Баба-яга
(польск. Jedza, чеш. Jezinka, «лесная баба», ср. Старосерб. Jeza, «болезнь», «кошмар» и т. П.), в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Б.-я. Живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей. Забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Б.-я. Старается изжарить похищенных детей. Она - антагонист героя сказки. Прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. П. Кроме образов Б.-я. Воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Б.-я. Одна нога - костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она - старуха с огромными грудями.
Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Б.-я., как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков (см. Инициация и мифы). Персонажи, сходные с Б.-я., известны в германской, греческой и других мифологиях.Лит. Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. [гл.] 2 - Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3. Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки Л., 1946. Топоров В Н., Хеттская aalŠU.GI и славянская баба-яга, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, в.
38.В. В. Иванов. В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Баба-яга
На нашем сайте Вы найдете значение "Баба-яга" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Баба-яга, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 8 символа