Фаворский свет

127

Тот таинственный свет, которым просияло лицо Господа И. Христа при преображении (просияло лице Его, как солнце, одежды его сделались белы, как свет. Матф. XVII, 2. Ср. Марка IX, 3 и Луки, IX, 29). В XIV столетии на Афоне, а затем и во всей греческой церкви возник по вопросу об "умной" молитве и Фаворском свете любопытный богослово-философский спор между Варлаамом Калабрийским, Никифором Григорой, Акиндином, патриархом Иоанном Калекой и др. С одной стороны и прп. Григорием Синаитом, прп. Григорием Паламой, митрополитом Солунским (1297—1360), монахом Давидом, Феофаном Никийским, Николаем Кавасилой и патриархами Калмитом и Филофеем — с другой. Последние принадлежали к защитникам так называемого "умного" делания — особого вида молитвенного созерцания или так называемого исихазма.

Противная партия считала такое созерцание делом не христианским, называла исихастов омфалопсихами (т. Е. Пупоумами) и признавала свет на Фаворе светом созданным для просвещения апостолов и бесследно исчезнувшим. Она рассуждала по силлогизму. Все видимое — создано, свет на Фаворе был видим, следовательно он был создан. Исихасты или "Паламиты" видели в Ф. Свете таиственное проявление Божественной славы, "Света присносущного". Борьба, в связи с переменами на императорском троне и попытками соединения церквей, продолжалась долго и упорно (соборы 1341 (два), 1347, 1351 и 1352 г.) и окончилась победой партии Гр. Паламы уже по его смерти. Учение его было признано истино православным на соборе 1368 г., и сам он причислен к лику святых.

Большая часть документов и сочинений той и другой стороны еще не изданы. Из 60 сюда относящихся сочинений пр. Григория Паламы напечатано лишь одно — Θεοφάνης. Взгляды на борьбу варлаамитов и паламитов различны. И. Е. Троицкий, П. В. Безобразов, А. С. Лебедев считают ее борьбой белого духовенства с черным, борьбой, проявившейся еще в XIII веке, в деле так назыв. Арсенитов;О. И. Успенский видит в ней борьбу аристотеликов с неоплатониками и сближает исихастов с богомилами. К. Радченко находит здесь борьбу западной рационалистической схоластики с восточной мистикой. Кое-что в учении исихастов сходно с учением западных мистиков Эригены и Эккарта. Учение их вошло в известный монашеский сборник "Добротолюбие" и выразилось у нас на Руси впервые в учении великого старца пр.

Нила сорского, основателя скитского жития в России.Литература. Игум. Модест, "Св. Григорий Палама" (Киев, 1860). Ф. И. Успенский, "Очерки по истории Византийской образованности" (СПб., 1892). Krumbacher, "Geschichte der byzantinischen Literatur" (Мюнхен, 1891, 100 — 105). Радченко, "Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием" (Киев, 1898). Сырку, "К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке" (СПб., 1899)..

Значения в других словарях
Фаворов Назарий Антонович

(1820—1897) — духовный писатель, протоиерей, сын диакона Рязанской епархии, магистр киевской духовной академии, в которой преподавал Свящ. Писание, патрологию и церковное красноречие. Был профессором богословия в киевском унив. Из соч. Ф. Особенно известны "Очерки нравственного православно-христианского учения" и "Очерки догматического православно-христианского учения". И те, и другие выдержали по восьми изданий. К тому же разряду следует отнести его "Чтения о догматических истинах православно-х..

Фаворский

Алексей Евграфович — химик, род. В 1860 г. Среднее образование получил в Нижегородской и Вологодской гимназиях. В 1878 г. Поступил на естественное отделение физико-математического факультета в Имп. СПб. Унив., где и окончил курс со степенью кандидата в 1882 г. Будучи студентом 4-го курса и по окончании курса работал в химической лаборатории унив. В отделении А. М. Бутлерова. В 1883 г. Поступил лаборантом в 1-е спб. Реальное училище, продолжая работать в университетской лаборатории. В 1886 г. Зан..

Фавр Адольф

(Favre, 1808—1886) — французский писатель. Издал сборник стихотворений "L'amour d'un ange", написал много повестей, рассказов и водевилей. Из его романов наиболее известны. "Le carrefour de la croix" (1854), "Le capitaine des archers" (1859), "La chasse à. Ma femme" (1861), "L'oeuvre du Démon" (1863), "Les métamorphoses de Bougival" (1864), "La coupe maudite" (1865), "L'amour et l'argent" (1868), "Comment un fils se marie" (1868), "L'épée de Saint Bernard" (1872), "Comment meurent les femm..

Фавр Антуан

(Favre, 1557—1624) — французский юрист. Получил в Турине степень доктора прав. 23 лет от роду выпустил первые книги "Conjecturarum juris civilis libri XX", на основании которых Куяций предсказал ему блестящую будущность. Ф. Всю жизнь провел на службе савойского герцога в качестве члена, потом президента шамберийского сената и отказался от предложения Людовика XIII занять место председателя тулузского парламента. Занимаясь комментированием римского права, он изучил основательно его букву и дух и ..

Дополнительный поиск Фаворский свет Фаворский свет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фаворский свет" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фаворский свет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 14 символа