Баба-яга

224

(польск. Jedza, чеш. Jezinka, «лесная баба», ср. Старосерб. Jeza, «болезнь», «кошмар» и т. П.), в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Б.-я. Живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей. Забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Б.-я. Старается изжарить похищенных детей. Она - антагонист героя сказки. Прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. П. Кроме образов Б.-я. Воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Б.-я. Одна нога - костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она - старуха с огромными грудями.

Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Б.-я., как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков (см. Инициация и мифы). Персонажи, сходные с Б.-я., известны в германской, греческой и других мифологиях.Лит. Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. [гл.] 2 - Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3. Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки Л., 1946. Топоров В Н., Хеттская aalŠU.GI и славянская баба-яга, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, в.

38.В. В. Иванов. В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Баба-яга

БАБА-ЯГА - персонаж русских народных сказок. Обычно выступает в качестве враждебной человеку силы, реже - помощницы героя.. ..

Баба-яга

(польск. — jędzi-baba. Словак, — jezi-baba. Чеш. — jezinka. Галиц. — Язя) — мифологическое существо, играющее важную роль в народных славянских сказаниях. П. А. Лавровский ("Чт. В общ. Ист.", 1866 г., №11) производит слово яга из санскритского корня ah, auh, означающего — идти, двигаться, от которого происходит санскр. Ahi, лат. Anguis, слав. Ежь, и греч. Ένχελυς. Б. Является в двух мотивах. Доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, меся..

Баба-яга

Баба-яга в молодости. Жарг. Шк. Шутл.-ирон. Пионервожатая. Максимов, 18.. ..

Баба-яга

Ба́бы-яги́, ж.. ..

Баба-яга

Костяная нога, жаба, кикимора, ягинична, ягишна, каракатица, морда, баба-яга костяная нога, яга, бабка-ёжка, урод, злюка, уродина, ведьма, колдунья, ёжка. ..

Баба-яга

(иноск.) - бранчивая, наглая баба (намек на бабу-ягу сказочн.). Ягать - кричать, бранитьсяБаба-яга костяная нога. В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает - сказочн. Большуха над ведьмами, безобразная старуха. Живет в лесу, в избах на курьих ножкахСр. Вот уж месяц из-за лесу кажет рога,И туманом подернулись балки,Вот и в ступе поехала баба-яга,И в Днепре заплескались русалки...Гр. А. Толстой. Поток-Богатырь. 6.Ср. Там ступа с бабою-ягойИдет-бредет сама собой.А.С. Пушкин. Руслан и Люд..

Баба-яга

Ж.1) Мифическое существо, злая старуха-колдунья, передвигающаяся в ступе и заметающая след помелом (в русских народных сказках).2) перен. Разг. Недобрая, сварливая женщина.. ..

Баба-яга

Бабы-яги, ж. В русских сказках. Злая старуха-колдунья. Баба-яга костяная нога.. ..

Баба-яга

БАБА-ЯГА. 1. Персонаж русских народных сказок — злая старуха, колдунья. — Идёт мужик в избушку, а в ней баба-яга. Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая (Афанасьев. Русские сказки). Понятно, почему у бабы-яги нос в потолок, в избушке выпрямиться нельзя. Только сидя голову поднять можно. Почему она яга, и без объяснений понятно. Белый мох в сосновом бору называется ягель, а бор сосновый — яг. Знахарки какие-то, вероятно, отшельницами в таком лесу жили (С. Образцов. По ступенькам памят..

Баба-яга

(ведьма). Искон. Сращение баба «старуха» и яга «злая». Как показывают родственные лит. Éngti «притеснять, мучить», англосакс. Inca «боль», яга буквально — «злая женщина, мучительница, причиняющая боль». Ср. Ведьма.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Баалшамем

[(ханаанейско-аморейск. Bсlšmm), Баалшамин (арам. Bсlšmn), Баалсамин (араб.), букв. «хозяин небес»], в западносемитской мифологии бог - владыка неба. В ряде случаев, видимо, выступает как бог солнца. В финикийской теогонии Санхонйатона - Филона Уран, очевидно, соответствует Б., его сын - Эл (см. Илу), восстающий против отца и побеждающий его. Филон Библский приводит финикийское предание о том, как Крон (Эл) принёс в жертву Урану (Б.) своего сына (см. Молох). Почитание Б. Было широко распростране..

Баальбек

Древний Гелиополь.© В. Д. Гладкий(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Бабон

См. Бебан(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Бабрий

(Babrius, Βάβριος). Греческий баснописец, живший в конце I в. От Р.Х. В Сирии и переложивший басни Эзопа в стихи.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Баба-яга Баба-яга

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Баба-яга" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Баба-яга, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа