Чжоу Дуньи

137

Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы, Чжоу Юань-гун (1017-1073), китайский философ и литератор, главный основоположник неоконфуцианства. Родился в 1017 в Индао (совр. Уезд Даосянь провинции Хунань). Происходил из семьи чиновника, в 1036-1071 находился на государственной службе, занимая административные посты среднего уровня. Через своего дядю по матери, ставшего ему приемным отцом, крупного чиновника Чжэн Сяна был связан с консервативной группировкой при дворе, которая противодействовала реформам Ван Аньши (1021-1086). Однако с последним Чжоу Дуньи, по некоторым свидетельствам, имел личную встречу в 1060 и оказал на него сильное впечатление. Прямыми учениками Чжоу Дуньи были основоположники неоконфуцианства братья Чэн (Чэн Хао (1032-1085), Чэн И (1033-1107)).

Посмертно в 1120 получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального), в 1241 удостоился титула графа (бо) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319, князь Даого. 1714, "древний мудрец"). Умер Чжоу Дуньи в Лушани провинции Цзянси 14 июля 1073."ПЛАН ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА" Чжоу ДуньиГлавные философские сочинения - Тай цзи ту шо (Изъяснение Плана Великого предела, русский перевод И.Я.Бичурина, 1832. Н.Зоммера, 1851. В.А.Кривцова, 1958. Е.А.Торчинова, 1982. В.Е.Еремеева, 1993) и Тун шу (Книга проникновения), или И тун (Проникновение в "Перемены". Русский перевод Н.Я.Бичурина, 1832). Ортодоксальной считается их текстологическая и идейная трактовка в комментарии Чжу Си (1130-1200),утвердившего и атрибуцию Тай цзи ту шо, в которой сомневался его современник Лу цзююань (1139-1193), указывавший на принципиальное отличие этого трактата И тун.

В период правления династии Мин (1368-1644) творческое наследие Чжоу Дуньи было сведено воедино и сопровождено пояснительными текстами в собрании сочинений, которое в дальнейшем фигурировало под тремя синонимичными названиями. Чжоу-цзы цюань шу (Полное [[собрание]] письмен философа Чжоу), Чжоу Ляньси цзи (Собрание [[сочинений]] Чжоу Ляньси) и Чжоу Юань-гун цзи (Собрание [[сочинений]] Чжоу-князя Изначального). Тай цзи ту шо представляет собой сжатый, но содержательный комментарий к графической схеме ("Плану Великого предела"), производной от аналогичных схем У цзи ту (Плана Беспредельного, или Плана Предела отсутствия/небытия) даоса Чэнь Туаня (10 в.) и Тай цзи сянь тянь чжи ту (Преднебесного плана Великого предела) из входящего в Дао цзан (Сокровищницу дао) даосского трактата, созданного не позднее середины 8 в., Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту, (Планы чудесного канона высочайшего и величайшего в истинное начало), одним из источников которых был первый канон даосской алхимии [[Чжоу и]] цань тун ци (Триединое согласие [["Чжоуских перемен"]], или Единение триады согласно "Чжоу и") Вэй Бояна (2 в.).

По Тай цзи ту шо, все многообразие мира. Силы инь ян, "пять элементов" (у син1, в трактате названы "пятью пневмами" - у ци, см. ЦИ-ПНЕВМА), четыре времени года и вплоть до "тьмы вещей" (вань у), а также добро и зло (шань - э), "пять постоянств" (у чан), названы "пятью природами" - у син3, и вплоть до "тьмы дел" (вань ши, см. ЛИ-ПРИНЦИП. У-ВЕЩЬ. ВЭЙ-ДЕЯНИЕ), - исходит из "Великого предела" (тай цзи). Тот в свою очередь следует за "Беспредельным", или "Пределом отсутствия/небытия" (у цзи). Термин "у цзи", допускающий двоякое понимание, возник в изначальном даосизме (Дао дэ цзин. В§ 28), а коррелятивный ему термин "тай цзи" - в конфуцианстве (Си цы чжуань, I, 11). Чжу Си (12 в.) истолковал сопряжение этих гетерогенных терминов как их синонимичное употребление, обозначающее сущностное тождество "Великого предела" и неисчерпаемой первозданности бытия ("Беспредельного").

Однако его оппонент Лу Цзююань утверждал, что здесь выражена даосская идея первичности "отсутствия/небытия" (ср. Дао дэ цзин, В§ 40) и поэтому Тай цзи ту шо не мог быть написан ревностным конфуцианцем Чжоу Дуньи. Порождающая функция "Великого предела" реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга "движение" и "покой" (цзин2, см. Дун-цзин).Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изначального даосизма (Дао дэ цзин, В§ 37. Чжуан-цзы, гл. 13). Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т.е. "у цзи", проявляется в качестве "подлинности/искренности" (чэн1). Эта категория, совмещающая онтологический ("путь Неба", см. Дао) и антропологический ("путь человека") смысл, была выдвинута первыми конфуцианцами (в Мэн-цзы, Чжун юне, Сюнь-цзы, 4-3 вв до н.э.), а в Тун шу заняла центральное место.

Определяющая высшее благо (чжи шань) и "совершенномудрие" (шэн1) "подлинность/искренность" в идеале требует "главенства покоя" (чжу цзин), то есть отсутствия желаний, мыслей, деяний. Главное теоретическое достижение Чжоу Дуньи - сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики) и чрезвычайно простую, основанную прежде всего на Чжоу и мировоззренческую систему, в рамках которой получила освещение не только конфуцианская, но и даосско-буддийская проблематика.ЛИТЕРАТУРАБичурин Н.Я. Изображение Первого начала, или О происхождении физических и нравственных законов. - Московский телеграф, 1832, ч. 48, № 21-23 Зоммер Н. Об основаниях китайский философии.

- Ученые записки Казанского университета за 1851 г. Т. 1 Кривцов В.А. Китайский космогонический трактат XI века. - Вопросы философии, 1958, № 12 Еремеев В.Е. Чертеж антропокосма. М., 1993 Буддийский взгляд на мир. СПб, 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Голыгина К.И. "Великий предел". Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.). М., 1995 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998.

Значения в других словарях
Чжи-разумность

"Разумность", "хитроумие", "мудрость", "интеллект" (чжи1). В узком смысле - качество "совершенного (благородного) мужа" (цзюнь цзы), в широком - свойство, выделяющее человека из животного мира. Как философская категория понятие "чжи1" использовалось главным образом мыслителями-конфуцианцами. Конфуций (6-5 вв. До н.э.) поставил чжи1 на второе место в триаде достоинств цзюнь цзы между "гуманностью" (жэнь2) и "мужеством" (юн1). Понятие "разумности" у него (и в раннеконфуцианских текстах) выражено о..

Чжи-син

"Знание - действие". Терминологическая оппозиция, выражающая соотношение двух специфических категорий китайской философии. Чжи2 - "[[действенное]] знание" ("сознание", "познание", "разумность", "мудрость", "понимание", "видение") и син3 - "[[сознательное]] действие" ("деятельность", "активность", "поступок", "осуществлять", "идти"). Чжи2 как философская категория подразумевает, с одной стороны, чистые формы познания, с другой - целесообразные сознательные действия, практический опыт (ср. "ведать..

Чжоу И

Наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, стоящее во главе как Тринадцатиканония (Ши сань цзин), так и Пятиканония (У цзин) и оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру традиционного Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Каждый из двух иероглифов, составляющих название Чжоу и, может быть понят по крайней мере трояко. "Чжоу" - 1) имя династии, правившей в Китае с конца II тысячелетия до н.э. По середину ..

Чжоу Эньлай

(1898-1976), видный китайский политический деятель, глава китайского правительства с 1949 по 1976. Родился 5 марта 1898 в уездном городе Хуайань, провинция Цзянсу. Его дед принадлежал к привилегированному сословию жэньши - ученых на государственной службе, а отец был учителем (по другим данным - мелким чиновником). В 1918, обучаясь в Нанькайском университете в Тяньцзине, Чжоу принял участие в студенческих акциях протеста, за что был приговорен к году тюремного заключения. Выйдя из тюрьмы, в 1920..

Дополнительный поиск Чжоу Дуньи Чжоу Дуньи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чжоу Дуньи" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чжоу Дуньи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 10 символа