Волк
В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ В. Был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий Северо-Западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени, а иногда и его близнеца (см. Близнечные мифы) волчицей (ср. Римскую легенду о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема, древнеиранскую легенду о волчице, вскормившей Кира, рассказ китайской хроники 7 в. О предках тюрок, истреблённых врагами, кроме одного мальчика, которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой и родившая ему десять сыновей. Аналогичное предание о волке-прародителе существовало также и у монголов).
Тотемические истоки подобных мифов особенно отчётливы в типологически сходном предании рода кагвантанов у североамериканского индейского племени тлинкитов. По этой легенде, один из предков рода встретил волка, подружившегося с ним и обещавшего его осчастливить, после чего род стал считать волка своим тотемом. У индейского племени нутка существовал миф, согласно которому волки украли сына вождя. В подобных мифах предок - вождь племени выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка (греч. Долон, ср. Также слав. Змей Огненный Волк), что связывается с представлениями (проявляющимися и в фольклорной традиции) об оборотнях типа славянских и балканских волкодлаков (вурдалаков), литовских вилктаков и др.
Герой-родоначальник, вождь племени или дружины называется иногда волком (осет. Wǽrxǽg родоначальник нартов) или имеющим «голову волка» (ср. Прозвище грузинского царя Вахтанга I Горгослани, от перс. Gurgsâr, букв. «волкоглавый») или «тело (живот) волка» (герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата» Бхима. Имена с тем же значением даются членам рода В. У тлинкитов-кагвантанов).В качестве бога войны В. Выступал, в частности, в индоевропейских мифологических традициях, что отразилось в той роли, которая отводилась волку в культе Марса в Риме и в представлении о двух В. (Geri и Freki), сопровождавших германского бога войны Одина в качестве его «псов» (аналогичное представление отмечено также в грузинской мифологии).
Соответственно и сами воины или члены племени представлялись в виде волков или именовались волками (в хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях) и часто наряжались в волчьи шкуры (древние германцы, в частности готы, во время праздника, о котором сообщают византийские источники). Согласно хеттскому тексту обращения царя Хаттусилиса I (17 в. До н. Э.) к войску, его воины должны быть едины, как «род» «волка» (хетт. Uetna - родственно др.-исл. Vitnir «волк», укр. Вiщун, «волк-оборотень»). Аналогичное представление о волчьей стае как символе единой дружины известно на Кавказе у сванов. Богам войны (в частности, Одину) приносили в жертву волков, собак, а также людей, «ставших волками» (согласно общеиндоевропейскому представлению, человек, совершивший тягостное преступление, становится волком).
Формула засвидетельствована по отношению к преступнику-изгою в хеттских законах, древнегерманских юридических текстах, а также у Платона (ср. Др.-исл. Vargr, «волк-изгой», хетт. Hurkilaš, «человек тягостного преступления»).Связь мифологического символа В. С нижним миром, миром мёртвых характерна для мифологии индейцев-алгонкинов, согласно которой В. - брат Манабозо (На-на-буша) провалился в нижний мир, утонул и после воскрешения стал хозяином царства мёртвых. В «Эдде» конец мира вызван чудовищным В., сорвавшимся с цепи (ср. Мифы о чудовищных псах в мифологии народов Центральной Евразии).У восточных палеоазиатов (камчадалов, коряков) сохранялся «волчий праздник», совершавшийся в связи с охотой на волка и представлявший собой обрядовое соответствие мифам о В.
Ритуал переодевания в волчьи шкуры или хождение с чучелом волка у многих народов Европы (в т. Ч. У южных и западных славян) приурочивался к осенне-зимнему сезону (ср. Чеш. Vlèi mĕsíc, латыш. Vilka mçnesis - названия декабря - букв. «волчий месяц», а также аналогичные названия в других европейских традициях).Представление о превращении человека в волка, выступающего одновременно в роли жертвы (изгоя, преследуемого) и хищника (убийцы, преследователя), объединяет многие мифы о В. И соответствующие обряды, а также т. Н. Комплекс «человека-волка», изученный 3. Фрейдом и его последователями и воплощённый в художественной форме Г. Хессе в романе «Степной волк».Для всех мифов о В. Характерно сближение его с мифологическим псом. Лит.
Иванов В. В., Реконструкция индоевропейских слов и текстов, отражающих культ волка, «Известия АН СССР. Серия литературы и языка», 1975, т. 34, № 6. Его же, Древнебалканский и общеиндоевропейский текст мифа о герое-убийце Пса и евразийские параллели, в сб. Славянское и балканское языкознание, [в.] 4. М., 1977. Негматов Н. Н., Соколовский В. М., «Капитолийская волчица» в Таджикистане и легенды Евразии, в сб. Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1974, М., 1976. Потапов Л. П., Волк в старинных народных поверьях и приметах узбеков, в сб. Краткие сообщения Института этнографии, [т.] 30, М., 1958. Alfõldi A., Die Struktur des voretruskischen Rõmerstaates, Hdlb., 1974. Clouson C„ Turka and wolves, Hels.
1964 (Studia orlentalia, v. 28, № 2). Dumezil G., Heur et malheur du guerrier. P., 1969. Eisler R., Man into wolf, L. 1951. Eliade М., Les Daces et les loups, "Numen", 1959, t. 6, fasc. 1. Gernet L., Dolon le loup, в его кн. Anthropologie de la Grece antique, P., 1968. Gerstein М. R., Germanic Warg. The outlaw as Werwolf, в сб. Myth in Indo-European Antiquity, ed. By G. J. Larson, Berk., 1974. Garfield V., Forrest L., The wolf and the raven, Seattle, 1961. Jacob у М., Wargus, vargr «Verbrecher Wolf». - eine Sprach - und rechtgeschichtliche Untersuchung, Uppsala, 1974. Jakobson R., Selected writings, v. 4 - Slavic epic studies. The Hague - P., 1966. Kretschmar F., Hundesstammvater und Kerberos, Bd 1-2, Stuttg., 1938.в. В. Иванов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Волк
На нашем сайте Вы найдете значение "Волк" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Волк, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 4 символа