Дитя

199

Ребёнок, младенец. В архаических мифологических системах мотив Д. Связан с «начальными» временами (см. Время мифическое) и рождением богов и людей от пары первосуществ. Одним из главных космогонических деяний Д. Является разделение неба и земли, осмысляемых обычно как супружеская и родительская пара (ср. Индру, выступающего в данном случае как сын неба и земли, выпившего сомы и выросшего до гигантских размеров. Тане и его братьев в полинезийской мифологии и др.). Иногда «старшие» боги покидают Д. Или спускают его в колыбели на землю со специально демиургической миссией (см. Демиург). На земле божественное Д. Становится прародителем людей и устроителем их жизни. В различных вариантах близнечных мифов Д. Выступают в функции культурного героя.

Они часто изображаются в виде двойников-младенцев (Ромул и Рем и др.). Тема Д. Тесно связана с мотивом чудесного зачатия или чудесного рождения - из земли, камня или скалы (хеттский Улликумми, индо-иранский Митра, китайский Юй, меланезийский Кат и др.), из дерева (греческий Адонис, айнский Окикуруми, некоторые персонажи мифов индейцев, народов Океании и др.), а также с мотивом вскармливания и выращивания в шкуре животного, в гнезде, роднике, море и т. Д. Д., ведущее происхождение от богов или от связи божества с земным супругом, часто отмечено печатью божественной мудрости и красоты (Кришна) или, напротив, уродства и дикости (япон. «дитя-кровопиец», этрусский Таг). Мотив заброшенности, покинутости Д. Приобретает большое значение в теогонических системах древнего мира, где он связан с темой смены поколений богов и реализуется в сюжетах о преследовании, гонении или грозящей гибели (проглатывание Кроносом и Нут, похищение Д.

Змеями, драконами, демонами, а также «избиение младенцев» в библейской традиции и т. Д.). Подобные сюжеты характерны также и для сказочной архаики (образ бедного сиротки), классической волшебной сказки (мальчик-с-пальчик, невзрачный дурачок и пр.). Такого Д. Часто прячут, спускают на воду, тайно воспитывают или закаляют (ср. Тайное воспитание Гора, Зевса, Эдипа, Вишну, святого Георгия, закаливание Ахилла в огне или водах Стикса и т. Д.). С мотивом воспитания тесно сопрягается мотив «героического детства» и «первого подвига». Ещё в колыбели Д. Побеждает нападающих на него змей (Геракл. Ср. «шалости» младенца Гермеса, похищающего стадо коров у Аполлона, речь младенца Исы в мусульманской традиции и др., а также эпическую и литературную традицию, включая Рабле), проходит инициационные испытания.

Связь Д. С мотивами начала и обновления прослеживается в ритуальной практике (например, в календарных праздниках. Ср. Колядки, щедровки и др., исполняемые преимущественно детьми), в поверьях о связи Д. С богатством (ср. Карликов и гномов в европейской, близнецов Хэ-Хэ из свиты бога богатства в китайской традициях), а также в серии охранительных и погребальных обрядов, отличающихся от похорон взрослого человека (воздушное погребение или погребение в колодце), находящих параллели в представлениях о загробном мире, где детям предназначается специальная обитель (Чичиакуаку у ацтеков, Омирук у эвенков и др.), откуда души возвращаются на землю. Характерный уже для архаической мифологии акцент на маргинальной позиции Д., стоящего как бы на границе сакрального и профанного времени и пространства, усиливается в поздней античности и выливается в образы Д., связанных с такими областями, как магия и алхимия (Гермес, Меркурий), а также с идеей вечного обновления (ср.

Гераклитов символ. «Время - играющий мальчик»). В христианской мифологии маргинальная позиция Д. Получает новое осмысление - младенец Иисус Христос не только становится знаком мировой мудрости, но само его рождение, введённое в контекст исторического времени, претендует на то, чтобы знаменовать «конец» мифологической эпохи и «начало» новой эры. Лит,. Неклюдов С. Ю., «Героическое детство» в эпосах Востока и Запада, в кн. Историко-филологические исследования. Сборник статей памяти академика Н. И. Конрада, М., 1974. Харузина В. Н., Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни, «Этнографическое обозрение», 1911, № 1-2. Фрейд 3., Тотем и табу, М., [1923]. Jung К. G., Kerenyi К., Einführung in das Wesen der Mythologie, 4 AufL, Z., 1951.E.

С. Новик.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Дитя

Род. И дат. Дитя́ти, твор. Дитя́тею, предл. О дитя́ти, ср. Мн. Де́ти (см. Дети). В косвенных падежах ед. Ч. Употр. Редко.. ..

Дитя

• настоящее дитя. ..

Дитя

Крошка, малютка, младенец, ребенок. Малолетний, малолеток, малыш, малец, мальчик, мальчишка, девочка, мальчуга, мальчуган. Дети, детвора. Чадо, сын, дочь, исчадие, отпрыск, отродье, плод, по-рождение, птенец, вылупок.. ..

Дитя

(род. Дитяти) стар. Детя или дите (твор. Дитей) ср. Дитухно, зап. (как татухна м. Матухна ж.) дитятко, младенец, ребенок, малолетний, -няя. Дитятей назыв. До 14 и ли 16 лет, когда детство переходит в отрочество. Дитятко ср. Умалит. Или ласкат. Говорится и взрослому. Дитятин, ему принадлежащий. Дети мн. Сыновья и дочери. В отношении к родителям, и взрослые. | Малые ребята или девочки вообще. Дети мои все переросли меня. На улице играют дети. | В виде ласки, привета младшему, подчиненному, а от ду..

Дитя

Ср.1) а) Мальчик или девочка младшего возраста. Маленький ребенок.б) перен. Наивный, неопытный человек.2) а) Малолетний сын или малолетняя дочь.б) перен. Тот, кто является характерным представителем какой-л. Среды, эпохи и т.п.в) перен. Разг. То, что создано, порождено кем-л., чем-л.3) Употр. Как ласковое обращение к ребенку.4) см. Также дети.. ..

Дитя

ДИТЯ́ род. И дат. Дитя́ти, тв. Дитя́тею, предл. О дитя́ти. Мн. Де́ти. Ср.. ..

Дитя

Дитяти (косе. П. Ед. Устар.). Мн.детя, детей, ср. 1. Ед. Маленький ребёнок (устар.). Д. Малое. Ещё совсем д. 2. Перен., чего. О человеке, обнаруживающем в себе яркие черты какой-н. Среды, какого-н. Времени (высок.). Д. Своего века. Д. Улицы. Д. Природы (человек, не тронутый городской культурой). 3. Перен. Тот или то, кто (что) является порождением чего-н., несёт в себе черты, следы своего источника (высок.). Поэт — д. Добра и света. Порок — д. Нищеты. Плод творчества — д. Целой жизни. II ласк. Д..

Дитя

Р. И д. Дитяти, дитятею, о дитяти (книжн. Устар., поэт.), ср., в знач. Мн. Употр. Дети (см.). 1. Маленький ребенок. И плачет, плачет дитя и ручки протягивает. Достоевский. 2. Сын или дочь. Родное дитя. 3. Перен. Человек, усвоивший влияния и отразивший в своем характере основные черты какой-н. Среды. Дитя века. Дитя свободы. Дитя улицы. 4. Употр. Как ласковое обращение, преимущ. К девушке или юноше (поэт.). Не плачь, дитя, не плачь напрасно. Лермонтов. Дитя природы (книжн. Устар. Или шутл.) - чел..

Дитя

Восходит к глаголу дойти и является однокоренным с существительным .. ..

Дитя

Общеслав. Суф. Производное от *dětь «ребенок» (ср. Дети), той же основы, что и доить, дева. Суф. Ęt <. Ent (детеныш без -t-, дитяти — с -t-). Дитя буквально — «вскармливаемый грудью». См. Дева, доить.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Дитя

Дитя́ ср. Р., мн. Де́ти, укр. Дитя́, род. П. Дитя́ти, дити́на, ст.-слав. Дѣти мн. От ф. Ед. Ч. *дѣть ж., собир., ср. Сербск.-цслав. Дѣть, болг. Дете́, собир. Деца́ "дети" (из *дѣтьца́), сербохорв. Диjѐте, собир. Ди̏jем ж. "дети", словен. Dė́te, род. П. Dėté̯ta, собир. Dė́ca, чеш. Dítě, слвц. Diet'a, польск. Dziecię, в.-луж. Dźěćo, н.-луж. Źěśe. Праслав. *dětę, *dětь. Форма на -i- в первом слоге исключительно вост.-слав., вероятно, результат ассимиляции *дѣтина. См. Фортунатов (K..

Дитя

(Child. Kind) - психологически образ одновременно и невозместимого прошлого, и предвосхищения будущего развития (см. Также инцест)."Дитя". - это и начало, и конец, первичное и конечное существо, до-сознательная и пост-сознательная сущность человека. Его до-сознательная сущность - это бессознательное состояние самого раннего детства, пост-сознательная - предвосхищение по аналогии жизни после смерти. В этой идее выражена всеобъемлющая природа психической целостности". (CW 9i, par. 299..

Дитя

(Child. Kind) — психологически образ одновременно и невозместимого прошлого, и предвосхищения будущего развития (см. Также инцест). «Дитя» — это и начало, и конец, первичное и конечное существо, до-сознательная и пост-сознательна. ..

Дисы

(др.-исл. Disir), в германо-скандинавской мифологии женские существа, считавшиеся помощницами при родах и имевшие, возможно, отношение и к культам плодородия. В «Старшей Эдде» служат обозначением норн и валькирий. Богиня Фрейя однажды (в «Младшей Эдде») названа «дисой ванов». Западногерманские idisi, упоминаемые в Первом мерзебургском заклинании,- женщины-воины или женские духи битвы, подобные валькириям.Лит. См. При ст. ВалькирииЕ. М.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дити

(др.-инд. Diti, букв. «связанность», «ограниченность»), в ведийской и индуистской мифологии старшая дочь Дакши, жена Кашьяпы, мать демонов-асур дайтьев. Вместе с Дану, её сестрой, Д.- родоначальница рода асур. В этом отношении Д. Противостоит другой своей сестре Адити (ср. Diti:A-diti), родоначальнице богов. Из сыновей Д. Ср. Ваджрангу, победителя Индры, отца Тараки («Вишну-пурана»). Майю, зодчего асур, Хираньякшу и Хираньякашипу, отца Прахлады, с которыми боролся Вишну. Д. Упоминается в «Ригвед..

Дифед

В мифологии валлийских кельтов - область, правителем которой был Пвилл (см. Глава 21).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дихас

Одна из величин измерения длины. = 17,45 смсм. Меры длины© В. Д. Гладкий(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Дополнительный поиск Дитя Дитя

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дитя" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дитя, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа