Геометрические Символы

359

Класс мифопоэтических знаков, по форме идентичных геометрическим элементам и широко использующихся в сфере мифологической и религиозной, а равно и более поздней символики и эмблематики (ср. Особенно геральдику). К Г. С. Как знакам, семантика которых определяется при их использовании в рамках мифологических и религиозных систем, относятся геометрические фигуры, линии (прямые, кривые, ломаные и некоторые их комбинации), а также тела (шар, куб, конус, пирамида, параллелепипед и т. П.), которые в двухмерном пространстве реализуются как фигуры. Относительная простота Г. С. Обеспечивала стабильность и точность моделирования мифопоэтических объектов с помощью Г. С. Геометрический «код», связанный с установкой на идеализацию и унификацию реальных объектов, служил удобным средством для классификационных целей, в частности для создания универсальных схем, подчёркивающих единство разных сфер бытия (ср.

Противопоставление круг - квадрат). Г. С. Описывали структуру космоса в его вертикальном и горизонтальном аспектах (в отличие от бесструктурного хаоса, никогда не описывающегося с помощью Г. С.), в пространственном и временном планах, а также всё более и более «оплотняющиеся» образы космоса. Земля, страна, город, поселение, дворец, храм, гробница. Социальное устройство коллектива (в частности, его структуру с точки зрения брачно-родственных отношений). Этическое «пространство» (ср. Г. С., обозначающие такие понятия, как вера, любовь, надежда, стойкость, преданность, справедливость, истина, порядок, закон и т. Д.). Г. С. Лежали в основе структуры ритуального пространства и формы сакрализованных предметов. Из геометрических линий в мифологической, религиозной и поэтической символике наиболее употребительны прямая (иногда конкретизированная как стрела), ломаная (прежде всего в виде зигзага), различные виды «правильных» кривых, в частности спирали, волюты, соотносимые с громом, молнией, землёй, водой, змеей и т.

П. Особое распространение получил меандр (первоначально название реки в Малой Азии, согласно мифу, пересохшей при приближении к земле солнечной колесницы Фаэтона и известной своей извилистостью, вошедшей в пословицу, ср. Strab. XII 577 след. Liv. XXXVIII, 13. Ovid. Met. VIII, 162 и др.), который представляет собой непрерывную линию, изломанную под прямым углом, и символизирует отсутствие начала и конца, вечность. В Древнем Китае меандр соотносился с реинкарнацией и громом, в Древней Греции сравнивался с лабиринтом легендарного царя Миноса (позднее меандр стал одной из типовых форм орнамента).Из Г. С. И их сочетаний кроме круга, квадрата, мандалы, креста, свастики особого внимания заслуживают разные виды многоугольников (как правило, «регулярных»).

Треугольник, символизирующий в различных мифо-поэтических контекстах плодоносящую силу земли, брак, обеспеченность. Пламя, главу бога, гору, пирамиду, троицу, число 3, физическую стабильность. Рождение - жизнь - смерть, жизнь - смерть - новую жизнь (возрождение), тело - ум - душу, отца - мать - дитя, три космические зоны (небо - земля - нижний мир). Двойной треугольник - Гора, север, и Сета, юг (у древних египтян). Три соединённых треугольника - символ абсолютного, пифагорейский символ здоровья, масонская эмблема. Треугольник с вершиной вниз и треугольник с вершиной вверх - символизирующие соответственно. Женский принцип, воду, силы подземного царства, луну (египетский иероглиф) и мужской принцип, огонь, небесные силы.

Треугольник, объемлющий свастику - символ космической гармонии. Треугольник в квадрате - божественное и человеческое, небесное и земное, духовное и телесное. Треугольник внутри круга - троичность в едином. Два пересекающихся треугольника - божественность, соединение огня и воды, победа духа над материей.Пентагон, правильный пятиугольник в виде звезды символизирует вечность, совершенство, вселенную. Пентагон - амулет здоровья, знак на дверях для того, чтобы отгонять ведьм. Магическое средство в заговорах и некоторых ритуалах. Эмблема Гота, Кецалькоатля, Меркурия, кельтского Гавайна и др. Тотем американских индейцев. Символ пяти ран Иисуса Христа, использовавшийся греками как знак креста. Знак благополучия, удачи у евреев, легендарный ключ Соломона.

Знак высокого положения в обществе у японцев и т. П.Гексагон, правильный шестиугольник - символ изобилия, красоты, гармонии, свободы, брака, любви, милости, удовольствия, мира, взаимности, симметрии (таков же и символизм числа 6), образ человека (две руки, две ноги, голова и туловище), пифагорейский образ жизни и благой судьбы. Наличие углов, во-первых, и форма близкая к кругу, во-вторых, позволяет соотносить гексагон с идеей энергии и мира, покоя одновременно, а также с солнцем. В Древнем Китае с гексагоном связывалась идея семиричной центрированной (6+1) целостности.Особого упоминания заслуживает символика таких геометрических конструкций, как китайских триграмм (см. Ба гуа), каждая из которых означала ряд восходящих от конкретного к абстрактному понятий.

Первоначально было создано 8 триграмм. (цянь) - небо - творчество - крепость, (кунь) - земля - исполнение - самоотдача, (чжэнь) - гром - возбуждение - подвижность, (кань) - вода - погружение - опасность, (гэнь) - гора - пребывание - незыблемость, (сунь) - ветер (дерево) - утончение - проникновенность, (ли) - огонь - сцепление - ясность, (дуй) - водоём - разрешение - радостность. Не менее важное символическое значение имели гексаграммы, которые можно рассматривать как сочетание двух триграмм. Согласно древнекитайской «Книге перемен» (Ицзин), мировой процесс реализуется в виде 64 ситуаций, определяемых разным соотношением сил света и тьмы, напряжения и податливости и обозначаемых гексаграммами, которые описывают действительность во всей её полноте.

Взаимное отношение триграмм определяло специфику гексаграммы. При этом символическое истолкование получали как обе составляющие триграммы, взятые целиком (напр., нижняя триграмма - внутренняя жизнь, наступающее, создаваемое, верхняя триграмма - внешний мир, отступающее, разрушающееся), так и каждая из трёх пар составляющих гексаграмму черт (верхняя - небо, средняя - человек, нижняя - земля). Наконец, в гадательной практике учитывалась и символика отдельных позиций гексаграммы в отнесении к обществу, человеческому телу и телу животного. Эти относящиеся к гексаграммам идеи становятся ведущими и в других попытках синтетического моделирования структуры мира (ср. Роман швейцарского писателя Г. Хессе «Игра в бисер»).В связи с Г.

С. В мифологических и религиозных системах необходимо отметить ещё два аспекта - синтаксический (сочетание Г. С. В мифо-поэтических текстах, создающее не только новые формальные конструкции, но и порождающее новые смыслы) и трансформационный [установление отношений обратимости Г. С. В другие знаки и символы, например в числа (или буквы алфавита)], позволяющий установить семантические инварианты и способы их выражения. Ср. Макро- и микрокосмическую соотнесённость букв в некоторых традициях (опыты ранневизантийских неоплатоников и гностиков).Различные Г. С. Во многих случаях становятся элементом художественной формы (стандартизованные блоки в архитектуре, орнаменте и т. П.). Г. С. Образуют значительный слой мифо-поэтических знаков и символов, которые, влияя на соответствующие структуры психики, могут моделировать и новые ситуации.

В частности, на этом их свойстве основано использование Г. С. Для психофизического воздействия на подсознание, их употребление для создания эмблем, товарных знаков и т. П.Лит. Щуцкий Ю. К., Китайская классическая «Книга Перемен», М., 1960. Аверинцев С. С., Поэтика ранневизантийской литературы, М., 1977, с. 123-24, 206-07;Granet М., La pensée chinoise, P., 1934. Ehrlich E. L., Die Kultsymbolik im Alten Testament und im nachbiblischen Judentum, Stuttg., 1969. Herrmann F., Symbollk In den Religionen der Naturvölker, Stuttg., 1961. Danielou J., Les symboles chrétiens primitifs, P., [1961]. Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt. 1-3, N. Y., 1962. Gimbutas М., The Gods and Goddesses of Old Europe. 7000 to 3500 ВС, myths, legends and cult images, Berk.

- Los Ang., 1974, p. 124-32.в н Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Гении и Юноны

У каждого римлянина был свой гений - божество, сопровождавшее его в течение всей жизни - от колыбели до могилы, побуждая человека к тем поступкам, которые он совершал на жизненном пути. Поэтому в день своего рождения каждый римлянин приносил своему гению жертвы - цветы, плоды, воскурения и возлияния. Все значительные события в жизни отмечались жертвоприношением гению. Римляне пировали с друзьями, желая доставить гению радость. После смерти человека его гений оставался на земле, пребывая возле ег..

Гений

(Genius). Дух, оживляющий известное лицо, место и т. Д. И соответствовавший греческому Демону. Гений, по мнению римлян, был не только у каждого человека, но у каждого семейства, города, страны и т. Д. Местных гениев представляли себе в виде змей. В произведениях искусства гении изображаются обыкновенно в виде крылатых существ.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Георгий

Победоносец (греч. Γεώργιος Τροπαιοφόρος, в рус. Фольклоре Егорий Храбрый, мусульм. Джирджис), в христианских и мусульманских преданиях воин-мученик, с именем которого фольклорная традиция связала реликтовую языческую обрядность весенних скотоводческих и отчасти земледельческих культов и богатую мифологическую топику, в частности мотив драконоборчества. Ортодоксальная христианская житийная литература говорит о Г. Как о современнике римского императора Диоклетиана (284-305), уроженце восточной Ма..

Гера

(Ηρα, Juno). Сестра и супруга Зевса, царица неба, дочь Кроноса и Реи. Она считалась богиней-покровительницей женщин, покровительницей браков и родов. Гомер изображает ее упрямой, ревнивой и сварливой женщиной. Она ненавидела Париса за его суд, а потому во время Троянской войны была на стороне греков. Ее священной птицей был павлин, и главным местом поклонения ей был Аргос. Римляне отождествляли с Герой свою богиню Юнону.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург..

Дополнительный поиск Геометрические Символы Геометрические Символы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Геометрические Символы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Геометрические Символы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 22 символа