Антропос

434

(греч. Άνθρωπος «чeловек»), в представлениях позднеантичного мистического синкретизма и особенно христианского или околохристианского гностицизма духовный первочеловек как божественное существо, прототип и эманирующий исток для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности). Иногда - один из эонов. Генезис мифологемы А. Восходит к Индии (образ Пуруши) и к Ирану (образ Гайомарта). Имели значение и некоторые аспекты библейской традиции, а также платоновской доктрины об идее как предвечном первообразе эмпирического явления. Соединяя в себе мужскую и женскую сущность, А. На разных уровнях своего бытия есть верховный бог («первый А.»), но также и отображение и эманация «первого А.», в силу грехопадения соединившаяся со своим земным подобием (Адам), присущий всем людям как бессмертное начало («дух», «внутренний человек», «великочеловек») и в них дожидающийся своего конечного освобождения из мрака материи и тирании архонтов.

Доктрины об А. Получили развитие в манихействе и в еврейской каббале (Адам Кадмон), а также в христианских ересях. В мистике ортодоксального христианства им до некоторой степени отвечает учение о том, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22), рассматривающее Иисуса Христа как абсолютную парадигму человеческой сущности и постольку «нового Адама», а также о реальном присутствии Христа и святого духа в душе верующего (а через таинства - ив его плоти). «...не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2, 20).Лит. Quispel G., Der gnostische Anthropos und die judische Tradition, «Eranos-Jahrbuch», 1953, Bd 22. Rudolph K., Grundtyp gnostischer Urmensch-Adam-Spekulation, «Zeitschrift für Religions- und Geistesgeschichte", 1957, Jg.

9. Schenke Н. М., Der Gott «Mensch» in der Gnosis, В., 1962.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Антропос

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Антропос

(Anthropos) - первоначальный, исходный первочеловек, архетипический образ целостности в алхимии, религии и философии гностиков.Согласно многим мифам творения, весь универсум возник изначально из частей огромной человеческой фигуры - Антропоса (Имир, Пуруша, Гайомарт, Адам, Кадмон). Символ Антропоса очень часто имел атрибуты животного (фон Франц, Quadrant, 4, 1969, р. 7).. ..

Антропос

(Anthropos) — первоначальный, исходный первочеловек, архетипический образ целостности в алхимии, религии и философии гностиков. Согласно многим мифам творения, весь универсум возник изначально из частей огромной человеческой фигуры — Антропоса (Имир, Пуруша, Гайомарт, Адам, Кадмон). Символ Антропоса очень часто имел атрибуты животного (фон Франц, Quadrant, 4, 1969, р. 7).. ..

Антония

(Antonia).1) Дочь Антония и Октавии, мать Домиция Агенобарба, отца Нерона.2) Сестра предыдущей, мать Германика и бабка императора Калигулы и Клавдия. Она была известна своей красотой и добродетелью.3) Дочь Клавдия, умерщвленная Нероном за то, что она отказалась вступить с ним в брак.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Антропогонические Мифы

Мифы о происхождении (в том числе сотворении) человека. А. М. - составная часть космогонических мифов. В А. М. Не всегда отчётливо различимо происхождение всего рода человеческого и определённого народа (ср. Известное тождество названия племени и слова «человек» во многих традициях - у айнов, кетов и др.), первого человека (первой пары людей) и каждого отдельного человека. В некоторых А. М. Отождествляется сотворение, произошедшее когда-то, во времени мифическом с рождением каждого отдельного че..

Анту

(аккад.), женское соответствие Ана, шумеро-аккадского бога неба [имя А. Представляет собой существительное женского рода от существительного мужского рода Ану (м)]. В двуязычном шумеро-аккадском мифе о возвышении Инанны ан возводит Инанну в «ранг» А. И делает её своей супругой. Впоследствии в аккадской мифологии А. Строго отличалась от Иштар (Инанны), по мифу города Урука, дочери Ану и А.в. А.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Антум

(аккад.), женское соответствие Ана, шумеро-аккадского бога неба [имя А. Представляет собой существительное женского рода от существительного мужского рода Ану (м)]. В двуязычном шумеро-аккадском мифе о возвышении Инанны ан возводит Инанну в «ранг» А. И делает её своей супругой. Впоследствии в аккадской мифологии А. Строго отличалась от Иштар (Инанны), по мифу города Урука, дочери Ану и А.в. А.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Антропос Антропос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Антропос" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антропос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 8 символа