Дакша
(др.-инд. Daksa, собств. «ловкий», «способный»), в ведийской и индуистской мифологии божество класса адитьев. Как имя бога встречается в «Ригведе» менее десятка раз. Это слово используется и как эпитет Агни и Сомы. Самой примечательной чертой Д. Является то, что он рождён от Адити и он же родил Адити (РВ Х 72, 4-5. Ср. Сходный парадокс в РВ Х 5, 7. Не-сущее и сущее - в лоне Адити при рождении Д., особенно в РВ III 27, 9. Агни и Д.). В «Шатапатха-брахмане» (II 4, 4, 2) Д. Отождествляется с творцом Праджапати, а в «Ригведе» (VI 50, 2. VIII 63, Ю) его называют отцом богов. С Д. Связан ряд мифологических мотивов и сюжетов, в которых подчёркивается его участие в творении и его роль отца. Сам он считается седьмым сыном Брахмы (или Праджапати), родившимся из большого пальца правой ноги творца.
Женой Д. Стала родившаяся из пальца левой ноги творца Вирини. Отождествляемая с ночью и иногда называемая Дакши. У Д. И его жены было 50 (в некоторых источниках - 60) дочерей, из них 13 Д. Отдал в жёны Кашьяпе, 27 - Соме, а 10 - богу справедливости Дхарме (иногда - Ману). Старшая дочь Д. Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану - матерью данавов, а третья Адити - матерью адитьев и, следовательно, самого Д. (ср. Шат.-бр. XI, Мбх. XII). Один из наиболее известных мифов излагает историю жертвоприношения Д. (ср. Мбх., Айт.-бр. III и др.). Во искупление греха владыка созданий Д. На вершине горы Химават устраивает первое жертвоприношение, созвав всех богов, кроме Рудры (Шивы). Разгневанный, Рудра пронзает жертву стрелой, и она превращается в созвездие Мригаширша - «голова антилопы».
Рудра нападает на сыновей Адити, наносит им увечья, в частности, он сносит голову Д. Найти её нигде не могут и приставляют Д. Козлиную голову (ср. Сходный мотив в связи с Праджапати, который, приняв облик козла, вступает в преступную связь со своей дочерью Рохини). В «Махабхарате» (XII) и в некоторых других источниках повествуется о том, как бог луны Сома взял себе в жёны 27 дочерей Д., но делил любовные утехи только с Рохини. Несмотря на неоднократные призывы Д. Прекратить греховный образ жизни, Сома не внимал им. Тогда Д. Проклял Сому и тот стал чахнуть. Одновременно стали чахнуть растения и животные. Встревоженные, боги упросили Д. Смилостивиться над Сомой. В «Хариванше» отмечен мотив превращения Вишну в Д. И сотворения им разных существ.
При всей бесспорности связи ведийского Д. С послеведийским последний противостоит первому по той лёгкости, с которой он входит в разные сюжеты и в разные направления индуизма (шиваизм, вишнуизм). В связи с мотивом жертвоприношения Д. Ср. Дакшина, как мзда за совершение жертвоприношения и как её персонификация в виде богини.Лит. Heesterman J. С., Reflections on the Significance of the dâksinâ, «Indo-Iranian Journal», 1959, v. 3, p. 241-58. Вhattacharji S., The Indian Theogony, Camb., 1970.в. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Дакша
На нашем сайте Вы найдете значение "Дакша" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дакша, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 5 символа