Фортунатов Филипп Федорович

74

Выдающийся русский языковед, брат Ал. И Степ. Ф. Ф., профессор сравнительного языкознания в Моск. Унив. И ординарный академик по отделению русского языка и словесности СПб. Акд. Наук. Род. В 1848 г., учился в петрозаводской гимназии, в которой его отец был директором, и в Моск. Унив., в котором окончил курс в 1868 г. В 1871 г. Предпринял вместе с В. Ф. Миллером научное путешествие в Литву, результатом которого был ценный сборник литовских народных песен ("Известия Московского университета", 1872 г. И отд.). Вслед за этим он уехал в заграничную командировку, по возвращении из которой в 1875 г. Защитил диссертацию на степень магистра, представлявшую издание древнеиндийского текста Sâmaveda Aranyaka Samhitâ с приложением "Нескольких страниц из сравнительной грамматики индоевропейских языков".

Вскоре за сим он был избран в доценты Московского унив. В 1884 г. Различные выдающиеся отдельные исследования его, доставившие ему известность в науке и за границей, снискали ему степень доктора сравнительного языкознания honoris causa, предложенную одновременно Киевским и Московским унив. В 1898 г. Ф. Был избран в члены Академии наук, а в 1902 г., после 30-летней профессорской деятельности, оставил Москву и переселился в Петербург. Отличное знакомство со славянскими и балтийскими, или литовскими, языками характеризует все работы Ф., из которых особо выдающееся значение имеют исследования литво-славянского и индоевропейского ударения, пролагавшие пути в область, в то время еще нетронутую и получившую с тех пор громадную научную важность.

Можно сказать, что в этой области Ф. Является первым пионером и одним из основателей современного учения об индоевропейском ударении, родоначальником исследований Лескина, Гирта, Штрейтберга и других новейших акцентологов. К заслугам Фортунатова относится и то, что он первый в наших университетах начал читать курсы по литовскому языку, столь важному для сравнительного языкознания вообще и славянского в особенности. Кроме того, он читал и общие курсы по фонетике и морфологии индоевропейских языков, а также специальные по старославянскому и готскому языкам. По литовскому языку он напечатал несколько статей в "Beiträge zur vergl. Sprachforschung" Куна и Шлейхера, в "Beiträge zur Kunde der indogerm. Sprachen" Бецценбергера и в московском "Критическом обозрении".

Кроме того, в 80-х и 90-х годах явился ряд его статей и рецензий в "Mittheilungen der litauischen litterarischen Gesellschaft", в геттингенских "Gelehrte Anzeigen" и в латыш. Журнале "Austrums". В 1897 г. Под его редакцией вышел первый выпуск "Литовского словаря А. Юшкевича", изданного Академией наук и составляющего в высшей степени ценное научное приобретение благодаря полноте и новизне материала. Фонетике санскрита посвящены. Статья "L + dental im Altindischen" в "Beiträge" Беццейбергера (т. VI) и позднейшая работа о том же предмете "Индоевропейские плавные согласные в древнеиндийском языке", явившаяся в юбилейном сборнике в честь Ф. Е. Корша Χαριστήρια (1896). Немецкий перевод ее, сделанный проф. Сольмсеном, появился в "Zeitchrift für vergleich.

Sprachforschung" Куна (т. XXXVI), где напечатан и другой интересный этюд Ф., "Ueber die schwache Stufe des urindogermanischen a-vokals". Главное значение в научной деятельности Ф. Имеют его труды в области литво-славянской акцентологии, открывающиеся весьма ценной статьей "Zur vergleichenden Betonungslehre der lituslavischen Sprachen" в "Archiv für slavische Philologie" Ягича (т. IV, 1880 и т. XI). Здесь установлен ряд новых законов ударения и количества, давших отправную точку для исследований Лескина и др., высказаны важные замечания относительно русского полногласия и связи некоторых особенностей его с отношениями ударения и т. Д. Дальнейшее развитие взглядов Ф. В этой области дает его исследование "Об ударении и долготе в балтийских языках.

I. Ударение в прусском языке", явившееся в "Русском филолог. Вестнике", 1895 (нем. Перевод проф. Сольмсена в "Beiträge" Бецценбергера, т. XXII). Фонетика общеславянского и старославянского языков служила предметом интересных и во многом самобытных университетских курсов Ф. Издание этих лекций его (в "Известиях" Моск. Унив.) давно уже начато (равно как немецкий перевод Бернекера, печатающийся в Лейпциге), но до сих пор они еще не обнародованы. Некоторые основные положения учения Ф. Изложены им в его статье в "Архиве" Ягича (т. XI—XII). "Phonetische Bemerkungen veranlasst durch Miciosich's Etymologisches Wörterbuch der Slavischen Sprachen", где он излагает свои взгляды на формы общеславянского языка, часто несогласные со взглядами Миклошича.

Ценны и критические статьи Ф., часто излагающие и собственные взгляды критика на затронутые ее авторами вопросы. Таковы. Отзыв о "Синтаксических исследованиях" А. В. Попова, талантливого, рано умершего ученика Потебни (в "Отчете о присуждении Уваровских премий", 1884), где находим ряд оригинальных гипотез Ф. О происхождении некоторых падежных окончаний индоевропейских языков, — и рецензия на сочинение ученика Ф., проф. Ульянова, "Значения глагольных основ в литовско-славянском языке" ("Отчеты о присуждении Ломоносовской премии", 1895). К ученикам Ф. Принадлежат проф. Варшавского университета, ныне его ректор Г. К. Ульянов (см.), академик А. А. Шахматов, приват-доцент Московского унив. В. К. Поржезинский, В. Н. Щепкин, Яблонский и др.

До некоторой степени учениками Ф. Могут считаться профессора Казанского унив. Е. Ф. Будде и Одесского Б. М. Ляпунов. Из нерусских ученых, занимавшихся у Ф., назовем проф. Боннского унив. Сольмсена, проф. Гельсингфорсского унив. Миккола, доктора Бернекера и т. Д. Среди современных лингвистов Ф. Занимает совершенно самостоятельное и независимое положение. В начале своей научной деятельности он несколько отражал влияние геттингенской школы (Фик) и отчасти Шлейхера, но впоследствии совершенно эмансипировался от него и пошел своим оригинальным путем. Характерной особенностью метода Ф. Является наклонность объяснять различные позднейшие фонетические особенности индоевропейских языков существованием соответствующих минимальных разниц уже в индоевропейском праязыке — прием, не составляющий исключительной особенности Ф.

(на нем основаны гипотезы о двух и трех рядах заднеязычных согласных в индоевропейском праязыке Асколи-Фика-Шмидта, современное учение об индоевропейском вокализме и т. Д.), но никем, вероятно, из лингвистов не применявшийся так широко и систематически. Фонетические гипотезы Ф. Отличаются остроумием и сложностью комбинации, но страдают некоторой схематичностью и отвлеченностью, лишающими их иногда убедительности. Эта отвлеченность или метафизичность построений Ф. Объясняется отсутствием у них надлежащей антропофонической, или звукофизиологической, основы. Вследствие этого у Ф. Нередко решение известной фонетической проблемы только отодвигается в область праязыка, но не разрешается действительным образом, и таким образом трудность "wird verschoben, aber nicht gehoben".

Важное научное значение трудов Ф., впрочем, не колеблется этим недостатком, так как, несмотря на него, они в высшей степени возбуждают научную мысль и вызывают дальнейшую научную работу над затронутыми им вопросами.С. Б—ч..

Значения в других словарях
Фортунатов Степан Федорович

Историк, род. В 1850 г. В Вологде, в гимназии учился в Петрозаводске и Москве. Окончил курс в Моск. Университете со степенью кандидата исторических наук. Оставленный при университете для подготовления к профессуре, отправился за границу, где слушал лекции фрейбургского профессора Гольста по истории Соединенных Штатов. С 1886 г. Состоит приват-доцентом Московского университета, читая поочередно курсы по истории европейских государств XIX в. И Соединенных Штатов. В 1872—1876 гг. Был лектором на вы..

Фортунатов Федор Николаевич

I(ум. 1872) — писатель. Был директором петрозаводской гимназии. Написал несколько статей по вопросам воспитания — "О старинных русских костюмах в Грязовецком и Сольвычегодском уу. Володской губ." ("Труды 1 археол. Съезда в Москве", т. I), "Памятные заметки вологжанина" (биографические очерки Сперанского, Магницкого, Трощинского и др. Напечатаны в "Русск. Архиве" за 1867 г., № 12), "Воспоминания о СПб. Унив. За 1830—33 гг." ("Русс. Арх.", 1869 г.). В 1868 г. Ф. Приступил к печатанию в "Вологодски..

Фортунатов Яков Иванович

(ум. 1871 г.) — воспитанник Казанской духовной семинарии, преподаватель семинарий томской и казанской, знаток языков татарского и арабского, автор труда "Мысли Корана, благоприятные для обращения мухаммедан в христианство" (в "Миссионерском сборнике", 1875, вып. VII).. ..

Фортуни

(Мариано Fortuny-y-Carló) — значительнейший из испанских живописцев XIX столетия. Род. В Реусе (в Каталонии) 11 июня 1839 г. Поступив очень юным в Барселонскую академию художеств, он учился в ней под руководством Палау и, кроме того, посещал частную школу, которую содержал живописец Кл. Лоренсалез, ученик Овербека. Знакомство с рисунками Гаварни направило Ф. На путь, соответствовавший его дарованию, и он стал усердно работать самостоятельно с натуры. В 1857 г. На конкурсе Барселонской акд. Была ..

Дополнительный поиск Фортунатов Филипп Федорович Фортунатов Филипп Федорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фортунатов Филипп Федорович" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фортунатов Филипп Федорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 27 символа