Даин Дерхе
(Dayan degereki), Хам Богдо Даин Дерхе, в мифах монгольских народов одно из основных шаманских божеств, патрон шаманских инициаций. Горный дух или могучий шаман, после смерти ставший каменной бабой (которая стоит около озера Хубсугул на севере Монголии), впоследствии адаптированный ламаизмом («обращённый в буддизм»). До распространения ламаизма возле каменной бабы проходили шаманские посвящения. По преданию, существовала и шаманка (удган) - толковательница воли Д. Д. Согласно поверьям, его дети обитают в соседней пещере (вошедший туда теряет рассудок). Д. Д. Посвящён ряд шаманских гимнов, где он иногда называется «чёрным тенгри» (т. Е. Божеством именно шаманского пантеона), а также «милостивцем», «милым» (хайрхаи - табуированное обозначение священных гор).
Изображается как наездник с колчаном, полным стрел. По другим представлениям, выглядит седым стариком с огромной белой бородой (внешность, характерная для духов-хозяев - эдзенов, ср. С Цаган Эбуген, а также с белобородыми старцами - убугут у аларских бурят), верхом на серо-белом жеребце. Согласно одним сюжетам, раньше Д. Д. Был злым эдзеном - земным духом (гадзрын сабдак), изгнанным неким святым и окаменевшим у хребта Танну-Ула, а по другому (халхаскому) преданию, Д. Д. - первый шаман (66), превзошедший самого далай-ламу в искусстве отнимать у смерти её жертвы и посланный им в Монголию. По дороге он изготовил первый бубен, разделив надвое барабан и повесив половинку на воздух, чтобы укрыться от солнца. По одной версии, похитил жену Чингисхана, по другой - дочь Чингисхана во время её свадьбы с Хентей-ханом (мотив, характерный также для мифов о Цолмоне - божестве планеты Венера).
Настигнутый погоней, Д. Д. Превратился в каменный столб (спасшись таким образом от сабельного удара). Окаменела и царевна, спрятавшаяся в расселину горы. Она также стала почитаемым местным духом. Когда Чингисхан уже отчаялся в попытках обезглавить или повесить каменного шамана, тот обещал впредь быть его помощником. Д. Д. Отождествляется с Арахи (инд. Рожу), который окаменел, спасаясь от брошенного вдогонку очира (оружие Очирвани). В других вариантах Д. Д. - соперник Арахи. Они состязались, отрубая друг у друга нижнюю часть тела (шаманский поединок), Д. Д. Добился успеха, а когда должен был в свою очередь Арахи нанести удар, Д. Д. Окаменел.Лит. Rintchen В., A propos du chamanisme mongol. Le culte de l'ongon Dayan degereki chez les Mongols Khotougaites du Kossogol, «Studia Orientalia», 1955, v.
18, fasc. 4.С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Даин Дерхе
На нашем сайте Вы найдете значение "Даин Дерхе" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даин Дерхе, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 10 символа