Древо Жизни

102

Один из вариантов образа древа мирового. Д. Ж. Актуализирует мифологические представления о жизни во всей полноте её смыслов и, следовательно, противопоставлено древу смерти, гибели зла. Нередко Д. Ж. Способно отражать и отрицательный член противопоставления жизнь - смерть. Именно поэтому образ древа смерти несравненно менее распространён, чем образ Д. Ж.Мифопоэтическому сознанию жизнь как некая субстанция, особая жизненная сила обычно представляется возникающей на заключительном этапе космогенеза и составляющей внутренний смысл и цель устройства космоса. Во многих мифологических системах изображается поэтапное появление носителей жизни (растения, животные, люди) и постепенное распространение жизненного начала, нарастание (в том же направлении) его интенсивности, чему нередко соответствует меньшая экстенсивность, т.

Е. Меньшее количество потомков в следующем поколении (ср. Быт. 1, 11-12, 20-22, 24-30). После появления жизни в виде растительного, животного и человеческого царств начинается пора, когда на первое место выступают «культурные» приобретения (культурный герой и социальное устройство уже человеческого мира). Основное свойство жизни - в способности воспроизводить самоё себя во времени в дискретном виде, когда определённым временным отрезкам соответствует серия, последовательность поколений. При этом каждая отдельная жизнь проходит четыре стадии - рождение, рост, деградацию, смерть [встречаются и несколько иные схемы, напр. Рождение - жизнь - смерть - возрождение (новое рождение), символизируемые соответственно деревьями четырёх направлений света].

В мифологических и религиозных системах особенно подчёркивается восходящая линия жизни - от рождения к максимальной стадии роста - цветению и плодоношению. Наиболее наглядный образ жизни был найден в растительном мире, точнее, среди деревьев, особенно таких, чей срок жизни значительно превышал сроки человеческой жизни (дуб, явор, ива, лиственница, кедр, сикомора, баньян и т. П.). В Д. Ж., в самой его сердцевине, упрятаны жизнь и её высшая цель - бессмертие. В хеттском ритуальном тексте, связанном с культом умирающего и воскресающего бога Телепинус, перед ним воздвигается вечнозелёное дерево eia-, «с него свешивается руно овцы, внутри же него помещается овечий жир, внутри него - зерно (бога) полей и вино, внутри него - бык и овца, внутри него помещаются долгие годы (жизни) и потомство».

В мифологических текстах о древе смерти смерть также оказывается последовательно спрятанной в серии объектов (ср. В сказках о Кащее Бессмертном. «на море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце - моя смерть»). Но смысл бессмертия, связанного с Д. Ж. (в отличие от статичного безблагодатного бессмертия Кащея), именно в том, что оно передаётся во времени и в пространстве, что оно мыслится как особая жизненная сила. К тому же источнику, что и хеттское название Д. Ж. (eia), восходит рус. «ива» (ср. Использование ивовых прутьев, наряду с вербовыми, в ритуалах в качестве символа плодородия) или германское название тисса (ср. Древневерхненемецкое iwa, др.-исл.

Yr), который высаживали на кладбищах как символ преодоления смерти и использовали в ритуалах, имеющих целью увеличение плодородия, жизненной силы. Все эти названия Д. Ж. Родственны более или менее точным обозначениям самой жизненной силы и её двух наиболее ярких воплощений - юности и долголетия (века). Ср. Греч.αίών, «век», «жизнь», «поколение», «вечность». Лат. Aevum, «жизнь», «век», «возраст», «вечность». Juvenes, «юноши» (как обозначение возрастного класса). Др.-инд. Ayus, «жизненная сила» и т. Д.Наиболее известный образ Д. Ж. Представлен в книге Бытия. «И произрастил господь бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт. 2, 9). Изгнав первых людей из рая, бог лишил их и Д.

Ж. (Быт. 3, 24). Из других ветхозаветных текстов Д. Ж. Упоминается только в притчах Соломона, где ему уподобляются мудрость, плод праведника, исполнившееся желание, кроткий язык (3, 18. 11, 30. 13, 12. 15, 4). В Апокалипсисе, унаследовавшем библейский образ Д. Ж., с ним связаны новые мотивы - возможность побеждающего вкушать плоды Д. Ж., которое посреди рая (2, 7), и право на Д. Ж. Соблюдающего заповеди (22, 14), или более подробное описание. «и по ту и другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой. И листья дерева - для исцеления народов» (22, 2). Некоторые уточнения образа Д. Ж. Могут быть получены из описания часто смешиваемого с ним древа познания добра и зла. Очевидно, что первоначальный образ такого дерева в древней ближневосточной традиции предполагал схему, близкую к содержащейся в шумерской версии сказания о Гилъгамеше, где описывается дерево хулуппу (обычно отождествляемое с ивой), растущее на берегу Ефрата.

В его корнях жила змея, в ветвях - птица Анзуд, а в стволе - Лилит. Трёхчленность Д. Ж. Как варианта мирового древа характерна для многих традиций, при этом каждая треть Д. Ж. Может быть связана и с темой смерти. Ср. «Если бы. Ударили по корню этого большого дерева, то оно истекало бы [древесным соком], продолжая жить. Если бы ударили по середине, то оно истекало бы, продолжая жить. Если бы ударили по верхушке, то оно истекало бы, продолжая жить. Будучи проникнуто живым Атманом, оно прочно стоит. И если жизнь покидает одну его ветвь, та засыхает. Если покидает вторую, - та засыхает. Если покидает третью, - та засыхает. Если покидает всё [дерево], - то всё оно засыхает. Поистине, покинутое жизнью, это существо умирает, но [сама] жизнь не умирает» (Чхандогья-упанишада VI, 11, 1-3).

Однако основная идея Д. Ж. Связана с жизненной силой, вечной жизнью, бессмертием, хранящимся в нём. Ср., например, кедры, хранившие тайну вечной жизни Хумбабы (после того как Гильгамеш срубил семь кедров, Хумбаба потерял всю свою жизненную силу), или кедр, в котором Бата прятал своё сердце, аналогичную сосну Аттиса, сад Адониса, куда удалялась божественная жизнь. Носителями жизненной субстанции выступает само Д. Ж. И его плоды (яблоко, гранат и другие символы вечной жизни, достигаемой через смерть), и находящаяся под деревом живая вода, и антропоморфные заместители Д. Ж. (характерно, что имя Евы, из-за которой было утрачено Д. Ж. И которая как бы заменила его, означает по-древнееврейски «жизнь»). Часто Д. Ж. Бывает представлено как женский (материнский) персонаж или по крайней мере как его обиталище.

В некоторых архаичных традициях Д. Ж. Изображаются как женское начало, с которым сочетаются животные, связанные со средней частью дерева (стволом) и являющиеся носителями оплодотворяющей силы (в одном из хеттских ритуальных текстов говорится, что с деревьями спал лев, спал леопард, «медведь на них вскочил». Ср. О прелюбодействе с деревом в Иерем. 3, 9). В ряде древнеегипетских изображений женское божество в ветвях Д. Ж. Поит умерших напитком жизни, небесным эликсиром бессмертия, который подымается по дереву из подземного царства («вода глубин»). Ещё более распространены композиции, в которых у Д. Ж. Стоит женское божество с материнскими функциями (ср. Изображение матери Будды Майи у ствола дерева ашока). Тесно связан с Д.

Ж. Цикл текстов, в которых фигурируют. 1) женское божество, дающее жизнь, в дереве (или на дереве). 2) напиток (или пища) жизни (молоко богини жизни, нередко приравненное к соку, выделяемому Д. Ж., живая вода или её варианты - вода глубин, материнские воды и т. П., мёд, вино, кровь, семя, напиток бессмертия. Плоды - райские яблоки, молодильные яблоки, золотые яблоки Гесперид, яблоки Идунн в «Младшей Эдде»), даваемый мужскому персонажу с целью увеличения жизненной силы, плодородия. 3) разные варианты иерогамии, священного брака богини класса великих матерей (см. Богиня-мать) и божественного юноши, который умирает и воскресает. В иерогамных сюжетах деревья, связанные с божествами плодородия, могут трактоваться как Д.

Ж. Ср. Пары. Иштар - Таммуз (Таммуз уподобляется увядающему тамариску и иве), Афродита - Адонис (Адонис рождён Миррой, превращённой богами в мирровое дерево, и сам рождается из миррового дерева), Исида - Осирис (связь Исиды с сикоморой и образ «прорастающего» Осириса, Осирис в ветвях виноградной лозы или в виде дерева-столпа, его гробница рядом с деревом или сквозь неё прорастающее дерево с душой Осириса на нём в виде феникса, зелёный цвет лица Осириса или его символ - т. Н. Джед, восходящий к образу дерева или связок тростников, вставленных одна в другую), Кибела - Аттис (Аттис был зачат матерью от плода миндального или гранатового дерева). При этом чаще актуализируется женская ипостась, но иногда (значительно реже) мужская оплодотворяющая сила.

Ср. Прежде всего разные образы «растительного» фаллоса вплоть до сильно эволюционировавших и стилизованных форм типа тирса Диониса и его спутников (ср. Известное изображение Диониса в виноградной лозе или Диониса, выступающего из ствола дерева) в виде палки, увитой плющом и виноградными листьями и увенчанной еловой шишкой (ср. Символическое значение шишек, хвои в конечном счёте - новогодней ёлки), или такие мифологические мотивы, как вырастание дерева или двух деревьев (как в случае Баты из древнеегипетской повести) из фаллоса или капель крови, пролитой из него (в качестве параллели ср. Появление двух божеств из этой части тела бога Га), или разные фаллические ритуалы, неизменно связанные с растительными атрибутами, символами и соответствующей фразеологией (расти, увеличиваться в объёме и т.

П.). Идея изобилия, высшей степени плодородия, соотносимая с Д. Ж., объясняет частый образ двойных (или спаренных) деревьев и соответственно двойных плодов. Нередко встречается образ двух деревьев, одно из которых принадлежит мужскому духу, а другое - женскому, а также такие варианты двойных Д. Ж., как мотивы двух тянущихся друг к другу деревьев на могилах влюблённых (образ посмертно продолжающейся жизни) или сотворения первой человеческой пары из двух деревьев (ср. В скандинавской мифологии оживление богами двух деревьев, откуда произошли Аск и Эмбля). Идея рождения жизни как некоего начала, присутствующая в образе Д. Ж., содержится имплицитно в ряде вариантов мотива перворождённого дерева. В космогонии догонов творение мира связано с яйцом, в котором уже находились 4 элемента мира, но первым из сотворённых объектов было дерево sene, которое как бы стало прецедентом и задало схему дальнейших рождений через развёртывание разных сочетаний элементов мира.

Обратный вариант развития засвидетельствован в древнеегипетском тексте об Исиде и семи скорпионах, где упоминается о яйце гуся, вышедшем из сикоморы (речь идёт о великом Гоготуне, снёсшем мировое яйцо), варианта мирового дерева. Мифологический сюжет спасения с помощью дерева как обретения жизни ещё более расширяет сферу, в которой выступает Д. Ж. Ср. Исключительно широко распространённый сказочный мотив AT 301. Герой, победив змея, спасается из подземного царства смерти, взобравшись на вершину чудесного дерева, откуда его уносит птица (орёл). Характерно, что обычно герой освобождает царевну, будущую свою жену, и приносит с собой на землю живую воду. В сфере ритуала образ Д. Ж. Реализуется чаще всего в связи с положительным членом комплекса рождение - плодородие - смерть (ср.

Роль деревьев в ритуалах плодородия, свадьбы и т. П.).Лит. Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974. Fergusson J. Tree and serpent worship, 2 ed., L., 1873. Schröder L. Von, Lebensbaum und Lebenstraum, в кн. Aufsätze zur Kultur-und Sprachgeschichte..., Breslau, 1916. Wilke G., Der Weltenbaum und die beiden kosmischen Vögel in der vorgeschichtlichen Kunst, «Mannus», 1922, Bd 14. Holmberg U., Der Baum des Lebens, Helsinki, 1922-1923 (Annales Academiae Scientiarum Fennicae, ser. B, v. 16, № 3). Dumezil G., Le festin d'immortalité. Etude de mythologie comparée indo-européenne. P., 1924. Perrot N., Les représentations de l'arbre sacré sur les monuments de Mésopotamie et de l'Elam, P., 1937.

Eliade М., Le mythe de l'Eternel Retour, [P., 1949]. Его же, Le Yoga Immortalité et liberté, P., 1954. Widengren G., The King and the tree of life in Ancient Near Eastern religion. «Uppsala Universitets Arsskrift», 1951, № 4. Viennot O., Le culte de l'arbre dans l'Inde ancienne, P. 1954. Bosch F. D. K., The golden germ, s'Gravenhage, 1960. Czer L., Der mythische Lebensbaum und die Ficus Ruminalis, «Acta Antiqua», 1962, t. 10. № 4. Hancar F., Das urartäische Lebensbaummotiv, «Iranica Antiqua», 1966, № 6. Wrenn С. L., Magic in an Anglo-Saxon Cemetry, в кн. English and Medieval Studies, presented to J. R. R. Tolkien, L., [1962]. Friedrich P., Proto-Indo-European trees, Chi., [1970]. Shakti М. Gupta, Plant myths and traditions in India, Leiden, 1971.

Cook R., The tree of life. Image of the cosmos, N. Y., 1974. James E. O., The tree of life, Leiden, 1966.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Древо Жизни

По христианскому учению, находилось посреди рая, что символизировало его доступность для несогрешивших людей. Грехопадение закрыло для человека доступ к дереву жизни. В будущем раю древо жизни будет находиться на новом небе и новой земле (Откр. 22. 2). Плоды и листья древа жизни дадут жизнь и здоровье спасенным народам. См. Также. Мировое дерево.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Древо жизни

Из Библии. Встречается в Ветхом Завете (Бытие, гл. 2, ст. 9). «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая») и в Новом Завете, в Откровении апостола Иоанна (Апокалипсисе). «Древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой. И листья древа — для исцеления народов» (гл. 22, ст. 2).Иносказательно:. ..

Древо жизни

Ср. Эта древняя фамилия, вокруг которой пропитывались сотни уездной мелкоты - этот корень древа жизни несчастного уезда, - явно, на глазах всех, изводилась вконец, вымирала...Гл. Успенский. Новые времена. Неизлечимый. 1.Ср. The Tree of Knowledge is not that of Life.Byron. Manfred.Ср. Древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой. И листья древа для исцеления народов.Апок. 22, 2.Ср. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пи..

Древо жизни

Мозжечка (arbor vitae cerebelli, PNA. Arbor vitae, BNA, JNA) — древовидно расположенные полоски белого вещества, покрытого серым веществом, видимые на сагиттальном разрезе мозжечка.. ..

Древо Жизни

Мозжечка (arbor vitae cerebelli, PNA. Arbor vitae, BNA, JNA) - древовидно расположенные полоски белого вещества, покрытого серым веществом, видимые на сагиттальном разрезе мозжечка.. ..

Древо Жизни

1. Рисунок, напоминающий ветвь дерева, видный на продольном срезе мозжечка. 2. Разветвляющиеся гребни шейки.. ..

Древо Жизни

(Быт.2:9 , Быт.3:22 , Отк.2:7 ) - дерево посреди Рая, питаясь плодами которого, человек был бы и телом безболезнен и бессмертен. Оно служило образом нашей благодатной и блаженной жизни в Господе Боге Иисусе Христе. Только в Нем пребывая и с Ним соединяясь, человек может иметь жизнь духовную и благодатную в себе. Плоды древа жизни после греха и изгнания из Рая не были полезны человеку, потому что он уже не мог вкушать их.. ..

Древнее Царство

(Старое Царство)египетское рабовладельческое государство в период правления III-VI династий (28-23 вв. До н. Э.). Для периода Древнего царства характерно усиление эксплуатации рабов и землевладельцев-общинников, усложнение централизованного государственного аппарата, сложившееся в предшествующий период — период Раннего царства (при I-II династиях). Ко времени Древнего царства относится постройка наиболее значит, пирамид. В 23 в. До н. Э. Древнее царство распалось на ряд самостоятельных государст..

Древний Мир

В широком смысле обозначение первого и наиболее длительного периода истории человечества от начала формирования человеческого общества (800-1000 тысяч лет до н. Э.) до начала феодальной формации (первые века н. Э.). Это понятие охватывает 2 периода — первобытное общество и рабовладельческий строй. В узком смысле Древний мир — период рабовладельческой формации.© В. Д. Гладкий(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Древо Мировое

(arbor mundi, «космическое» древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Образ Д. М. Засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах (нередко с подчёркиванием той или иной частной функции) - «древо жизни», «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания» и т. П. Более редкие варианты. «древо смерти», «древо зла», «древо подземного ..

Древо Познания

Один из вариантов древа мирового, моделирующий процесс различения сущностей с целью достижения состояния целостности, совершенства. В мифопоэтических концепциях этот процесс различения применяется при описании основных параметров космологической организации и состава элементов космоса, в отборе необходимого от случайного, подготавливающем переход на следующие, более высокие уровни постижения мира, где указанная процедура различения, нахождения нужного будет циклически повторяться. Само это разли..

Дополнительный поиск Древо Жизни Древо Жизни

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Древо Жизни" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Древо Жизни, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 11 символа