Ашвамедха

119

(др.-инд. Asvamedha), в древнеиндийской мифологии ритуал жертвоприношения коня (см., напр., миф о Сагара). Мифы об А. Отражают реальную церемонию жертвоприношения, засвидетельствованную ещё в ведийское время. Царь, желавший потомства, выпускал на волю коня и вместе с войском следовал за ним, подчиняя правителей тех стран, где оказывался конь. Поход продолжался год и был прелюдией к А. Затем возводили особое ритуальное сооружение - причинаванса, матица которого ориентирована на восток. Внутри размещались очаги для трёх ритуальных огней. К востоку ставили большой алтарь с очагом в виде птицы. В центре этого очага находился «пуп вселенной». Далее выбирали коня определённой масти и приносили его в жертву (иногда условно).

Престиж А. Был столь велик, что совершившего сто А. Считали способным низвергнуть Индру и стать царём вселенной. В упанишадах с А. Связывалось сотворение мира из частей коня (ср. Брих.-уп. I 1 и др.). А. Подробно описывается в «Шатапатха-брахмане», «Ваджасанейи-самхите Яджурведы» и других текстах. Ритуал А. Обнаруживает ряд аналогий в традициях других народов.Лит. Иванов В. В., Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от asva-«конь», в кн. Проблемы истории языков и культуры народов Индии, М„ 1974, с. 75-138. Dumont P.-E., Asvamedha. Description du sacrifice solennel du cheval dans Ie culte vedique. P., 1927. Bhawe Sh., Die Yajus' des Asvamedha, Stuttg., 1939. Kirfel W., Der Asvamedha und der Purasamedha.

В кн. AIt-und Neu-Indische Studien, t. 7, Hamb., 1961, S. 39-50. Kane P. V. History of Dharmasastra, v. 2, pt 2, Poona, 1941.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Ашвамедха

АШВАМЕДХА - в ведийской религии жертвоприношение коня, при котором царь с войском следовал за бегущим по своей воле конем и покорял все встретившиеся по пути земли.. ..

Ашвамедха

В ведийской религии жертвоприношение коня, при котором царь с войском следовал за бегущим по своей воле конем и покорял все встретившиеся по пути земли.. ..

Ашвамедха

Жертвоприношение коня. Древнейшее отражение этой практики - гимны "Ригведы" (1.162 и 163). Детальные описания даны в "Шатапатха-фахманв", "Вадж.а.сшеии-самхите" и шраута-сутрах. Правитель, совершивший этот обряд, обретал статус миродержца (сарвабхаума). После очень долгих подготовит, обрядов жертвенного коня отпускали пастись на воле в течение года под охраной военного отряда. Правители стран, по землям к-рых проходил конь, если не изъявляли покорности сами, приводились к ней силой. Через год, п..

Ашанти Мифология

Комплекс мифологических представлений народа ашанти (Западная Африка), создавшего на территории современной Ганы своё государство (кон. 17-18 вв.). Архаические мифологические представления соседствуют в А. М. С более поздними, усложнёнными представлениями. На их основе воз никла своеобразная «государственная» мифологическая символика (в разработке её большую роль играли жрецы), посредством которой мифы оказались «привязанными» к иерархической организации государства (ср. «вторичную» мифологию ба..

Ашацва-чапацва

(ашацва, «творцы», и чапацва, «делающие»), в абхазской мифологии духи - прорицатели судьбы человека.с. З.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Ашваттха

(др.-инд. Asvattha-, букв. «лошадиная стоянка»), в ведийской и индуистской мифологии сакральное фиговое дерево, наиболее частый и представительный вариант мирового дерева (см. Древо мировое) в Индии. Упоминается уже в «Ригведе» (I 135, 8. X 97, 5), нередко встречается в брахманах, упанишадах и эпосе. Во многих случаях, когда даётся описание мирового дерева, речь идёт именно об А. В частности, оно имеется в виду в знаменитой загадке из «Ригведы». «Две птицы, соединённые вместе друзья, льнут к одн..

Ашвины

(др.-инд. Asvinau, двойств. Ч. От asvin-, «обладающий конями» или «рождённый от коня»), в ведийской и индуистской мифологии божественные братья-близнецы, живущие на небе.В «Ригведе» им посвящено 54 гимна целиком (по числу упоминаний А. Идут сразу же после Индры, Агни, Сомы). А. Принадлежат к небесным божествам и связаны с предрассветными и вечерними сумерками. Разбуженные Ушас, они несутся на золотой колеснице (трёхколёсной, трёхместной, широкой и т. П.), запряжённой конями, птицами (орёл, лебед..

Дополнительный поиск Ашвамедха Ашвамедха

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ашвамедха" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ашвамедха, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 9 символа