Фортуни

64

(Мариано Fortuny-y-Carló) — значительнейший из испанских живописцев XIX столетия. Род. В Реусе (в Каталонии) 11 июня 1839 г. Поступив очень юным в Барселонскую академию художеств, он учился в ней под руководством Палау и, кроме того, посещал частную школу, которую содержал живописец Кл. Лоренсалез, ученик Овербека. Знакомство с рисунками Гаварни направило Ф. На путь, соответствовавший его дарованию, и он стал усердно работать самостоятельно с натуры. В 1857 г. На конкурсе Барселонской акд. Была присуждена ему премия, сопряженная с правом на поездку в Рим в качестве пенсионера правительства. Устроившись в этом городе, он принялся копировать с Рафаэля, изучал нагую человеческую натуру, народные типы и костюмы, занимался пейзажными этюдами в римских окрестностях и написал картины "Св.

Мариан" для одной из реусских церквей и "Проповедующий ап. Павел" и "Св. Георий, убивающий дракона". В 1860 г. Барселонская провинциальная депутация поручила ему сопровождать ген. Прима в его марокканском походе и изобразить на полотне колоссальной величины "Взятие испанцами лагеря Мулея-эль-Аббаса". Исполнение этой картины не пошло дальше наброска ее общей композиции и заготовления этюдов для отдельных ее частей, но пребывание в Марокко доставило Ф. Возможность изучить богатую красками природу этой страны и своеобразно-живописный быт ее обитателей и в сильной степени способствовало развитию врожденной колористической способности художника. По возвращении своем в Рим он писал масляными красками и акварелью, при помощи собранных в Африке материалов, отдельные фигуры и жанровые восточные и римские сцены, а также начал упражняться в офортном гравировании.

К этому времени относятся его картины. "Праздники у кабилов и негров", "Кабилы молотильщики", "Барокки", "Сад виллы Боргезе", "Одалиска", "Il Contino", "Коллекционеры, посещающие музей древностей", "Мавританка" и нек. Другие, являвшиеся по большей части на выставках в Барселоне и Мадриде. В 1865 г. Ф. Посетил испанскую столицу, копировал там в музее дель Прадо произведения Веласкеса, Риберы и Гойи, написал прелестную по гармонии красок "Фантазию" и "Укротителя змей", а затем отправился в Париж, где сблизился с Мейссонье, Жеромом, Рико, Замакоисом и вошел в сношение с картиноторговцем Гупилем, который, по достоинству оценив его талант, нашел выгодным для себя заказать ему целый ряд работ. Вернувшись в 1866 г.

В Рим, художник уселся за исполнение этого заказа и через три года выслал Гупилю несколько своих произведений, в том числе картины "Академики времен Людовика XV, осматривающие раздетую натурщицу" и "Свадьба в ризнице (викарии) мадридской церкви". Выставка этих картин составила крупное событие в парижском художественном мире и положила начало всесветной известности Ф. Как высокодаровитого, крайне оригинального мастера. Не только оконченные работы, но и беглые наброски его кисти, карандаша и пера стали покупаться нарасхват по баснословно высоким ценам. Приобретя таким образом громкую репутацию, он поддерживал ее своими последующими работами, каковы, напр., картины "Путешественники на привале", "Пьяный пищальник", "Сад", "Задний двор в Альгамбре", "Зала Абенсерагов", "Карнавальская сцена в XVIII стол.", "Аркадцы", "Академики св.

Луки", "Ночные похороны", "Беседа в саду", "Сеанс фехтованья" и мн. Друг. Сделав в 1870—72 гг. Поездку на юг Италии, Ф. На возвратном пути оттуда в Рим ненадолго остановился в Лондоне. В Риме он с прежним жаром принялся было за труд, но заболел и должен был отправиться для восстановления своего здоровья в окрестности Неаполя. В начале ноября 1874 года он перебрался назад в Рим, где нежданно и умер 21-го числа того же месяца. Ф. Был находчив и оригинален в композиции, смел и ловок в рисунке, наделен, как редко кто-либо другой, чувством красок, но виртуозность техники, постоянная забота поражать эффектностью цветистого, но гармоничного колорита и щегольство то тонкостью, то шириной исполнения преобладали у него над идеей, и его композиции в большинстве случаев бывали ничтожны по содержанию.

Словом, талант Ф. Был чисто внешнего свойства. Его картины ласкают зрение, но не говорят ничего ни уму, ни сердцу. Несмотря на то, он имел огромное влияние на испанских, итал. И франц. Живописцев, не исчезнувшее и до сего времени. Теми же достоинствами и недостатками, как и картины Ф., отличаются его акварели, из которых наиболее замечательны "Марокканский продавец ковров" и "Кафе ласточек". Большое мастерство выказал Ф. Также в рисунках пером и офортах. Для последних образцами служили ему гравюры Рембрандта. Ср. Baron Ch. Davillier, "Fortuny, sa vie, son oeuvre, sa correspondance" (П., 1875). Jose Yriarte, "Fortuny, noticia biografic a -critica" (Барселона, 1881) и А. Матушинский, "Mapиано Ф." ("Вестн. Изящн. Искусств", т. I, 1883).

А. С—в..

Значения в других словарях
Фортунатов Филипп Федорович

Выдающийся русский языковед, брат Ал. И Степ. Ф. Ф., профессор сравнительного языкознания в Моск. Унив. И ординарный академик по отделению русского языка и словесности СПб. Акд. Наук. Род. В 1848 г., учился в петрозаводской гимназии, в которой его отец был директором, и в Моск. Унив., в котором окончил курс в 1868 г. В 1871 г. Предпринял вместе с В. Ф. Миллером научное путешествие в Литву, результатом которого был ценный сборник литовских народных песен ("Известия Московского университета", 1872..

Фортунатов Яков Иванович

(ум. 1871 г.) — воспитанник Казанской духовной семинарии, преподаватель семинарий томской и казанской, знаток языков татарского и арабского, автор труда "Мысли Корана, благоприятные для обращения мухаммедан в христианство" (в "Миссионерском сборнике", 1875, вып. VII).. ..

Фортуни Мариано

(Fortuny-y-Carló) — значительнейший из испанских живописцев XIX стол., род. В Реусе (в Каталонии) 11 июня 1839 г. Поступив очень юным в Барселонскую академию худ., он учился в ней под руководством Палау и, кроме того, посещал частную школу, которую содержал живописец Кл. Лоренсалез, ученик Овербека. Знакомство с рисунками Гаварни направило Ф. На путь, соответствовавший его дарованию, и он стал усердно работать самостоятельно с натуры. В 1857 г. На конкурсе Барселонской акд. Была присуждена ему п..

Дополнительный поиск Фортуни Фортуни

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фортуни" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фортуни, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 7 символа