Амирани

220

В грузинской мифологии герой. Главный персонаж эпоса «Амираниани». Сказания об А. Зафиксированы в Грузии повсеместно, на всех диалектах грузинского языка, что свидетельствует о формировании образа на ранней стадии этногенеза грузинского народа (варианты записаны также и у родственных грузинам народов Кавказа). Образ А. Прослеживается в археологических памятниках, которые датируются 3-м тыс. До н. Э. (бронзовый пояс из Мцхеты, Казбегский клад, Триалетский серебряный кубок). А. Рождён богиней охоты Дали от смертного безымянного охотника (абхазский вариант рождения А. В результате непорочного зачатия, вероятно, восходит к эпохе матриархата. В некоторых более поздних вариантах отцом А. Называется кузнец или крестьянин). Преждевременно рождённый А.

Дозревал в желудке быка (тёлки). Божественное происхождение А. Отмечено изображением луны и солнца на его плечах, а также тем, что некоторые части его тела были золотыми. А. Огромного роста, глаза у него с сито, он похож на чёрную тучу, готовую разразиться ливнем. А. Наделён неутомимостью волка, силой двенадцати пар быков и буйволов, стремительностью, с какой летит вниз с горы бревно. Он настолько могуч, что земля с трудом выдерживает его (хотя он и не может тягаться силой и ростом с Амбри). Чаще всего сила А. Приписывается магическому благословению крёстного отца (несомненно, мотив крещения уже после распространения христианства вытеснил более древний мотив инициации), но иногда связывается с омовением А. В воде волшебного родника, владыкой которого является Игри-батони.

В подвигах А. (борьба с дэвами, вешапи), которые он совершает вместе со своими «побратимами» Бадри и Усипи, отчётливо видна связь с космогоническими мотивами. Вешапи проглатывает А., но последний, разрезав его чрево, выходит вовне обновлённым. При этом А. Вставляет в разрез рёбер вешапи плетёнку, чтобы поглощённое драконом солнце могло сжечь её и освободиться из чрева. А. Похищает небесную деву Камари, вероятно, олицетворяющую небесный огонь и живущую в заморской стране или башне, висящей над пучиной моря, одолев в битве отца Камари, бога-повелителя погоды и грозовых туч. А. Обучает людей кузнечному делу. Он сам первоклассный кузнец, умеющий ковать мечи (тяжёлый меч - непременный атрибут А.). В образе А. Проявляются и другие черты культурного героя.

В западно-грузинском и абхазском вариантах он уничтожает вредные растения.За богоборчество А. Прикован к скале в пещере Кавказского хребта. Ему постоянно клюёт печень орёл, а преданная А. Собака лижет цепь, стараясь истончить её. Однако ежегодно в четверг страстной недели (в тушетском варианте - в ночь под Рождество) приставленные богом кузнецы обновляют цепь. По древним поверьям, раз в семь лет пещера разверзается, и можно увидеть А.С распространением христианства А. Приобретает характер героя-мученика и в этом качестве соперничает с Иисусом Христом, Георгием, Илиёй и др.Сказания об А. Получили отражение и развитие в средневековой грузинской литературе, в частности в поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре».А.

Типологически близок Прометею и Абрскилу.Лит. Чиковани М. Я., Народный грузинский эпос о Прикованном Амирани, [пер. С груз.], М., 1966. Вирсаладзе Е. В., Грузинский охотничий миф и поэзия, М., 1976;Нуцубидзе Ш. И., История грузинской философии, Тб., 1960.М. Я. Чиковани.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Амирани

(«дитя солнца») герой древнейшего грузинского народного эпоса «Амираниани». А. Освобождает людей от мифических чудовищ — дэвов, обучает людей добыванию огня и обработке металла, вступает в единоборство с небожителями. Бог жестоко наказывает его, приковав к скале Кавказских гор. По данным древнегреческих писателей, миф о богоборце существовал в Грузии в 5—4 вв. До н. Э. Сказания об А. Слились с мифом о Прометее (См. Прометей). Записано и издано до 120 вариантов эпоса. Лит. Амирани (грузинская миф..

Амирани

АМИРАНИ (дитя солнца) - герой народного эпоса древней Грузии "Амираниани". Миф об Амирани родствен мифу о Прометее.. ..

Аминто

— победив в герейских играх, стала верховной жрицей Геры в Микенах, после чего вышла замуж за Еврисфея, царя Микены. Родила Еврисфею сыновей. Александра, Ифимедонта, Эврибия, Ментора и Перимеда, а также дочь Адмету.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Аминтор

— отец Феникса, воспитатель Ахилла.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Амисан

В корейской мифологии гора. Согласно легенде, у подножия А. Жили вместе с матерью брат и сестра, великаны. Однажды они решили состязаться в силе и выносливости. Проигравшему грозила смерть. Брат должен был в тяжёлых башмаках на железной подошве пройти за день путь в 150 вёрст до столицы и обратно, а сестра - воздвигнуть каменную стену вокруг А. Когда к вечеру стена была почти сооружена (кроме ворот), мать позвала дочь поесть. Брат тем временем вернулся и, выиграв, отрубил сестре голову. Вскоре м..

Амитабха

(санскр. Amitâbha, «неизмеримый свет»), в некоторых текстах Амитаюс (санскр. Amitâyus, «неизмеримая жизнь»), один из будд в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны. Упоминания об А. Отсутствуют в литературе хинаяны. Основным каноническим текстом, связанным с представлениями об А., является сутра «Сукхавативьюха». До достижения состояния будды А. Был бо-дхисатвоа по имени Дхармакара. Много кальп назад он принял решение создать особое поле будды (санскр. Buddhaksetra), обладающее всеми совершенст..

Дополнительный поиск Амирани Амирани

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Амирани" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Амирани, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа