Варма-ава

193

(морд. Варма, «ветер». Ава, «мать», «женщина»), в мордовской мифологии дух, хозяйка ветра. Обитает в воздухе, может послать плодородный дождь, но и раздуть пожар вместе с духом огня тол-авой, повалить созревший хлеб и т. П. В.-а. Считалась разносчицей болезней. Соответствующий В.-а. Мужской персонаж - варма-атя (морд. Атя, «старик», «мужчина»). У марийцев дух ветра - мардэж-ава (мар. Мардэж, «ветер»).ВАРНА (др.-инд. Varna, «цвет», «внешний облик», «вид», «род», «качество», «достоинство», «разряд людей»), социальный институт, относящийся к сословной структуре древнеиндийского общества и глубоко укоренённый в древнеиндийской мифологии. Впервые четыре В. (без употребления слова «В.») упоминаются в «Пуруша-сукте» «Ригведы», где излагается происхождение В.

Из частей тела первочеловека Пуруши. «Когда Пурушу расчленили..., его рот стал брахманом, его руки сделались раджанья [кшатрии], его бёдра - вайшья, из ног родился шудра» (РВ Х 90). Более поздние памятники повторяют как идею четырёх В., так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя, родоначальника традиции, при этом употребляется и само слово «В.». В поздней брахманской литературе В. Возникают из бога-творца Брахмы, иногда из частей тела Вишну (обычно в воплощении Кришну), изредка из Шивы. Одна из самых известных версий сюжета мифологической трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры (в данном случае в В.) содержится в «Законах Ману» (где варновая структура общества получила свою кодификацию).

«А ради процветания миров он [Брахма] создал из своих уст, рук, бёдер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру* (I 31). «А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение [вед], жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед] и непривер-женность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед], торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр - служение этим варнам со смирением» (I 87-91, ср.

Х 45). В этом же памятнике приводится я другая версия происхождения В. - от великих риши, сыновей Ману и внуков Брахмы. От Кави (Бхригу) - брахманы, от Ангираса - кшатрии, от Пуластьи - вайшьи, от Васиштхи - шудры (III 198), ср. Также «Брахманы, кшатрии и другие варны произошли от Ману, поэтому они манавы» (Мбх. I 75, 3188). Последовательность возникновения В. Также известна в ряде вариантов. Основной из них предполагает постепенное возникновение В. И состояние, когда все люди были добродетельными и, следовательно, брахманами (по одному из вариантов, впоследствии красные брахманы стали кшатриями, жёлтые - вайшьями, чёрные, «потерявшие чистоту» - шудрами. Мбх. XII 181, 13). По некоторым вторичным источникам, напр. Джайнским, первыми возникли кшатрии, потом вайшьи и, наконец, брахманы и шудры.

Философизированный вариант упанишад предлагает концепцию развития, по которой из брахмана как божественной ипостаси создана Кшатра, ипостась воинской В. (т. Е. Боги - кшатрии. Индра, Варуна, Сома и т. П.), затем Виш, ипостась вайшьев (т. Е. Васу, рудры и т. П.), и, наконец, В. Шудр (Брихад.-уп. I 4, 11-14). Такое соотнесение социальных функций (магико-юридической, жреческой, воинской, производственной), данных в ипостасной форме, божеств данной функции и, наконец, В. В основе своей весьма архаично и подтверждает некоторые положения теории трёх социальных функций Ж. Дюмезиля. В данном случае важен параллелизм и изоморфизм человеческих В. И божественных классов. В основе тех и других находится некий общий образец, характеризующийся четырёхчленной структурой иерархического устройства и особым соотношением элементов (3+1).

Шудры оказываются единственной В., лишённой социальных функций, признаваемых в индо-арийском обществе почётными и полезными. Первые три В. Считались принадлежащими к «дваждырождённым» (поскольку они проходили через посвящение, рассматривавшееся как второе рождение), а шудры - «однорождёнными», лишёнными посвящения (в «Законах Ману» III 15 они называются даже «лишёнными рождения»). Такая четырёхчленная структура, совпадая с другими её образами и воплощениями (четыре времени жизни, четыре юги - великих века, схемы города, храма, тетрады богов и т. Д.) соотносится с обеими структурами схемы древа мирового, выражающимися в числе - горизонтальной (число четыре) и вертикальной (три). Цветовая символика В. (брахманы - белый цвет, кшатрии - красный, вайшьи - жёлтый, шудры - чёрный) тоже имеет нередко соответствие в распределении цветов, характеризующих схему мирового древа.

Эта цветовая символика В. В ряде текстов (Мбх. XIV 36-39, «Законы Ману» XII 24-50 и др.) получает семантическую интерпретацию в оценочно-характерологическом плане. Белый цвет брахманов - благость, красный цвет кшатриев - страсть, жёлтый цвет вайшьев - смешение двух первых качеств, чёрный цвет шудр - темноту. Но у этой четырёхчленной цветовой системы есть двоичный образ универсального характера (белый-чёрный). В мифопоэтических текстах есть указания на то, что классическая четырёхварновая система выводится из более древней двоичной системы. На двучленные структуры ориентируют древнейшие свидетельства об употреблении слова «В.». «убивая дасью, он [Индра] оказывал покровительство варне ариев» (РВ III 34, 9). «Боги усмиряют гнев дасы, да приведут они нашу варну к благополучию (РВ I 104, 2).

«Агастья, могучий праотец, который. Желал детей, потомства и силы, поддерживал обе варны» (РВ I 179, 6). Эта двоичность нередко встречается и в более поздних текстах, правда, с изменением членов противопоставления. Один из ранних примеров - в «Тайттирия-брахмане» (I 26). «Брахман и шудра противостоят по различию кожи. Брахман - божественная варна, шудра же - асурская» (т. Е. Демонская). Впрочем, выражение «асурская варна» появляется уже в «Ригведе» (IX 71, 2), и оно может быть интерпретировано как то, что предшествует В . Шудр. Дасью (дасы) представляли собой автохтонное племя, враждебное ариям и отличавшееся от них тёмный цветом кожи. Уже само наличие двоичного противопоставления «В. Ариев» - «В. Дасов» (РВ I 104, 2. II 12, 4.

III 34, 9) при том, что дасы определяются как чёрные, отсылает к правдоподобной реконструкции. Белый (арии) - чёрный (дасы) как обозначение своего и не своего (чужого). Употребление термина «В.» в значении «сословие» появляется лишь в период брахман (Шат.-бр. V 5, 4, 9, VI 4, 4, 13). Лит. История и культура Древней Индии, М., 1863. Касты в Индии. М., 1965. Бонгард-Левин Г. Ф., Ильин Г. Ф„ Древняя Индия. Исторический очерк, М., 1969. Rangaswami Aiyangar К. V., Atpecte of the social and political system of manusmrti, Lucknow, 1949. Srinivas М. N. Religion and society among the coorgs of South India, Oxf. 1952. Agrawala V. S. India as known to Panini, Lucknow, 1953. Apte V. М., Social and religious life in the Grihya-autras, Bombay [1964].

Pillai G. K., Origin and development of caste, Allahabad, 1959. Barua P. L. The Doctrine of Caste in Early Buddhism «Journal of the Bombay Branch of the Royal asiatic Society. 1959, М 4.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Варвара

(греч.Βαρβάρα, «иноземка»), героиня христианской агиографической легенды, изобилующей мифологическими мотивами. Возможно, была христианкой, казнённой в Египте во время репрессий против христиан начала 4 в. Согласно легенде, родилась в египетском городе Гелиополе (богатом мистическими традициями и играющем важную роль в иудейско-христианской апокрифической литературе, напр. В легенде об Асенеф, жене Иосифа). Единственная дочь богатого язычника Диоскора. Могущество отца, её красота, влюблённость, ..

Варвары

(Barbari, Βάρβαροι). В древности этим названием обозначались люди, говорящие на чужеземном языке, и с этим названием соединялось некоторое презрение к иноязычным народам. Греки считали себя выше варваров, и мало-помалу слово варвар стало обозначать меньшее развитие и более низкую степень культуры. Во времена римского господства варварами назывались все непричастные к греко-римской цивилизации.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 18..

Варрон

, Марк Теренций(М. Terentius Varro). Римский ученый, род. В 116 г. До Р. X. Во время междоусобных войн держал сторону Помпея, после победы над которым Цезарь однако простил Варрона и поручил ему устройство общественной библиотеки в Риме. Варрон умер в 28 г. До Р. X. Из его 74 сочинений по самым разнообразным отраслям знаний до нас дошло только два.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Варуна

(др.-инд. Varuna), в древнеиндийской мифологии бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев. Наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. В. Посвящено Ю гимнов, кроме того, многочисленные гимны посвящены В. Совместно с Митрой. Только В. И Индру называют «вседержитель». В. - также самодержец, царь (над миром, над богами и людьми) надо всеми (РВ II 27, 10. V 85, 3. VII 87, 6. X 132, 4). В. Наставляет богов, и они следуют его приказам и со..

Дополнительный поиск Варма-ава Варма-ава

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Варма-ава" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Варма-ава, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 9 символа