Вач

125

(др.-инд. Vac, букв. «речь», «слово»), в древнеиндийской мифологии богиня речи, персонификация речи. В «Ригведе» ей посвящён один гимн (X 125), в котором анаграммируется её имя. В, обитает на небе и на земле, её лоно в воде, в море. Она распространяется по всем мирам, достигает неба, веет, как ветер, охватывает все миры. В. Выше неба и шире земли. Она - владычица и собирательница богатств, наделяет ими всех. Тот, кого она любит, становится сильным, мудрым, брахманом, риши. Тех, кто ненавидит брахманов, В. Поражает стрелой из лука Рудры. Она порождает споры между людьми и насыщает тех, кто слышит сказанное ею. В. Многообразна. Она несёт Митру, Варуну, Индру, Агни, Ашвинов, Сому, Тваштара, Пушана и Бхагу. Вместе с нею - Рудра, васу, Адити, все боги.

Её называют божественной, царицей богов (VIII 89, 10-11). В творении сущего В. Связана с Праджапати (брахманы), а через эпитет Вачаспати, «господин речи», - с Вишвакарманом и Сомой. В период после «Ригведы» В. Обретает многие связи (генеалогические, родственные, сюжетные). Так, уже в «Атхарваведе» она отождествляется с Вирадж и считается дочерью бога любви Камы, тогда как, по мнению комментатора вед Саяны, В. - дочь великого риши Амбхрины (от слова со значением «влажный»). В «Тайттирия-брахмане» В. Называют «матерью вед» [то же в «Махабхарате». В «Айтарейя-брахмане» (VI 15) Вишну тремя шагами приобретает миры, веды и В. - речь] и женой Индры, содержащей в себе все миры [иногда В. - атмосферная богиня, а гром называют «голосом (vac) срединного пространства».

Ср. «Найгхан-тука» 5, 5]. Она - одна из жён Праджапати, создавшего воды из мира в образе речи («Шатапатха-брахмана»). В эпический период В. Становится богиней мудрости и красноречия. Её начинают отождествлять с Сарасвати, рекой и речной богиней, и считают женой Брахмы (в «Бхагавата-пуране» она его дочь, а в «Падма-пуране» она дочь Дакши, жена Кашьяпы я мать гандхарвов и апсар). Самый известный мифологический сюжет с участием В. - выкуп у гандхарвов украденного ими Сомы ценой В., превращённой в женщину (Айт.-бр. I 27. Тайтт.-самх. VI 1, 6, 5. Майтр.-самх. Ill 7, 3), ср. Мотив В., выманивающей у гандхарвов Сому (Шат.-бр. III). Образ В. Сложился на основе древнеиндийских представлений о триаде мысль - слово - дело и об особом значении звучащей речи.

Указывались параллели между древнеиндийскими теориями слова и некоторыми чертами В., с одной стороны, и учением о Логосе в древнегреческой философии - с другой.Лит. Scharbau С. А„ Die Idee der Schöpfung in der vedischen Literatur, Stuttg., 1932, 8. 128 след. Еssers В., Vac. Het woord als godgestalten in de Veda, Assem, [1952].В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Вач

ВАЧ (санскр. Слово) - ведийская богиня речи, слова и мудрости.. ..

Вач

(букв. Речь) - ведийское божество, персонификация свящ. Слова. В брахманах рассказывается о борьбе богов и гандхарвов за обладание В., выступающей как прототип женщины. В послеведийской мифологии В. Идентифицируется с богиней Сарасвати.В. Эрман . ..

Вахагн

Ваагн, в армянской мифологии бог грозы и молнии. Согласно мифу, его рождали в муках небо и земля, а также пурпуровое море. К рождению был причастен и красный тростник (которым разрешилось море), извергавший дым и пламя. Из пламени появился В. - юноша с огненными волосами, с пламенной бородой и глазами, подобными двум солнцам. Родившись, В. Вступает в борьбу с вишапами (отсюда его эпитет «Вишапаках» - «вишапоборец») и побеждает их. Миф о В. Сложился, вероятно, в сер. 1-го тыс. До н. Э. На основе ..

Вацилу

В мифологии лакцев священная гора. Согласно поверьям, между двумя примыкающими друг к другу скалами, стоящими на вершине В., может протиснуться лишь безгрешный человек. Грешника скалы задерживают. Бесплодные женщины, проскользнувшие между камнями В., очищаются и могут рассчитывать на успех молитвы, обращённой к богу о ниспослании им детей. В. (ею считается гора возле Кумах - центра Лакского района) являлась местом молитв о дожде, на ней совершались жертвоприношения.Название этой горы (Вацилу) во..

Ваю

(др.-инд. Vâyu, ообств. «ветер», «воздух»), в ведийской и индуистской мифологии бог ветра. В. Тесно связан с Вата. Ему посвящён целиком один гимн в «Ригведе». В нескольких гимнах он славится вместе с Индрой. В. Более индивидуализирован, чем Вата, хотя и его характеристики довольно неопределённы (у него приятная внешность, он тысячеглаз, быстр, как мысль, касается неба и т. Д.). В. Рождён двумя мирами (РВ VII 90, 3), заполняет воздушное пространство (X 65, 1-2), появляется утром. У него сияющая к..

Ве Ньилитимо

(«лик влажного муссона»), в доисламской мифологии бугийцев острова Сулавеси (Западная Индонезия) богиня, дочь Гурурисэллэнга, посланная им на землю. Она поднялась из моря в золотом паланкине, сверкающем молниями, в сопровождении пяти знатных спутниц. В. Н. Становится женой Батара Гуру (см. Батара Гуру 2) и отдаёт своих спутниц ему в наложницы. Впоследствии вместе с Батара Гуру В. Н. Воцаряется на половине неба.ю. С.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Вач Вач

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вач" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вач, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 3 символа