Дакша

230

(др.-инд. Daksa, собств. «ловкий», «способный»), в ведийской и индуистской мифологии божество класса адитьев. Как имя бога встречается в «Ригведе» менее десятка раз. Это слово используется и как эпитет Агни и Сомы. Самой примечательной чертой Д. Является то, что он рождён от Адити и он же родил Адити (РВ Х 72, 4-5. Ср. Сходный парадокс в РВ Х 5, 7. Не-сущее и сущее - в лоне Адити при рождении Д., особенно в РВ III 27, 9. Агни и Д.). В «Шатапатха-брахмане» (II 4, 4, 2) Д. Отождествляется с творцом Праджапати, а в «Ригведе» (VI 50, 2. VIII 63, Ю) его называют отцом богов. С Д. Связан ряд мифологических мотивов и сюжетов, в которых подчёркивается его участие в творении и его роль отца. Сам он считается седьмым сыном Брахмы (или Праджапати), родившимся из большого пальца правой ноги творца.

Женой Д. Стала родившаяся из пальца левой ноги творца Вирини. Отождествляемая с ночью и иногда называемая Дакши. У Д. И его жены было 50 (в некоторых источниках - 60) дочерей, из них 13 Д. Отдал в жёны Кашьяпе, 27 - Соме, а 10 - богу справедливости Дхарме (иногда - Ману). Старшая дочь Д. Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану - матерью данавов, а третья Адити - матерью адитьев и, следовательно, самого Д. (ср. Шат.-бр. XI, Мбх. XII). Один из наиболее известных мифов излагает историю жертвоприношения Д. (ср. Мбх., Айт.-бр. III и др.). Во искупление греха владыка созданий Д. На вершине горы Химават устраивает первое жертвоприношение, созвав всех богов, кроме Рудры (Шивы). Разгневанный, Рудра пронзает жертву стрелой, и она превращается в созвездие Мригаширша - «голова антилопы».

Рудра нападает на сыновей Адити, наносит им увечья, в частности, он сносит голову Д. Найти её нигде не могут и приставляют Д. Козлиную голову (ср. Сходный мотив в связи с Праджапати, который, приняв облик козла, вступает в преступную связь со своей дочерью Рохини). В «Махабхарате» (XII) и в некоторых других источниках повествуется о том, как бог луны Сома взял себе в жёны 27 дочерей Д., но делил любовные утехи только с Рохини. Несмотря на неоднократные призывы Д. Прекратить греховный образ жизни, Сома не внимал им. Тогда Д. Проклял Сому и тот стал чахнуть. Одновременно стали чахнуть растения и животные. Встревоженные, боги упросили Д. Смилостивиться над Сомой. В «Хариванше» отмечен мотив превращения Вишну в Д. И сотворения им разных существ.

При всей бесспорности связи ведийского Д. С послеведийским последний противостоит первому по той лёгкости, с которой он входит в разные сюжеты и в разные направления индуизма (шиваизм, вишнуизм). В связи с мотивом жертвоприношения Д. Ср. Дакшина, как мзда за совершение жертвоприношения и как её персонификация в виде богини.Лит. Heesterman J. С., Reflections on the Significance of the dâksinâ, «Indo-Iranian Journal», 1959, v. 3, p. 241-58. Вhattacharji S., The Indian Theogony, Camb., 1970.в. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Дакша

ДАКША - в ведийской и индуистской мифологии один из богов, участвующих в творении. Сын и одновременно отец Адити.. ..

Дакша

(Daksha — ловкий, умный, правый). 1) одно из шести индийских светлых божеств Адитья, братьев Варуны (см). Близки Варуне по существу, но менее значительны. В Ведах они еще мало самостоятельны и являются более или менее видоизменениями одного образа (Варуна). Позже Д. Является более обособленным. Он — сын Брахмы, один из Праджапати (см.), иногда даже глава их. В Магабхарате и Дуранах Д. Происходит из большого пальца Брахмы, а при посредстве другой своей матери, Mârishâ, является эманацией Сомы (на..

Дакша

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Дакша

В ведийской и индуистской мифологии один из богов, участвующих в творении. Сын и одновременно отец Адити.. ..

Дакша

В Ведах - один из второстепенных богов группы Адитья, но уже в поздних гимнах "Ригведы" это имя носит божество, принимающее черты бога-отца, в брахманах Д. Отождествляется с Праджапати. Позднее Д. - устроитель изначального жертвоприношения, приведшего к ссоре с Шивой, на него не призванным. Шива сносит Д. Голову, к-рую потом заменяют головой козла - с нею Д. Обычно представлен в иконографии. В пуранах Д. Выступает как отец жены Шивы - Сати, к-рая после их ссоры сжигает себя на костре. В послевед..

Дакша

(Санскр.) Форма Брамы, и его сын в Пуранах. Но «Риг-Веда» утверждает, что « произошел от Адити, и Адити - от Дакши». Это доказывает, что он является олицетворением всесвязывающей Творящей Силы, действующей на всех планах. Востоковеды, видимо, очень смущены и не знают, что с ними делать, но Рот ближе к истине, чем кто-либо другой, когда говорит, что есть духовная сила и в то же время - мужская энергия, порождающая богов в вечности, что изображается при помощи Адити. Пураны, как само собой разуме..

Дакини

(санскр. Dâkinî. Значение слова неясно, предполагают, что оно происходит от корня dî, «летать»), в индуистской мифологии жестокие и свирепые демонические существа женского пола, составляющие свиту богини Кали.В буддийской мифологии ваджраяны праджня, изображаемая в угрожающем виде. Одни из них (Ваджраварахи, Найратмя и др.) считаются партнёршами идамов, другие сами выступают в роли идамов. Д. Оказывают помощь сторонникам буддизма, они могут даже посвящать человека в глубочайшие тайны дхармы (см...

Дактили

(Δάκτυλοι), в греческой мифологии демонические существа. Считались спутниками Реи-Кибелы.Жили на горе Ида во Фригии (Малая Азия) (вариант. На горе Ида на острове Крит после того, как туда был перенесён культ Реи-Кибелы). Д. Приписывалось открытие обработки железа. Фригийские Д. Кельмис (от слова «плавить»), Дамнаменей (от слова «укрощать») и Акмон (от слова «наковальня». Strab. X 3, 473). Критских Д. Было пять (варианты. 10, 52 и 100). Д. Отождествлялись с куретами, корибантами и тельхинами. Им ..

Дакшина

(др.-инд. Daksina, собств. «правый», «южный», также «способный», «умный», «искренний» и т. П.), в древнеиндийской мифологии сакрализованный дар, подносимый жрецу-брахману, иногда - супруга персонифицированного жертвоприношения. Д. Как дар также нередко персонифицируется и соотносится с Брахманаспати, Индрой, Сомой, но вместе с тем известны и такие воплощения Д., как коровы, быки, лошади, овцы, сокровища, золото и т. П. (ср. В «Ригведе» - неоднократно). Д. Представляется также и как богиня, несущ..

Дали

В грузинской мифологии богиня охоты, покровительница диких животных. Согласно преданиям, которые распространены в горных районах Грузии (преимущественно в Сванетии), внешность Д. Подобна внешности Мзетунахави. Д. Живёт на неприступных скалах, откуда свисают её золотые волосы. Д. - оборотень, она может являться человеку в виде животного или птицы. Избранному Д. Охотнику, разделившему с ней любовь, она помогает в охоте до тех пор, пока он хранит тайну их любви. Нарушивший это условие охотник немин..

Дополнительный поиск Дакша Дакша

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дакша" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дакша, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа