Масора

254

(возможно, от древнеевр. "масар" - "передавать"), еврейская традиция, фиксирующая канонический текст Библии. Первоначально еврейская Библия была написана консонантным письмом. Гласные не указывались, хотя иногда долгие гласные и дифтонги обозначались соответствующими буквами. Для семитоязычных читателей отсутствие гласных не создает затруднений, так как смысл написанного во многом ясен из контекста. Однако, с точки зрения теологии, в священных текстах крайне нежелательно оставлять "лазейки" для "еретической" интерпретации. Благодаря деятельности масоретов текст еврейской Библии снабжен знаками огласовки и кантилляции. Считается, что масора была завершена к 10 в. Н.э., но основная работа проводилась до 7 в., поскольку Коран уже следует масоретской традиции полной огласовки.

Масоретская вокализация не существовала в раннее время, что видно по Септуагинте, греческому переводу еврейской Библии (2 в. До н.э.). Например, стих Ис 24:23 гласит. "И покраснеет луна (лвн), и устыдится солнце (хм)". В Септуагинте же появились "кирпич" (евр. "левена") вместо "луны" (масоретское "левана") и "стена" (евр. "хома") вместо "солнца" (масоретское "хама"). Такое расхождение вызвано отсутствием знаков огласовки. Другая особенность домасоретского периода - свобода в передаче текста. В самой Библии некоторые фрагменты сохранились в двух или даже в трех вариантах. Так, десять заповедей представлены дважды (Исх 20:2-17 и Втор 5:6-18), и различия между ними нельзя свести к ошибкам переписчиков. Чтение согласно версии в Книге Исхода.

"Помни (зехор) день субботний, чтобы святить его", в то время как чтение согласно версии в Книге Второзакония. "Наблюдай (шемор) день субботний, чтобы свято хранить его". Эту непоследовательность в дошедших до нас древних памятниках хорошо иллюстрирует сопоставление 2 Цар 22 и Пс 17. Очевидно, что оба фрагмента являются одним произведением, представленным в двух версиях. Масореты уничтожали рукописи еврейской Библии, отклонявшиеся от принятого ими варианта (Textus receptus), поэтому серьезные расхождения в библейских рукописях были неизвестны вплоть до 1947, когда в Кумране были найдены т.н. Свитки Мертвого моря. Они включали тексты Книги Исайи, сильно отличавшиеся от Textus receptus и друг от друга. Их ценность в том, что они представляют домасоретский текст, который свидетельствует о непоследовательности в передаче текста священных книг, Конец этой распространенной практике положила унификация, проведенная масоретами и лидерами еврейских общин, действовавшими по их программе.

Открытие других рукописей Мертвого моря из Вади-Мураббат, датируемых временем восстания Бар-Кохбы (132-135), показало, что Textus receptus создавался и распространялся в период между разрушением Иерусалима в 70 (тогда кумранские свитки уже были спрятаны) и 132, поскольку тексты Вади-Мураббат совпадают с Textus receptus. Как правило, масореты не вносили исправлений в консонантный текст. Редкие поправки переписчиков имели место, если не было иной возможности избежать чтения, противоречившего основополагающим вероучительным принципам. Например, первоначальное чтение Быт 18:22 ("Господь же еще стоял пред лицем Авраама") с теологической точки зрения кощунственно, поскольку создается впечатление, что Авраам превыше Бога.

В результате исправления этот стих в Textus receptus приобрел вид. "Авраам же еще стоял пред лицем Господа". Но в большинстве случаев масореты исходили из принципа, что консонантный текст изменению не подлежит, а вмешательство должно ограничиваться исправлением огласовки и примечаниями на полях. Масора включала в себя также сложную систему музыкальных знаков (акцентов), которые задают правильное интонирование (распев) при чтении Библии в синагоге и одновременно интонационно членят фразы подобно современным знакам препинания. Существуют три масоретские системы. Вавилонская, палестинская и тивериадская. Последняя стала общепринятой и теперь является стандартной для всех изучающих иврит. Хотя масора - явление позднее, она в какой-то степени отражает живой библейский язык.

Невозможно провести реконструкцию библейского произношения, не взяв за основу масоретскую систему огласовки. Вокализация средневекового и современного иврита (в том числе и в Израиле) также основана на масоретской. Хотя масореты стремились, в первую очередь, представить авторитетный текст еврейской Библии, результат выполненной ими работы превзошел первоначальный замысел, так как была закреплена система гласных (а следовательно, также морфология и нормы произношения) иврита, возрожденного в 20 в. И ставшего одним из государственных языков Израиля..

Значения в других словарях
Маслина Европейская

Маслина культурная, оливковое дерево (Olea europaea), вечнозеленое дерево семейства маслиновых (Oleaceae) из Средиземноморья. Маринованные плоды используют в пищу, а свежие - для получения кулинарного масла, жмых скармливают скоту, из древесины изготавливают токарные и столярные изделия на протяжении всей документированной истории этого региона. Дерево, иногда колючее, достигает в высоту 7,6 м и значительного диаметра. Растет исключительно долго (до 2 тыс. Лет). Листья супротивные, ланцетные, се..

Маслоу Абрахам

(Maslow, Abraham Harold)(1908-1970), американский психолог, выдвинул теорию мотивации, вступившую в противоречие с рядом основных положений традиционной психологии. Маслоу родился в Бруклине (Нью-Йорк) 1 апреля 1908, окончил Сити-колледж Нью-Йорка и Висконсинский университет. Преподавал психологию в Висконсинском университете, Бруклинском колледже и университете Брандейса. В 1967 и 1968 Маслоу избирался президентом Американской психологической ассоциации. Умер он в Менло-Парк (шт. Калифорния) 8 ..

Масса

Физическая характеристика тела, являющаяся мерой того сопротивления, которое оно оказывает любым изменениям своего состояния покоя или движения, т.е. Мера инерции тела. Опытным путем установлено. Чтобы сообщить телу ускорение a, к нему следует приложить неуравновешенную силу f, величина которой пропорциональна требуемому ускорению. Это положение, впервые сформулированное И.Ньютоном, называется вторым законом Ньютона. Данный закон выражается формулой. ..

Массейс Квинтен

(Massys, Metsys, Quentin)(1466-1530), или Метсейс, нидерландский художник, один из крупнейших представителей Антверпенской школы живописи. Его живопись знаменует в нидерландском искусстве переход от поздней готики к Возрождению. Стиль Массейса сформировался в русле нидерландской традиции. Позднее он испытал влияние таких художников, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Его заказчиками были нидерландские гильдии и религиозные братства, датский король и гуманист Эразм Роттердамский, португальск..

Дополнительный поиск Масора Масора

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Масора" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Масора, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа