Ашваттха

191

(др.-инд. Asvattha-, букв. «лошадиная стоянка»), в ведийской и индуистской мифологии сакральное фиговое дерево, наиболее частый и представительный вариант мирового дерева (см. Древо мировое) в Индии. Упоминается уже в «Ригведе» (I 135, 8. X 97, 5), нередко встречается в брахманах, упанишадах и эпосе. Во многих случаях, когда даётся описание мирового дерева, речь идёт именно об А. В частности, оно имеется в виду в знаменитой загадке из «Ригведы». «Две птицы, соединённые вместе друзья, льнут к одному и тому же дереву. Одна из них ест сладкий плод, другая смотрит, не прикасаясь к плоду. На вершине этого дерева, говорят, есть сладкий плод, и к нему не стремится тот, кто не знает прародителя» (I 164, 20, 22. Две птицы - солнце и луна, день и ночь и т.

П.). Космические функции А. Подчёркиваются уже в «Атхарваведе» («С неба тянется корень вниз, с земли он тянется вверх», II 7, 3) и особенно в упанишадах, где элементы А. Соотносятся с разными частями макрокосма и создают основу для далеко идущих классификаций. Ср. Образ перевёрнутого дерева (arbor inversa). «Наверху (её) корень, внизу - ветви, это вечная смоковница» («Катха-уп.» II 3, 1) или. «Наверху (её) корень - трёхстопный Брахман, (её) ветви - пространство, ветер, огонь, вода, земля и прочее. Это Брахман, зовущийся единой смоковницей» (Майтри-уп. VI 4). Но, разумеется, не менее распространён и обычный (неперевёрнутый) вариант А. Ср. «Царь Вару на. Держит кверху в бездонном (пространстве) вершину дерева. Они обращены вниз, вверху их основание» (РВ I 24, 6).

Если части А. Моделируют мир, то, входя в тетраду других деревьев, воплощающих идею мирового дерева, А. Может принимать участие и в моделировании социальных и религиозно-ритуальных структур. Так, в Индии издревле известен ритуал, в котором с царём последовательно соотносится каждое из четырёх сакральных деревьев, из них изготовляются ритуальные чаши, подносимые царю для омовения представителями каждой из четырёх варн. Чашу из А. Подносит вайшья, из ньягродхи - знатный друг, из удумбары - кшатрий, из палаши - жрец. В «Махабхарате» (III 115, 35) говорится о браке бездетных жён с деревьями, и в связи с этим выступают А. И удумбара, что может быть истолковано как отражение образов мужа и жены средствами «древесного» кода.

А., как и некоторые другие деревья, играют определённую роль и в ритуале. Ср. Описание в «Матсья-пуране» четырёхугольного алтаря с арками из ветвей четырёх деревьев, в т. Ч. А. В связи с А. Восстанавливаются два весьма архаичных мотива, которые в более позднее время могли соотноситься с деревом вообще или деревьями других видов (напр., с ньягродхой). Первый из этих мотивов - человек на дереве (при этом человек уподобляется дереву, ср. Брихад.-уп. III 9, 28 или Мбх. XI 5,3-24 и др.), и они оба рассматриваются как образ вселенной (см. Пуруша). Иногда этот мотив формулируется более конкретно. Женщина у мирового дерева. Этот мотив отсылает в конечном счёте к ритуалу человеческого жертвоприношения у мирового дерева [т. Н. Ашвамедха сохраняет в вырожденном виде идею мультиплицированного мирового дерева.

21 жертвенный столп (asvayûpa, «конский столп»), т. Е. 7 X З]. Второй мотив - конь у мирового дерева (ср. Описание ашвамедхи в «Ваджасанейи-самхите Яджурведы» и других текстах). Хронологически он продолжает первый мотив и связан с переходом от ритуала жертвоприношения человека к жертвоприношению коня. Многочисленные индоевропейские параллели подтверждают древние истоки обоих этих мотивов и, возможно, даже самого названия «А.» [ср. Мотив Иванушки-дурачка (трансформация первочеловека, первого жреца), пасущего лошадь в ветвях дерева. Иггдрасиль в «Эдде», авестийское название конюшни aspôstânâ при др.-инд. Asvasthâna, Ашвинов и т. П.]. А. Выступает как существенный элемент с определёнными символическими связями и в некоторых конкретных мифологических сюжетах.

Так, в сказании о Пуруравнее и Урваши., известном в ряде версий, Пуруравас срывает ветви с деревьев А. И шами, трёт их друг о друга и добывает священный огонь, разделённый натрое. Огонь для домашних обрядов, огонь для жертвоприношений и огонь для возлияний. Культ дерева в Индии также даёт значительный материал для выявления той роли, которую играла А.Лит. Топоров В. Н., Заметки о буддийском изобразительном искусстве в связи вопросом о семиотике космологических представлений, в кн. Труды по знаковым системам, т. 2, Тарту, 1965. Его же. О брахмане. К стокам концепции, в кн. Проблемы истории Зыков и культуры народов Индии. Сборник татей, М., 1974. Иванов В. В., Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от asva-«конь*.

Там же. Coomaraswamy А. К., The inverted tree, «The Quarterly Journal of the Mythic Society», Bangalore, 1938, v. 29. Chaudhuri N. A pre-historic tree cult, "Indian Historical Quarterly" 1943, v. 19, № 4. Emeneau М. В., The strangling figs in Sanskrit literature, «University of California-Publications in Classical Philology, 1949, v. 13, № 10. Thieme P., Das Rätsel vom Baum, в его кн. Untersuchungen zur Wortkunde und Auslegung des Rigveda, Halle, 1949. Viennot 0. Le culte de 1'arbre dans 1'Inde ancienne, P., 1954. Lommel Н. Baumsymbolik beim altindischen Opfer, «Paideuma», 1958, v. В, № 8. Toporov V., L'«albero universale», Saggio d'interpretazione semiotica, в кн. Ricerche semiotiche, Torino, 1973.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Ашваттха

АШВАТТХА - древнеиндийское мифическое дерево. Космический символ.. ..

Ашваттха

Древнеиндийское мифическое дерево. Космический символ.. ..

Ашваттха

(букв, стоянка коня) - дерево Ficus Religiosa Linn. Один из индийских видов смоковницы, издревле окруженный религ. Почитанием. Уже на печатях цивилизации долины Инда присутствуют изображения ее листа и самой А. В роли мирового древа. Ту же роль сохраняет А. И в ведийской культуре, причем ритуальным аналогом мифологич. Мировой А. Является жертвенный столб (юпа). В ранней мистич. Философии Индии висение человека на мировой А. И стремление к "сладкому плоду" на ее вершине символизирует путь религ. ..

Ашацва-чапацва

(ашацва, «творцы», и чапацва, «делающие»), в абхазской мифологии духи - прорицатели судьбы человека.с. З.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Ашвамедха

(др.-инд. Asvamedha), в древнеиндийской мифологии ритуал жертвоприношения коня (см., напр., миф о Сагара). Мифы об А. Отражают реальную церемонию жертвоприношения, засвидетельствованную ещё в ведийское время. Царь, желавший потомства, выпускал на волю коня и вместе с войском следовал за ним, подчиняя правителей тех стран, где оказывался конь. Поход продолжался год и был прелюдией к А. Затем возводили особое ритуальное сооружение - причинаванса, матица которого ориентирована на восток. Внутри раз..

Ашвины

(др.-инд. Asvinau, двойств. Ч. От asvin-, «обладающий конями» или «рождённый от коня»), в ведийской и индуистской мифологии божественные братья-близнецы, живущие на небе.В «Ригведе» им посвящено 54 гимна целиком (по числу упоминаний А. Идут сразу же после Индры, Агни, Сомы). А. Принадлежат к небесным божествам и связаны с предрассветными и вечерними сумерками. Разбуженные Ушас, они несутся на золотой колеснице (трёхколёсной, трёхместной, широкой и т. П.), запряжённой конями, птицами (орёл, лебед..

Аши

Арти (авест.), в иранской мифологии персонификация удачи, изобилия, аналогичная римской Фортуне. «Яшт» (XVII, 15) гласит. «Ты, Аши, есть телесное воплощение великой славы». А. Наделяет богатыми землями, золотом и серебром, прекрасными жёнами и дочерьми. В следующих строфах (16) отцом А. Назван Ахурамазда, матерью - Спента-Армаити (Арматай), братьями - Сраоша, Рашну, Митра, сестрой - религия маздеизма. Уцелел фрагмент древнего мифа (54-56) о борьбе за овладение А. Между двумя родственными, но вра..

Дополнительный поиск Ашваттха Ашваттха

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ашваттха" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ашваттха, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 8 символа