Хэ Ту И Ло Шу

149

План (карта) [[из Желтой]] реки и Письмена (документ) [[из реки]] Ло - нумерологические (сян шу чжи сюэ) пространственно-числовые (троично-пятеричные) схемы, "магический крест" и магический квадрат соответственно, образованные по квадратно-девятиклеточной модели "канона" (цзин), в качестве универсальных методологических матриц использовавшиеся для представления любых понятийно-образных категорий китайской философии и науки, но прежде всего символов и чисел Чжоу и, благодаря чему в эпоху Сун (11-13 вв.) они легли в основу обязанного им своим именем нумеролого-методологического "учения о планах и письменах" (ту шу чжи сюэ). В религиозно-мифологических представлениях хэ ту и ло шу выступали в качестве магических символов, изначально определивших культурное развитие и своим новым появлением знаменующих наступление вселенской гармонии и общественного благоустройства.

Словосочетание "хэ ту" встречается уже в гл. 50/52 Шу цзина (8-6 вв. До н.э.), но его точное значение там трудноопределимо. Конфуций видел в хэ ту благовещее знамение (Лунь юй, IX, 8/9). В приписываемой ему философской части Чжоу и - Си цы чжуани (Комментарий привязанных слов, 4 в. До н.э.) хэ ту и ло шу определяются как "образцы для совершенномудрых (шэн1) людей". В гл. 20 Гуань-цзы (5-3 вв. До н.э.) появления хэ ту и ло шу причислялись к предзнаменованиям, по которым прежде люди "постигали предопределение (мин1)". Лю Синь (1 в. До н.э. - начало 1 в. Н.э.) отождествил хэ ту с восемью триграммами, а ло шу - с кратким изложением содержания предельно схематизированной и методологизированной гл. Хун фань (Величественный образец) Шу цзина, входящим в саму эту главу.

Ян Сюн (1 в. До н.э. - начало 1 в.) сообщил легенду, согласно которой мифический создатель китайской цивилизации Фуси увидел хэ ту на боках "дракона-коня", появившегося из Желтой реки (Хуан-хэ), а ло шу - на панцире чудесной черепахи из реки Ло (Ло-шуй) и вдохновился этими знаками на создание восьми триграмм. В Хань шу (История [[династии]] Хань, 1 в.), гл. 27 У син чжи (Трактат о пяти элементах), представлена версия, согласно которой Фуси на основе хэ ту создал восемь триграмм, а основатель династии Ся культурный герой Юй (23 в. До н.э.) использовал письмена на панцире черепахи из реки Ло, сформулировав "девять разделов" (цзю чоу) текста Хун фань. В эпоху Хань (3 в. До н.э. - 3 в. Н.э.) существовали апокрифические сочинения "хэ ту" в девяти главах (пянь) и "ло шу" в шести главах (указанные числа имеют в данном случае характеризующее их нумерологическое значение).

Даосский наставник Чэнь Туань (ок. 906-989), комментируя символы и числа Си цы чжуани с помощью пространственной структуры "девяти дворцов" (цзю гун), включающей в себя числа от 1 до 9 и 8 триграмм, и соответствующих пяти элементам числовых пар 1-6, 2-7, 3-8, 4-9, 5-10, описал "драконовый план" (лун ту), охватывающий хэ ту и ло шу. Следуя за ним, Лю Му (11 в.) разделил эти схемы и дал им соответствующие названия, а Чжу Чжэнь (1072-1138) представил в стандартном изображении. Ученый и нумеролог Цай Юаньдин (1135-1198), восприняв эту традицию и полагая, что первоначально хэ ту и ло шу изобразил потомок Конфуция Кун Аньго (2 в. До н.э.), за которым последовали Лю Синь и Шао Юн (1011-1077), выдвинувший тезис об универсальной первичности чисел (шу1), а затем и Лю Му вместе с тем указал на то, что в версии Лю Му - Чжу Чжэня названия схем переставлены местами.

Он осуществил обратную переставку, которую воспринял его единомышленник Чжу Си (1130-1200), канонизировавший ее благодаря своему высочайшему авторитету в классическом трактате Чжоу и бэнь и (Коренной смысл "Чжоуских перемен"). В 17 - начало 18 в. Хуан Цзунси и Ху Вэй оспаривали интерпретацию этих схем, представленную Чжу Си. В 20 в. Гао Хэн обосновал предположение, что в древности под названиями "хэ ту" и "ло шу" фигурировали некие трактаты по географии. На рис. 1,а, рис. 2,а представлены стандартные чжусианские изображения хэ ту и ло шу, где, видимо восходя к даосской интерпретации, светлые кружки означают нечетные числа, темные - четные. Сумма нечетных чисел магического квадрата ло шу составляет 25 (1 + 3 + 5 + 7 + 9), четных - 20 (2 + 4 + 6 + 8).

Сумма всех троек чисел по вертикали, горизонтали и диагонали - константа 15 (в чем и состоит магичность), а всего - 45. Суммы нечетных и четных чисел "магического креста" хэ ту составляют соответственно 25 и 30, в совокупности - 55, т.е. Указанное в Си цы чжуани (I, 8) "число Неба и Земли" (тянь ди чжи шу). Согласно толкованию Лю Му, при сложении отдельно четных и нечетных чисел двух схем получается также указанное в Си цы чжуани и использовавшееся в китайской математике "число великого расширения" (да янь чжи шу) - 50. Общие суммы чисел каждой из схем якобы уменьшены либо увеличены на 5 относительно 50 для того, чтобы скрыть это таинственное число.Рис. 1. А - изображение схемы хэ ту, восходящее к 11 в. Б - современная схематизация хэ ту.Рис.

2. А - изображение схемы ло шу, восходящее к 11 в. Б - современная схематизация ло шу.Хэ ту и ло шу представляют собой стандартные нумерологические матрицы, в основе которых лежит "канон"(цзин1, см. Цзин Вэй),то есть девятиклеточный квадрат. Хэ ту занимает в нем пять клеток, каждой из которых соответствует пара чисел натурального ряда от 1 до 10. Числа в парах различаются на 5 (1 и 6, 2 и 7 и т.д.). Первая пятерица (1, 2, 3, 4, 5) суть "порождающие числа" (шэн у), вторая (6, 7, 8, 9, 10) - "формирующие числа" (чэн шу). Эти числовые элементы хэ ту могут быть соотнесены с восьмью триграммами, пятью элементами, пятью сторонами света и другими категориальными комплексами. Ло шу представляет собой девятиклеточный квадрат как таковой, генетически соотносящийся с аналогичной структурой древнейшего ритуального помещения - "пресветлого престола" (мин тан), и в то же время выступающий в качестве своеобразной "математической машины".

Складывая соседние числа против хода часовой стрелки и каждый раз используя в качестве первого слагаемого полученную сумму, можно получить следующее по порядку число. 1 + 6 = 7. 7 + 2 = 9 и далее, сбрасывая с суммы десяток. 9 + 4 = 13. 13 - 10 = 3. 3 + 8 = 11. 11 - 10 = 1. Существует вариант ло шу, расширенный до квадрата 8ґ8 с магической константной суммой 260 и заполняемый 64 гексаграммами. Схема хэ ту соотнесена с порядком триграмм по Фуси (см. Гуа) -"преднебесным" (сянь тянь), т.е. Генотипическим, априорным. Ло шу - с порядком триграмм по Вэнь-вану - "посленебесным" (хоу тянь), т.е. Фенотипическим, апостериорным. Обе схемы представляют собой формальный аппарат, позволяющий вводить в него любую информацию (космологические объекты, отрезки времени, звуки, цвета, части тела, акупунктурные каналы и точки, парафизиологические органы, алхимические элементы и т.п.) и оперировать ею согласно их внутренним закономерностям.

На их традиционных изображениях кружки соединены отрезками, отражающими структуру числа (например, 8 представлено как две четверки или четыре двойки, 5 - как 3 и 2 и т.д.), что также учитывается при практическом применении схем.ЛИТЕРАТУРАФалев А.И. Классическая методология традиционной китайской чжэньцзю-терапии. М., 1992 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Хьюз Уильям Моррис

(Hughes, William Morris)(1864-1952), австралийский политический деятель. Родился 25 сентября 1964 в Ллансантффрейде (графство Монтгомеришир, Уэльс). Образование получил в местной школе и в Вестминстере. Переехал в Австралию. С 1884 избирался на несколько сроков подряд в парламент Нового Южного Уэльса, а затем - в первый парламент страны. Хьюз был профсоюзным организатором и до 1914 работал в администрации ряда профсоюзов. В 1908-1909, 1910-1913 и 1914-1921 занимал пост генерального прокурора. В ..

Хьюстон Джон

(Huston, John) (1906-1987), американский режиссер, актер, сценарист и продюсер. Родился 5 августа 1906 в Неваде (шт. Монтана) в семье актера. В молодости занимался живописью, журналистикой, разведением лошадей, затем обосновался в Голливуде, играл эпизодические роли и работал ассистентом режиссера по диалогам. В 1930-е годы изучал живопись в Париже, играл в театре, был редактором журнала в Нью-Йорке и лишь к началу 1940-х годов определился как сценарист, завоевав известность фильмами Иезавель (J..

Хэзлитт Уильям

(Hazlitt, William)УИЛЬЯМ ХЭЗЛИТ. Рисунок У.Бьюика.(1778-1830), английский журналист, эссеист, теоретик романтизма, чья проза повлияла на стиль многих писателей, начиная с Д.Китса и кончая У.С.Моэмом. Родился 10 апреля 1778 в Мейдстоне (графство Кент), в семье священника-унитария. В 1783 Хэзлиты эмигрировали в Филадельфию, но вскоре переселились в Бостон. В 1787, вернувшись в Англию, семья обосновалась в Уэрне (графство Шропшир). В 1793-1795, обучаясь в колледже, приобрел прекрасное знание древни..

Хэллам Генри

(Hallam, Henry) (1777-1859), английский историк, родился в Виндзоре 9 июля 1777. Получил образование в Итоне и Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета, в течение нескольких лет практиковал как юрист. После смерти отца в 1812 Хэллам унаследовал значительное состояние и решил полностью посвятить себя историческим исследованиям. Первой же работой - Рассмотрение состояния Европы в Средние века (A View of the State of Europe During the Middle Ages, 1818) он завоевал научную репутацию, которая ..

Дополнительный поиск Хэ Ту И Ло Шу Хэ Ту И Ло Шу

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хэ Ту И Ло Шу" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хэ Ту И Ло Шу, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 13 символа