Герой

264

(ήρως) в греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера Г. Обычно именуется отважный воин (в «Илиаде») или благородный человек, имеющий славных предков (в «Одиссее»). Впервые Гесиод называет «род героев», созданный Зевсом, «полубогами» (ήμίθεοι), Opp. 158-160). В словаре Гесихия Александрийского (6 в.) понятие Г. Разъясняется как «мощный, сильный, благородный, значительный» (Hesych. V. Ήρως)- Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень ser-, вариант swer-, wer-, ср. Лат. Servâre, «оберегать», «спасать»), а также сближая с именем богини Геры - Ήρα.История Г. Относится к т. Н. Классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (2-е тыс.

До н. Э., расцвет - сер. 2-го тыс. До н. Э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения Г., вступая в брак с родом смертных. Известны т. Н. Каталоги Г. С указанием их родителей и места рождения (Неs. Theog. 240-1022. Frg. 1-153. Apoll. Rhod. I 23-233). Иногда Г. Не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги (см. Тесей).Т. Призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в неё справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно Г. Наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишён бессмертия, остающегося привилегией божества.

Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением Г. Утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать Г. Бессмертными. Так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нём всё смертное и умащая его амбросией (Apollod. Ill 13, в), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Демофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей - отец Ахилла, Метанира - мать Демофонта). Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона я смертной женщины Корониды, пытавшийся воскрешать людей, т.

Е. Даровать им бессмертие, был поражён молнией Зевса (Apollod. Ill Ю, 3-4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II б, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2). Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность Г. Большей частью имеет драматический характер, т. К. Жизни одного Г. Не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Г. Часто гоним враждебным божеством (напр., Геракла преследует Гера, Apollod. II 4, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (напр., Геракл подчинён Эврисфею).Чтобы создать великого Г., требуется не одно поколение Г.

Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио, Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Aeschyl. Prom. 774) родился Геракл, среди предков которого были уже Данай, Персей и др. Сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих Г., таких, как Геракл.Ранний героизм - подвиги Г., уничтожающих чудовищ. Борьба Персея с горгоной, Беллерофонта с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией Г., его культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет и Амфион). Среди Г. Певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей).

Независимо от характера героизма подвиги Г. Всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного Г. (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе Г. (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды. Буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине. Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены).Зачастую Г. Испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания Г. Рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти.

Геракл обретает бессмертие на Олимпе, получив в жёны богиню Гебу (Неs. Theog. 950-955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в aиде (Hom. Od. XI 601-604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления Г. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. Ill 19, 11-13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811-814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Hom. Od. IV 561- 568). Гесиод же считает обязательным для большинства Г. Переселение на острова блаженных (Орр. 167-173). Сын Аполлона Асклепий, убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона.

Единственный Г. - полубог Дионис, сын Зевса и Семелы, становится божеством ещё при жизни. Но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея - архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155-388). В песне элейских женщин к богу Дионису обращаются как к Дионису-Г. (Anthologia lyrica graeca, ed. Diehl, Lips., 1925, II p. 206, frg. 46). Таким образом, Геракл явился образцом для представления о Г.-боге (Pind. Nem. Ill 22), а Дионис считался Г. Среди богов.Развитие героизма и самостоятельности Г. Приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели Г. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе Г.

Конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) (Тантал, Пелопс, Атрей, Фиест, Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма - Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода Г. (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых Г. Истребили друг друга (Орр. 156-165).В нач. 1-го тыс. До н. Э. Большое распространение получает культ умерших Г., совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе Г. Отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества Г.

И покровительство его людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. Жертвы Агамемнону в «Хоэфорах» Эсхила), им отводили священные участки (напр., Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654-657). Плачи (или френы) по Г., прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. «славные деяния мужей», которые поёт Ахилл, Hom. Il. IX 189). Общегреческий Г. Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах. В одних как бессмертному олимпийцу, в других - как Г. (Herodot. II 44). Некоторые Г. Воспринимались как ипостаси- бога, напр. Зевса (ср. Зевс - Агамемнон, Зевс - Амфиарай, Зевс - Трофоний), Посейдона (ср.

Посейдон - Эрехфей). Там, где была прославлена деятельность Г., строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В 7-6 вв. До н. Э. С развитием культа Диониса культ некоторых древних Г. - эпонимов городов - потерял своё значение (напр., в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освящённый полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Г. Мыслился защитником полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины.

Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, напр. При Платеях (Plut. Arist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число Г. Известных исторических лиц (Софокл после смерти стал Г. По имени Дексион). Почётное звание Г. Получали после гибели выдающиеся полководцы (напр., Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических Г., которые стали восприниматься как предки - покровители семьи, рода и полиса.Лит. Farnell L. R„ Greek hero cults and ideas of immortality, Oxf., 1921. Otto W. F„ Der Ursprung von Mythologie und Kult, В., 1940. Delcourt М., Legendes et cultes de heros en Grèce, P., 1942. Pfister F., Götter- und Heldensagen der Griechen, Hdlb., (1956].

Wiesner J., Olympos. Götter, Mythen und Stätten von Hellas, Nieder-Ramstadt bei Darmstadt. [I960]. Kerenyi K., Die Heroen der Griechen, Zurich, 1968.А. А. Тахо-Годи. Е. М. Мелетинский.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Герой

(«Геро́й») 1) центральный персонаж пьесы. 2) Сценическое амплуа. В 18 в. Исполнитель ведущих ролей в трагедиях. Позднее амплуа «Г.» стало дифференцироваться соответственно сценической функции. «Г."-любовник, «Г."-резонёр и т.д.. ..

Герой

(Heros). — Греки разумели под названием Г. Богатырей древнейшего, доисторического времени. Это — идеальные изображения человеческой силы и богатырского духа, посредники между народом и его богами, благодетели греческого народа, основатели греческих городов и государств, учредители законного порядка, вследствие своего божественного происхождения и великих подвигов удостоенные богами после смерти отличной от прочих смертных участи, а людьми — поклонения. Г. Нельзя рассматривать ни чисто историческ..

Герой

1. Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (устар. Поэт.), доблестный, достославный (устар.), знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий, отважный, подлинный, признанный, прославленный, славный, смелый, храбрый. 2. Действующее лицо литературного произведения, драмы, кинофильма и т. П. Банальный, благородный, боготворимый, ведущий, второстепенный, главный, затасканный, знаменитый, избитый, и..

Герой

ГеройВоспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер Достоинства * Благодарность * Вежливость * Вкус * Героизм * Ответственность * Правда * Справедливость * Честность * Честь * Чувство меры Недостатки * Безвкусица * Кокетство * Лакейство * Лень * Лицемерие * Ложь * Невежество * Обман * Фанатизм * Хитрость * ЭгоизмГероизм (Герой) - Герои подобно произведениям искусства кажутся более вели..

Герой

(греч. Heros). В древности, воин, отличавшийся храбростью, силой, мудростью и опытностью. Потом лицо полубожеского и получеловеческого происхождения, которое, после смерти, было обоготворено за оказанные услуги. По Гомеру, героями почитались цари с их сыновьями и воинской свитой. Нынче человек, отличающийся какими-либо необыкновенными подвигами, а также главное действующее лицо в романе, повести, драме, поэме, рассказе.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чуди..

Герой

• беззаветный герой. ..

Герой

Богатырь, витязь, полубог. Победитель.. ..

Герой

1. Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (устар. Поэт.), доблестный, достославный (устар.), знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий, отважный, подлинный, признанный, прославленный, славный, смелый, храбрый. 2. Действующее лицо литературного произведения, драмы, кинофильма и т. П. Банальный, благородный, боготворимый, ведущий, второстепенный, главный, затасканный, знаменитый, избитый, и..

Герой

(иноск.) - выдающийся, прославившийся чем-нибудь, а также (иронич.) великий сподвижник, самоотверженец - до самоотвержения, до изнеможения занимающийся пустяками (намек на героев, отличавшихся великими подвигами, - на полубогов древнего мира)Ср. Стоило истории возвести героя на пьедестал, чтобы Иван Андреевич отнесся к нему с большим скептицизмом...Р.Р. Гнедич. Учитель истории. 2.Ср. Уж восемь робберов сыгралиГерои виста.А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 5, 36.Ср. Heros vir, мужественный человек.Ср. 'О‰..

Герой

М. Героиня ж. Ирой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин. | доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести, главное, первое лицо. Геройский, славный, отважный, отчаянно-смелый, доблестный. Героический, то же. Относящийся к героям. | о врачебном снадобье. Отважный, решительный. Геройственый, героический, геройский. Геройство ср. Доблесть, славная отвага, самоотвержение. Геройствовать, совершать геройские подвиги. | прикидываться героем, при..

Герой

М.1) а) Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.б) Полубог (в древних мифах, эпических поэмах и т.п.).в) перен. Выдающаяся личность.2) а) перен. Тот, кто привлекает к себе всеобщее внимание, вызывает всеобщий интерес.б) Тот, кто является для кого-л. Предметом восхищения, поклонения.3) перен. Тот, кто воплощает в себе характерные, типические черты какого-л. Времени.4) перен. Главное действующее лицо литературного произведения, спектакля, кинофи..

Герой

ГЕРО́Й -я. М. [греч. Hērōs]. ..

Герой

-я, м. 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. Труда. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. Трагедии. Г. Романа. 3. Чего. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. Нашего времени. 4. Кого-чего. Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. Дня. * Герой Советского Союза — почётное звание, присваивавшееся за доблесть и героизм. ..

Герой

Героя, м. (греч. Heros). 1. Исключительный по смелости или по своим доблестям человек. || Выделившийся своей храбростью на войне. Герой гражданской войны. 2. В теориях нек-рых буржуазных социологов - выдающаяся личность как сила, направляющая исторический процесс (в противоп. Массе). "Герои и толпа" (название сочинения Н. К. Михайловского). 3. Главное действующее лицо древних эпических поэм и мифов, одаренное сверхчеловеческими силами (истор. Лит.). Ахилл был героем древних греков. Парсифаль - г..

Герой

Заимствование из французского, в котором heros восходит к греческому (h)eros, имеющему значение "полубог, герой" – так в Древней Греции называли смертных, родившихся от богов и наделенных выдающимися способностями, в первую очередь огромной силой, как, например, Геракл.. ..

Герой

Геро́й вероятно, из франц. Héros "герой", как и герои́ня – из франц. Héroïne (-иня по аналогии боги́ня и т. Д.). Форма герои́ческий соответствует франц. Héroïque и нем. Heroisch. В XVIII в. Вместо них – иро́й, ирои́ческий под влиянием ср.-греч. И нов.-греч. Произношения слова ἥοως. См. Горяев, ЭС 66.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Герой

ГЕРОЙ - см. Образ. ..

Герой

(Hero. Held) - архетипический мотив, в основе которого лежит преодоление препятствий и трудностей и достижение определенных целей."Главный подвиг героя заключается в победе над чудовищем или монстром тьмы. Это долгожданный и ожидаемый триумф сознания над бессознательным". (CW 9i, par. 284)."Миф о герое есть бессознательная драма, обнаруживаемая только в проекции, наподобие рассказанного в платоновской притче о пещере". (CW 5, par. 612, СТ, пар. 612).Мифологически мотив героя со..

Герой

(Hero. Held) — архетипический мотив, в основе которого лежит преодоление препятствий и трудностей и достижение определенных целей. «Главный подвиг героя заключается в победе над чудовищем или монстром тьмы. Это долгожданный и ожидаемый триумф. ..

Геродот

(Herodotus, Ηρόδοτος). Отец истории, род. В Галикарнасе в 484 г. До Р. X. Чтобы собрать материалы для своей истории, он путешествовал по Греции и другим странам, а потому сочинения его заключают в себе множество личных наблюдений, часто подтверждаемых новейшими путешественниками. Геродот начинает свою историю с царей лидийских и описывает историю варваров и эллинов до греко-персидских войн. История его состоит из 9 книг, названных именами муз.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». ..

Герои

Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым. Это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости. Всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые пло..

Герон

(Неro, Ήρων). Александрийский математик, написавший сочинения по механике и сделавший некоторые изобретения (напр. Геронов фонтан). Жил между 285—222 гг. До Р. X.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Герострат

(Herostratus, Ηρόστρατος). Разрушитель эфесского храма Артемиды с целью прославиться (356 г. До Р. X.). Действительно, история сохранила его имя.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Герой

Прототип Спасителя, творящего чудеса. Герой обычно либо низкого происхождения, либо благородного, но до поры об этом не знает. Он вырастает в простом окружении, не ведая о своем предназначении. Ему рано приходится испытать свою силу, часто в одиночку либо с каким-нибудь животным-помощником. Он борется со злом и искушениями, его предают, убивают или приносят в жертву. В другом случае, он может начать действовать один, но впоследствии увлекает за собой целый народ или избранную группу учеников, ко..

Дополнительный поиск Герой Герой

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Герой" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Герой, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 5 символа