаках рода сапажу — см. Это слово. Голова Ф. Круглая, конечности мускулистые, хвост длиннее тела, довольно толстый и усаженный волосами. На темени над ушами 2 характерных хохолка из черных волос в 4 стм. Шерсть на спинной стороне тела черная, на груди, шее и животе желтовато-бурая. ..

Фавн, древнее божество Италии

(Faunus) — принадлежал к числу древнейших национальных божеств Италии, хотя многие чисто итальянские особенности его характера и культа сгладились вследствие отождествления его с греческим Паном. Ф. — добрый, милостивый бог (от favere — быть благосклонным. Отсюда же происходят имена Faustus, Faustulus, Favonius). В образе Ф. Древние италийцы почитали доброго демона гор, лугов, полей, пещер, стад, ниспосылающего плодородие полям, животным и людям, вещего бога, древнего царя Лациума и родоначальн..

Дополнительный поиск Фавн в мифологии Фавн в мифологии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фавн в мифологии" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фавн в мифологии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 16 символа