Древнеарабская Мифология

142

Источниками изучения домусульманских мифологических представлений (1-е тыс. До н. Э. - нач. 7 в. Н. Э.) арабских народов, населявших северную и центральную Аравию, служат древнеарабские надписи (по характеру письменности выделяются сафские надписи племён Сирийской пустыни, самудские - племён центральной Аравии, надписи из государства Лихьян и др.), содержащие упоминания тех или иных богов, иногда - их святилищ. Надписи из государств со смешанным арабо-арамейским населением - Пальмиры и Набатеи на арамейском языке, в эллинистическую эпоху также на греческом, латинском и двуязычные (они имеют особое значение, поскольку отождествляют арабских богов с греческими и римскими). Отдельные упоминания в сочинениях греческих и римских авторов.

Немногочисленные археологические данные. Некоторые сведения о Д. М. Даёт мусульманская традиция, прежде всего Коран. Важное значение имеет также «Книга идолов» Ибн аль-Кальби (8 в.). Эта литература, однако, является тенденциозной, интерпретируя Д. М. В зависимости от текста Корана.Мифологические представления арабов не сложились в единую систему. Наиболее развитые мифологии были у земледельцев оазисов, в государственных образованиях - Лихьян, Кедар и др., менее развитые - у полукочевых и кочевых племён пустынь. На севере аравийские племена вступали в контакты с оседлыми народами Сирии и Палестины, принимали арамейский язык как язык письменности. Это приводило к контаминации и синтезу культур, в частности и мифологий (см.

Также Западносемитская мифология).Таким образом, Д. М. Представляла собой конгломерат относительно самостоятельных, но переплетавшихся и влиявших друг на друга мифологических систем. В состав пантеонов входили и по-разному группировались как общие, так и локальные боги. Одно и то же божество в мифологиях отдельных этнокультурных общностей могло занимать различные места, приобретать новые черты и имя. Аналогичными функциями и обликом, с другой стороны, могли наделяться боги с разными именами. При переселениях божество той или иной местности иногда заимствовалось её новым населением (как Кос).Характерным явлением в Д. М. Было слияние богов, происходившее как при переселениях, так и в результате объединения племён (синойкизма).

Существенной общей чертой Д. М. Было то, что имя верховного божества часто считалось запретным и заменялось прозвищем (ср. Душара, Аллах. См. Имена). Прозвище могло постепенно становиться собственным именем божества. Иногда заменой запретного имени являлось имя другого бога (напр., бога одного из объединившихся племён). Существование запретных имён поэтому в свою очередь способствовало как слиянию богов, превращению разных богов в ипостаси одного, так и эволюции ипостасей в самостоятельные божества.Такие процессы были возможны, поскольку сложившиеся в Д. М. Системы имели как общие типологические черты, так и общих божеств. Важную роль играло почитание луны (особенно у кочевников) и Венеры. Солнце в пустынной Аравии имело черты грозного и губительного божества.

Эти боги не сохранили первоначальных имён, и выявить их в пантеонах часто затруднительно. Почитались также олицетворения природных явлений - дождя, грома и т. Д. Существовали божества плодородия и растительности, скотоводства и т. П. Однако они не играли большой роли в пантеоне, поскольку их функции дублировались обычно верховным божеством, которым повсюду был бог - предок данного народа, покровитель и владыка его страны, бог небес, создатель мира и людей и, как правило, податель дождя. В поздний период, очевидно, появилось общее для северной и центральной Аравии верховное божество, вероятно, в результате слияния верховных местных богов - Аллах, демиург и отец богов. Это было проявлением появившейся тенденции к объединению божеств разных этнокультурных общностей в единый пантеон.

Супругой Аллаха и матерью богов у арабов Сирийской пустыни считалась Аллат. Однако в центральной Аравии она, Манат и Узза почитались как дочери Аллаха. Одновременно с этим на юге центральной Аравии существовало представление о том, что Узза - это мать Аллат и Манат. В городе Мекка были собраны идолы 360 божеств разных племён, что также, видимо, говорит о начале возникновения единого пантеона. Тем не менее с уверенностью говорить о характере мифологического осмысления этого явления нельзя.Богам отводилась священная территория, где находился бетэль, «дом бога», считавшийся одновременно жилищем и воплощением божества. Бетэлем служили, как правило, грубо обработанный камень пирамидальной или конической формы, скала, дерево.

Иногда вокруг бетэля или (и) идола божества возводилось здание кубической формы - кааба (араб., «куб»). Пережитки этих обычаев в переосмысленном виде сохранились в исламе (почитание священных территорий городов Мекка и Медина. Мекканская кааба - главная святыня мусульман).Имело место различение мира богов и мира духов. Почитались деревья, источники, колодцы, отдельные камни как особые духи или как ипостаси местных богов. Существовали также домашние боги, иногда - грубые статуэтки-идолы главных божеств, например Манат. Лит. Коран, пер. И. Ю. Крачковского, М. 1963. Ibn al-Kalbi Н., The book of idols, translation from the Arabic, Princeton, 1952. Лундин А. Г., «Дочери бога» в южноарабских надписях и в Коране, «Вестник древней истории», 1976, № 2.

Нильсен Д., Библейская религия в свете новейших археологических раскопок, там же, 1937, № 1. Его же, О древнеарабской культуре и религии, там же, 1938, № 3 . Шифман И. Ш., Набатейское государство и его культура, М., 1976. Его же, Арабы у Гомера и Геродота, в сб. Палестинский сборник, № 9, М.-Л., 1962. Encyclopédie de l'Islam. Nouvelle édition, t. 1-4-, Leiden, 1964- 1977-. Fahd Т., Le Pantheon de l'Arabie centrale a la veile de l'hégire, P., 1968. Höfner М., Die vorislamischen Religionen Arabiens, в кн. Die Religionen der Menschheit, hrsg. Von C. М. Schröder, Bd 10. 2, Stuttg. [u. A.], 1970. Eё же. Die Stammgruppen Nord-und Zentralarabiens, Südarabien, в кн. Wörterbuch der Mythologie, hrsg. Von Н. W. Haussig, Bd 1, Stutt., 1965. Handbuch der altarabischen Altertumskunde, hrsg.

Von D. Nielsen, P. - Kbh.-Lpz., 1927. Ryckmans G., Les religions arabes preislamiques, 2 ed., Louvain, 1961. Wellhausen J., Reste arabischen Heidentums. 2 Aufl. В., 1897. Ш а б б и Абу-ль-Касим, аль Хайяль аш-шиари инда-ль-араб, Тунис, 1930.А. Г. Лундин.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Драматургия

Хронологически, тематически и идейно к эпосу и пуранам примыкает индийская классическая драматургия, подобно своей греческой предшественнице, черпающая сюжеты из мифологии. Чувствуется, что некоторые части «Махабхараты» были рассчитаны не только на чтение, но и на инсценировку. Такова например «Виратапарва», где герои примеряют к себе маски и, действуя в соответствии с ними, создают театральный эффект. Можно себе представить, что подобные сценки разыгрывались в глубокой древности умельцами типа..

Драупади

(др.-инд. Draupadi), главная героиня древнеиндийского эпоса «Махабхарата», дочь царя племени панчалов Друпады и жена братьев-пандавов. В «Махабхарате» (I 189. XVIII 4, 9), а также в «Маркандейя-пуране» Д. - земное воплощение богини Шри (Лакшми), супруги Вишну. Согласно «Махабхарате», на руку Д., слывшей первой в мире красавицей, претендует множество женихов, и тогда её отец устраивает сваямвару (выбор жениха невестой), на которой победителем - лучшим стрелком из лука оказался один из пандавов - ..

Древнее Царство

(Старое Царство)египетское рабовладельческое государство в период правления III-VI династий (28-23 вв. До н. Э.). Для периода Древнего царства характерно усиление эксплуатации рабов и землевладельцев-общинников, усложнение централизованного государственного аппарата, сложившееся в предшествующий период — период Раннего царства (при I-II династиях). Ко времени Древнего царства относится постройка наиболее значит, пирамид. В 23 в. До н. Э. Древнее царство распалось на ряд самостоятельных государст..

Древний Мир

В широком смысле обозначение первого и наиболее длительного периода истории человечества от начала формирования человеческого общества (800-1000 тысяч лет до н. Э.) до начала феодальной формации (первые века н. Э.). Это понятие охватывает 2 периода — первобытное общество и рабовладельческий строй. В узком смысле Древний мир — период рабовладельческой формации.© В. Д. Гладкий(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Дополнительный поиск Древнеарабская Мифология Древнеарабская Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Древнеарабская Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Древнеарабская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 24 символа