Георгий

139

Победоносец (греч. Γεώργιος Τροπαιοφόρος, в рус. Фольклоре Егорий Храбрый, мусульм. Джирджис), в христианских и мусульманских преданиях воин-мученик, с именем которого фольклорная традиция связала реликтовую языческую обрядность весенних скотоводческих и отчасти земледельческих культов и богатую мифологическую топику, в частности мотив драконоборчества. Ортодоксальная христианская житийная литература говорит о Г. Как о современнике римского императора Диоклетиана (284-305), уроженце восточной Малой Азии (Каппадокии) или сопредельных ливанско-палестинских земель, принадлежавшем к местной знати и дослужившемся до высокого военного чина. Во время гонения на христиан его пытались принудить истязаниями к отречению от веры и в конце концов отрубили ему голову.

Это ставит Г. В один ряд с другими христ. Мучениками из военного сословия (Дмитрий Солунский, Фёдор Стратилат, Фёдор Тирон, Маврикий и др.), которые после превращения христианства в государственную религию стали рассматриваться как небесные покровители «христолюбивого воинства» и восприниматься как идеальные воины (хотя их подвиг связан с мужеством не на поле брани, а перед лицом палача). Черты блестящего аристократа («комита») сделали Г. Образцом сословной чести. В Византии - для военной знати, в славянских землях - для князей, в Зап. Европе - для рыцарей. Иные мотивы акцентируются народным почитанием Г., вышедшим за пределы христианского круга (визант. Легенда повествует о грозном чуде, научившем арабских завоевателей с почтением относиться к Г.).

Г. Выступает как олицетворение животворящей весны («Зелени Юрай» хорватской обрядности), в связи с чем мусульманские легенды особо подчёркивают его троекратное умирание и оживание во время пыток. Мотив жизни в смерти, символизирующий христианскую мистику мученичества, но апеллирующий и к мифологической образности крестьянских поверий, не чужд и византийской иконографии, изображавшей Г. Стоящим на молитве с собственной отрубленной головой в руках (как на иконе, хранящейся в Историческом музее в Москве). Этот же мотив стал причиной смешения в мусульм. Странах Г. (Джирджиса) с Хадиром (значение этого имени - «зелёный» - сопоставимо с фольклорным эпитетом Г.) и Илйасом. Весенний праздник Г. - 23 апреля отмечался в восточноевропейском и ближневосточном ареалах как сезонный рубеж скотоводческого календаря.

В этот день впервые выгоняли скот на пастбища, закалывали первого весеннего ягнёнка, пели особые песни (ср. Костромскую песню. «Мы вокруг поля ходили, Егорья окликали. Егорий ты наш храбрый..., ты спаси нашу скотину в поле и за полем, в лесу и за лесом, под светлым месяцем, под красным солнышком, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого»). Ритуальный выгон коней султана на пастбище назначался на этот день дворцовым укладом османской Турции. По-видимому, славянские народы перенесли на Г. Некоторые черты весенних божеств плодородия вроде Ярилы и Яровита, с чем, возможно, связаны народные варианты его имени типа Юрий, Юры, Юр (укр.), Еры (белорус.). Русский крестьянин называл Г. «загонщиком скота» и даже «скотным богом».

Впрочем как покровитель скотовода Г. Выступает уже в визант. Легенде о чудесном умножении скота Феописта. Эта линия почитания Г. Перекрещивалась с воинской, княжески-рыцарской линией на мотиве особой связи Г. С конями (в подвиге драконоборчества он обычно изображается как всадник). Охраняя скотину и людей от волков, Г. Оказывается в славянских поверьях повелителем волков, которые иногда именуются его «псами». Он отвращает от человека и домашних животных также змей, что связано с его ролью змееборца (драконоборца). Легенда приписала ему умерщвление хтонического чудовища, этот популярнейший подвиг богов-демиургов (напр., Мардука, Ра, Аполлона, Индры, отчасти Яхве) и героев (напр., Гильгамеша, Беллерофонта, Персея, Ясона, Сигурда и др.).

Повествуется, что возле некоего языческого города (локализуемого иногда в Ливане, иногда в Ливии или в др. Местах) было болото, в котором поселился змей-людоед. Как всегда в таких случаях, ему выдавали на съедение юношей и девиц, пока черёд или жребий не дошёл до дочери правителя города (мотив Андромеды). Когда она в слезах ожидает гибели, Г., проезжающий мимо и направляющийся к воде, чтобы напоить коня, узнаёт, что происходит, и ждёт змея. Самый поединок переосмыслен. По молитве Г. Обессилевший и укрощённый змей (дракон) сам падает к ногам святого, и девица ведёт его в город на поводке, «как послушнейшего пса» (выражение из «Золотой легенды» итал. Агиографа Иакова Ворагинского, 13 в.). Увидев это зрелище, все горожане во главе с правителем готовы выслушать проповедь Г.

И принять крещение. Г. Сражает змея мечом и возвращает дочь отцу. Этот рассказ, в котором Г. Выступает одновременно как богатырь, как проповедник истинной веры и как рыцарственный заступник обречённой невинности, известен уже в низовой, полуофициальной византийской агиографии. Особой популярностью эпизод драконоборчества пользовался со времён крестовых походов в Зап. Европе, где он воспринимался как сакральное увенчание и оправдание всего комплекса куртуазной культуры. Крестоносцы, побывавшие в местах легендарной родины Г., разносили его славу на Западе, рассказывая о том, что во время штурма Иерусалима в 1099 он участвовал в сражении, явившись как рыцарь с красным крестом на белом плаще (т. Н. Крест св. Г., в Англии с 14 в.

Г. Считается св. Патроном Англии). «Приключение» битвы со змеем, бесстрашно принятое на себя ради защиты дамы, вносило в религиозно-назидательную литературу и живопись дух рыцарского романа. Эта специфическая окраска легенды о Г. Приобрела особое значение на исходе западного средневековья, когда приходящий в упадок институт рыцарства делается предметом нарочитого культивирования (созданный именно с этой целью ок. 1348 англ. Орден Подвязки был поставлен под особое покровительство Г.). Тема драконоборчества вытесняет все другие мотивы иконографии Г., ложится в основу многочисленных произведений искусства. Интересное исключение представляют русские духовные стихи о «Егории Храбром», игнорирующие эту тему. В них Г. Оказывается сыном царицы Софии Премудрой, царствующей «во граде Иерусалиме», «на Святой Руси», его облик наделён сказочными чертами («Голова у Егория вся жемчужная, по всем Егорие часты звезды»).

От «царища Демьянища», т. Е. Диоклетиана, он терпит за веру заточение в подземной темнице в продолжение 30 лет (как это заточение «во глубок погреб», так и 30-летнее сидение богатыря - постоянные мотивы былин), затем чудесно выходит на свет и идёт по русской земле для утверждения на ней христианства. Трёх своих сестёр, коснеющих в язычестве, он видит заросшими коростой и волосами дикими пастушками волчьей стаи. От воды крещения короста с них спадает, а волки, как и змеи, отходят под упорядочивающую власть Г. Всё кончается богатырским поединком Г. С «царищем Демьянищем» и искоренением на Руси (выступающей как эквивалент эйкумены) «басурманства». С 14 в. Изображение всадника на коне становится эмблемой Москвы (затем входит в герб г.

Москвы, а позже - в состав государственного герба Российской империи). В 1769 в России был учреждён военный орден св. Великомученика и победоносца Георгия, в 1913 военный Георгиевский крест.Среди литературных разработок легенды о Г. Отметим три произведения рус. Литературы 20 в. За поэмой («кантатой») М. Кузмина «Св. Георгий» стоит религиеведение конца 19 - нач. 20 вв., искавшее в христ. Апокрифах топику языческих мифов (царевна сама отождествляет или сравнивает себя с Корой-Персефоной, Пасифаей, Андромедой и Семелой, у Г. Оказываются «Персеев конь» и «Гермесов петаз»), а также психоанализ, постулирующий для мотива драконоборчества эротический смысл. Фоном служит крайняя перенасыщенность каждой строки культурно-историческими ассоциациями.

Напротив, стихотворение Б. Пастернака «Сказка» освобождает мотив змееборчества от всего груза археологической и мифологической учёности, от всех случайных подробностей (вплоть до имени самого героя), сводя его к наиболее простым и «вечным» компонентам (жалость к женщине, полнота жизни и надежды перед лицом смертельной опасности). Наконец прозаическая «Повесть о Светомире царевиче» Вяч. Иванова (неоконч.) использует не общеизвестную тему битвы со змеем, но мотивы русских духовных стихов (дикие сестры Г., его таинственная власть над волками и т. П.), стремясь извлечь из них архетипы славянской традиции, с оглядкой на византийское влияние. Лит. Кирпичников А. И., Св. Георгий и Егорий Храбрый. Исследование литературной истории христианской легенды, СПБ.

1879. Веселовский А. Н., Разыскания в области русских духовных стихов, [r] 2- Св. Георгий в легенде, песне и обряде, СПБ. 1880 («Сборник отделения русского языка и словесности АН», т. 21, № 2). Рыстенко А. В., Легенда о св. Георгии и драконе в византийской и славянорусской литературах, •Записки императорского Новороссийского университета», 1909, т. 112. Костов С., Изображението на св. Георги в българския народен накит, «Сборник в честь на проф. Л. Милетича», София, 1912. Алпатов М. В., Образ Георгия воина в искусстве Византии и Древней Руси, «Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы», 1956. Т. 12. Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974. Кrumbachеr К, Der heilige Georg in der griechischen Überlieferung, Munch., 1911.С.

С. Аееринцев. Наиболее значительные из произведений западноевропейской пластики 14-16 вв. На сюжет «битва Г. С драконом» - скульптурные группы М. И Д. Коложвари и Б. Нотке, рельеф М. Коломба. Донателло создал статую Г. В живописи к сцене битвы Г. С драконом обращались П. Уччелло, А. Мантенья, В. Карпаччо, М. Шонгауэр, А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Рафаэль, А. Альтдорфер и др. Чрезвычайной популярностью пользовался святой в русской иконописи. Многочисленные иконы (особенно новгородские 12-16 вв.) изображают «Чудо Г. О змие». Распространены были также иконы «Г. В житии». Столь же популярен был святой и в Грузии (см. Гиорги), считавшийся покровителем страны (фреска конца 12 - нач. 13 вв. В храме монастыря Кинцвиси, многочисленные произведения чеканки по металлу).(Источник.

«Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Георгий

В Грузии. Г. III (г. Рождения неизвестен — умер 1184), царь Грузии с 1156, сын царя Дэметрэ I. Продолжал активную внешнюю политику Давида Строителя, отвоевал у сельджуков города Двин (1162), Ани (1173). Войска Г. III взяли Шабуран и Дербент (1167). Опираясь на дворян и городское население, упорно боролся против крупных феодалов за усиление централизованной власти, подавил выступление знати во главе с везиром Иванэ Орбели. Жестоко подавлял антифеодальные выступления крестьян. При жизни возвёл на..

Георгий

ГЕОРГИЙ V - царь Грузии (1314-46), боролся против монгольского ига и фактически стал независимым правителем. Добился воссоединения с Грузией Имеретии (1327) и Самцхе-Саатабаго (1334).. ..

Георгий

(греч. Georgos, от ge - земля, и ergon - труд, работа) мужское имя. Земледелец.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Георгий

Земледелец. Егор. Егорий. Гора, Жора, Гера, Геша, Гоша, Гошуля, Гуля, Гошуня, Гога, Гаря, Егорка, Егоня, Егоша, Егуня, Гуня, Юрий. ..

Георгий

М. Разг.Название ордена или знака отличия ордена Святого Георгия.. ..

Георгий

ГЕО́РГИЙ -я. М. Разг. Об ордене или знаке отличия ордена Святого Георгия. Георгий первой, второй, третьей, четвёртой степени. Четыре Георгия. Г. Всех степеней. Полный Г. (об этой награде всех степеней). Г. На шее (об этом ордене второй и третьей степени, носимом на ленте на шее). Г. С бантом (об этом ордене четвёртой степени, носимом на ленте, которая завязывалась бантом).. ..

Георгий

Гео́ргий имя собств., уже др.-русск. (Пов. Врем. Лет). Книжное заимств. Из греч. Γεώργιος, откуда заимствованы устным путем русск. Ю́рий, Ю́рей. См. Унбегаун, RES 16, 66. Mél. Boisacq 2, 324.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Георгий

Митрополит киевский (1073—74), родом грек, автор "Стязания с латинами".{Венгеров} Георгиймонах Зарубский (домонгольск. Период).{Венгеров} Георгийинок-летописец XVI в.{Венгеров} Георгийигумен, авт. Брош. "О силе молитвы о. Иоанна Кроншт.". (Харьк., 1911).{Венгеров} Георгийархим., автор критич. Статей ("Стран.", 1903—04).{Венгеров} Георгиймирянин, авт. Кн. "К русск. Православн. Простому народу". (М., 1907).{Венгеров}. ..

Георгий

- отрок Бориса Владимировича. Венгр по национальности, любимый слуга Бориса, за что последний наградил его золотою гривной. В момент убийства Бориса (1015г.), защищая князя, прикрыл его своим телом, так и погиб. Летопись сообщает, что после смерти Георгия убийцы отсекли ему голову, чтобы снять золотую гривну. ПВЛ:91,291;Татищев:87. НПЛ. 196.. ..

Георгий

Имя происходит от древнегреческого слова "георгос", означающего "земледелец". В детском возрасте Георгий держится несколько в стороне от своих сверстников, но не в такой степени, чтобы это понималось ими как высокомерие. Георгий не доходит до черты после которой наступает противопоставление своим товарищам. Умеет выслушивать своего собеседника, ему можно довериться в щекотливой ситуации. Может сохранить чужую тайну. Способен хорошо излагать свои мысли в письменной форме. В любой работе очень тща..

Георгий

Григорий( Григорьевич Ярошевский) митр. (1872-1923), рус. Правосл. Писатель, историк Церкви, экзегет. Род. На Украине, в семье священника. Окончил КДА (1897). Преподавал в Таврической ДС. С 1900 иеромонах. В 1901 защитил магистерскую дисc. "Соборное послание св. Апостола Иакова. Опыт историко-экзегетич. Исследования" (К., 1901), к-рая была признана критиками "лучшей из всех рус. Работ о Послании св. Иакова", "замечательной, особенно по образцовому экзегезису". В 1906 Г. Был хиротонисан во еп. Ка..

Гений

(Genius). Дух, оживляющий известное лицо, место и т. Д. И соответствовавший греческому Демону. Гений, по мнению римлян, был не только у каждого человека, но у каждого семейства, города, страны и т. Д. Местных гениев представляли себе в виде змей. В произведениях искусства гении изображаются обыкновенно в виде крылатых существ.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Геометрические Символы

Класс мифопоэтических знаков, по форме идентичных геометрическим элементам и широко использующихся в сфере мифологической и религиозной, а равно и более поздней символики и эмблематики (ср. Особенно геральдику). К Г. С. Как знакам, семантика которых определяется при их использовании в рамках мифологических и религиозных систем, относятся геометрические фигуры, линии (прямые, кривые, ломаные и некоторые их комбинации), а также тела (шар, куб, конус, пирамида, параллелепипед и т. П.), которые в дв..

Гера

(Ηρα, Juno). Сестра и супруга Зевса, царица неба, дочь Кроноса и Реи. Она считалась богиней-покровительницей женщин, покровительницей браков и родов. Гомер изображает ее упрямой, ревнивой и сварливой женщиной. Она ненавидела Париса за его суд, а потому во время Троянской войны была на стороне греков. Ее священной птицей был павлин, и главным местом поклонения ей был Аргос. Римляне отождествляли с Герой свою богиню Юнону.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург..

Геракл

См. Геркулес.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Георгий Георгий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Георгий" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Георгий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 7 символа