Агасфер

178

(лат. Ahasuerus), «Вечный жид», персонаж христианской легенды позднего западноевропейского средневековья. Имя А. - стилизованное библейское имя, произвольно заимствовано из ветхозаветной легенды об Эсфири (где еврейским «Âhashwçrŏsh» передаётся имя персидского царя Ксеркса). В более ранних версиях легенды встречаются и другие имена - Эспера-Диос («надейся на бога»), Бутадеус («ударивший бога»), Картафил. Согласно легенде, А. Во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу под бременем креста оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе и безжалостно велел идти дальше. За это ему самому отказано в покое могилы, он обречён из века в век безостановочно скитаться, дожидаясь второго пришествия Христа, который один может снять с него зарок.

На возникновение легенды оказали влияние религиозно-мифологические представления о том, что некоторые люди являют собой исключение из общего закона человеческой смертности и дожидаются эсхатологической развязки (согласно Библии, таковы Енох и Илия) и что такая судьба должна постигнуть каких-то очевидцев первого пришествия Иисуса Христа (ср. Матф. 16, 28). В легенде можно видеть реминисценцию ветхозаветного мотива проклятия Каину, которого Яхве обрекает на скитания, но запрещает лишать его жизни (Быт. 4, 10-15). В ней отразились и некоторые аспекты отношения средневековых христиан к евреям. В них видели людей, не имевших родины и обречённых на скитания, но «чудом» сохранявших этническую и религиозную самобытность, а также живую реликвию «священной истории»Ветхого и Нового заветов, убийц Христа и осквернителей «завета с богом», но в эсхатологическом будущем - примиряющихся с богом через обращение к Христу наследников древнего обетования (так понимали во взаимосвязи Захар.

12, 10, Ос. 1, 7, Малах. 4, 5, Матф. 17, 10 и Рим. 11). Все эти моменты присутствуют в легенде об А. Это враг Христа, но в то же время свидетель о Христе, грешник, поражённый таинственным проклятием и пугающий одним своим видом как привидение и дурное знамение (ср. Более позднее предание о Летучем голландце), но через само проклятие соотнесённый с Христом, с которым непременно должен встретиться ещё в «этом мире», а в покаянии и обращении способный превратиться в доброе знамение для всего мира. Структурный принцип легенды - двойной парадокс, когда тёмное и светлое дважды меняются местами. Бессмертие, желанная цель человеческих усилий (ср. Этот мотив в эпосе о Гильгамеше) в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие - милостью (шансом искупления).

В фольклорной традиции А. Оказывался в отношениях взаимозаменяемости с другими фигурами скитальцев (Дикий охотник и др.) и вообще существами, с которыми возможна неожиданная и странная встреча (напр., Рюбецаль, горный дух средневековых легенд). Как и они, он необходимо выступает (по самой структуре мотива) то жутким и опасным, то готовым на помощь и добрым.Легенда о «Вечном жиде» становится достоянием литературы с 13 в. По рассказу английского монаха Роджера Уэндоверского, вошедшему в «Большую хронику» (ок. 1250) Матвея Парижского, архиепископ, прибывший в Англию из Великой Армении, уверял, что лично знаком с живым современником и оскорбителем Христа по имени Картафил («сторож претория»?). Он покаялся, крестился, принял имя Иосиф и ведёт жизнь аскета и молчальника, отвечая только на благочестивые вопросы паломников.

При встрече с Христом ему было 30 лет, и теперь он после каждой новой сотни лет возвращается к 30-летнему возрасту. Атмосфера этой версии - отголосок эпохи крестовых походов и великих паломничеств. В 15 в. Известны более мрачные и жестокие версии, в которых акцент переносится с раскаяния «Вечного жида» на его наказание (напр., он непрерывно ходит вокруг столпа в подземелье, или живёт в заточении, за 9 замками, нагой и заросший, и спрашивает всех входящих к нему. «Идёт ли уже человек с крестом?»). В 1602 выходит анонимная народная книга «Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени А.» (в ней впервые герой легенды получает имя А.). Переиздания, переводы и перелицовки на разных европейских языках следуют во множестве.

Образ бывшего иерусалимского сапожника, высокого человека с длинными волосами и в оборванной одежде тяготеет над воображением целой эпохи (в 1603 «появление» А. Засвидетельствовано горожанами Любека, в 1642 он «приходит» в Лейпциг. Его «видят» в Шампани, в Бове и т. Д.). В 18 в. Легенда об А. Становится предметом всеобщих насмешек и уходит в деревенский фольклор (впрочем, печатное сообщение о встрече с А. Было опубликовано в США в одной мормонской газете ещё в 1868). Зато образ А. Из предмета веры превращается в популярный предмет творческой фантазии. Молодой И. В. Гёте обращается к образу А., чтобы выразить новое, проникнутое историзмом представление о религиозно-психологической атмосфере в Иерусалиме времён Христа (фрагмент неоконченной поэмы «Вечный жид», 1774).

К. Ф. Д. Шубарт трактует образ и сюжет в духе радикального просветительства («Вечный жид», 1787). Для романтиков сюжет легенды об А., дававший богатые возможности переходить от экзотических картин сменяющихся эпох и стран к изображению эмоций обречённости и мировой скорби, был особенно привлекателен. Его разрабатывали П. Б. Шелли, И. К. Цедлиц и многие другие. В России - В. А. Жуковский (неоконченная поэма «Агасфер, Вечный жид»). Э. Кине (философская драма «А.», 1833) превратил А. В символ всего человечества, пережившего свои надежды, но чудесно начинающего свой путь заново. В авантюрном романе Э. Сю «Вечный жид» (1844-45) А. Выступает как таинственный благодетель, антагонист иезуитов. Современный вариант «агасферовского» сюжета о проклятии тяготящего, безрадостного бессмертия дал аргентинский писатель X.

Л. Борхес в рассказе «Город бессмертных», героя которого примечательным образом зовут Иосиф Картафил, хотя топика христианской легенды как таковой полностью элиминирована (Картафил идентичен не то с римским легионером 4 в., не то с Гомером, он не еврей и никогда не видел Христа).Лит. Веселовский А. Н., Легенды о Вечном жиде и об императоре Траяне, «Журнал министерства народного просвещения», 1880, № 7-8. Его же, К вопросу об образовании местных легенд в Палестине, там же, 1885, № 5. Еврейская энциклопедия, т. 6, СПБ, [6. Г.], стб. 896-904. Zirus W., Ahasverus. Der Ewige Jude, B.-Lpz., 1930. Liefmann В., Antichrist und Ahasverus, •Judaica», 1947, № 15.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Агасфер

персонаж легенд, возникших в средние века. «вечный жид», А. Был якобы осужден богом на вечные скитания за то, что не дал Христу отдохнуть на пути к месту распятия. Образ А.-скитальца привлекал внимание многих писателей. Ему посвящены стихи К. Ф. Д. Шубарта, Н. Ленау, И. В. Гёте, философская драма Э. Кине, роман-сатира Э. Сю. Лит. Шубарт Х. Ф. Д., Легенда об Агасфере — «вечном жиде», под ред. И с предисл. М. Горького, П., 1919. Сю Э., Агасфер, т. 1—4, М.— Л., 1933—36.. ..

Агасфер

См. Вечный жид.. ..

Агасфер

АГАСФЕР, смотри Вечный жид>.. ..

Агасфер

1) библейское имя царя Ксеркса (в книги Эсфири). 2) по преданию - имя того ученика Христова, про которого Он сказал. "Я хочу, чтобы он пробыл, пока я приду". Отсюда и легенда о вечном жиде, который также называется Агасфер.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)[ лат. Ahasverus] - легендарный образ из Евангелия. А. Отказал Христу по дороге на Голгофу отдохнуть перед его домом, за что был наказан - обречен Богом на вечные скитания. От..

Агасфер

Жид. ..

Агасфер

См. Вечный жид.. ..

Агасфер

Агасвер (Агасфер)по преданию, имя Вечного жида (не умирающего до второго пришествия)Ср. Петр же обратившись видит идущего за ним ученика. Который на вечери. Сказал. Господи, кто предаст тебя. Его увидев, Петр говорит Иисусу. Господи. А он что. Иисус говорит ему. Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того. Ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет...Иоанн. 21, 20-23.см. Вечный жид.. ..

Агасфер

АГАСФЕР (латинское, а отсюда общеевропейское - Ahasverus, см. Ниже) - одно из наиболее распространенных имен легендарного персонажа в европейских сказаниях нового времени. Сюжет легенды, послужившей материалом для многих литературных произведений, как он рисуется в ее окончательном виде, следующий. Иудей-ремесленник, мимо дома которого вели на распятие Христа, оттолкнул Иисуса, когда тот попросил позволения отдохнуть у его дома, и за это был осужден на вечное скитание по земле и вечное презрени..

Агасфер

АГАСФЕР (франц. Agasfer) - герой романа французского писателя Эжена Сю «Вечный жид» (1844-1845. В русских переводах - «Агасфер»). Легендарным прототипом образа А. Послужил персонаж христианской легенды, возникшей в позднее средневековье. Согласно легенде, когда Христа вели на Голгофу, он, утомленный тяжестью креста, хотел присесть у дома одного еврейского ремесленника, но тот, озлобленный и измученный работой, оттолкнул его, сказав. «Иди, не останавливайся». «Я пойду,- сказал Христос,- но и ты б..

Агасфер

(лат. Ahasverus). ..

Агасфер

1. Имя легендарного "вечного жида". Согласно старинной легенде, иерусалимский сапожник Агасфер оскорбил и ударил Христа, за что был осужден на вечное скитание. Легенда об Агасфере нашла свое отражение в произведениях многих питателей (Гете, Жуковского, Беранже, Ленау, Кине и др.).2. В переносном смысле - человек, скитающийся всю жизнь, не находящий себе пристанища.. ..

Агасфер

— Вечный жид, герой средневековых сказаний, еврей-скиталец, осужденный Богом на вечную жизнь за то, что не дал Христу отдохнуть (по другим версиям, ударил его) по пути на Голгофу. Герой произведений мировой литературы. В переносном смысле — вечный странник, которому нет успокоения и прощения.. ..

Агарь

(евр. Hâgâr, ср. Этнич. Обозначение араб. Номадов hagerîm или hageri’îm, «агаряне», а также глагол hâgâr, «отвращаться», «откочёвывать», «бежать», откуда араб. Hiğra, «бегство»), в ветхозаветных преданиях египтянка, рабыня Сарры и наложница Авраама. Бездетная Сарра, поступая в соответствии с обычаем (известен из северомесопотамских документов середины 2-го тыс. До н. Э. Ср. Также поведение Рахили и Лии, Быт. 30), сама предлагает, чтобы её муж «вошёл» к А., с намерением усыновить зачатое дитя (Бы..

Агастья

(др.-инд. Agastya), в древнеиндийской мифологии божественный мудрец (риши}, которому приписываются многие гимны «Ригведы». А., как и его сводный брат Васиштха, считается сыном Митры и Варуны и апсары Урваши. Он родился в кувшине, в который излилось при виде Урваши семя обоих богов (Рам. VII 56, 57). Силой своей аскезы А. «из лучших частей всех живых существ» сотворил себе жену Лопамудру (Мбх. III 96). По её просьбе он отнял сокровища у дайтьи Илвалы, а самого Илвалу, жестокого преследователя бра..

Агаттияр

В дравидской мифологии, один из ведических мудрецов (см. Агастья), который, согласно южноиндийской традиции, принёс на юг Индии тамильский язык, узнанный им от Шивы (или Муругана). А. Считался членом первой санги наряду с Шивой, и ему приписывается создание первого тамильского грамматического трактата «Агаттиям» (некоторые сутры этого трактата сохранились в более поздних сочинениях). Фигура А. Имеет для тамилов явные черты культурного героя, и его имя окружено на юге Индии большим уважением. Гор..

Агафокл

(Agathocles, Άγαθοχλη̃ς). Царь сиракузский, род. В 361 г. До Р. X. Известен войнами с карфагенянами. Он умер в 289 г. После 28-летнего господства над Сиракузами.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Агасфер Агасфер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Агасфер" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Агасфер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа