Думузи

217

(шумер., букв. «истинный сын»), Ду'узу (аккад.), Таммуз (др.-евр., арам., в греч. Передаче - Даозос, Даоннос), в шумеро-аккадской мифологии божество. Впервые имя появляется в составе личных имён периода Фары (26 в. До н. Э.). В списке богов из Фары его имя встречается с эпитетом (или вторым именем) Амаушумгаль [полная форма - Амаушумгальанна, «мать (его) - дракон небес»], мифологическое значение которого неизвестно. В царском списке III династии Ура - два Думузи. Д. Из Бадтибиры, «пастырь времён до потопа», и Д. Из Урука, «рыбак, городом которого (первоначально) была Куара». О двух Д. Говорится и в одном хозяйственном тексте времён III династии Ура, однако литературные тексты их не различают. Мифы о Д. Обнаруживают тесную связь с урукским мифоэпическим циклом.

Главные мифы - о любви Д. К богине Инанне, сватовстве, браке и безвременной кончине бога в подземном мире (изложение цикла мифов «Инанна - Д.» см. В ст. Инанна) связаны с ритуалом священного брака, входившим в коронационные обряды «царства Шумера и Аккада» (III династии Ура и I династии Исина, 21- 19 вв. До н. Э.). Эти мифы позволяют выделить три главных аспекта этого божества. Супруг-возлюбленный богини любви и плодородия Инанны. Божество, отданное богиней в подземный мир как выкуп за неё. Олицетворение весеннего плодородия степи и в дальнейшем, видимо, божество плодородия в широком смысле слова. В одном из многочисленных мифов-песен о любви и сватовстве Д. К Инанне (многие из них дошли во фрагментах) даётся генеалогия Д.

Его мать - богиня Туртур (Сиртур), сестра - Гештинанна, а отец, вероятно, бог Энки. Важную роль в сватовстве Д. К Инанне играет солнечный бог Уту, брат Инанны. В мифе о сватовстве Д.-пастуха и Энкимду-эемледельца к Инанне (относящемся к весьма распространённому в Двуречье жанру диалогов-споров и представляющем собой спор о преимуществах земледелия и скотоводства) Инанна, отдающая вначале предпочтение земледельцу, затем меняет по совету Уту свой выбор.В культовых песнях цикла «Инанна - Д.» - в тексте о нисхождении Инанны в подземный мир и её поисках выкупа за себя и особенно в тексте о пророческом сне Д. Он, предчувствуя свою гибель, по совету своей сестры Гештинанны пытается спастись от злобных демонов подземного царства (гала), бежит, с помощью бога Уту трижды меняет свой облик, превращаясь в газель (или в ящерицу), но в конце концов демоны настигают его и раздирают на части.

По приговору Инанны Д. Должен проводить в подземном мире полгода, а остальные полгода там будет находиться за него Гештинанна (миф, очевидно, связан с сезонностью сельскохозяйственных работ и с целым рядом мифов об умирающих и воскресающих богах). О связи Д. С подземным миром говорит ряд текстов. Плач о смерти Ур-Намму, текст о смерти Гильгамеша и др. (оба умерших героя встречают Д. В подземном мире). В плачах о смерти Д. Он выступает в первую очередь как божество цветущей степи (и одновременно как пастух со свирелью), его гибель-исчезновение связывается с летней засухой в степи. В мифе об Адапе Д. Упоминается вместе с богом Гишзидой (Нингишзидой), о гибели которого, как и о Д., якобы плачет Адапа, но при этом оба бога оказываются стражами небесных врат бога Ана (возможно, здесь произошло позднее переосмысление мифа.

По первоначальному варианту, Адапа мог попадать не на небо к Ану, а в подземный мир, и тогда встреча с обоими богами была бы оправданной).В аккадских вариантах мифа (текст о нисхождении Иштар в подземный мир и упоминания о Д. И Иштар в VI таблице эпоса о Гильгамеше) взаимоотношения Д. И Иштар (Инанны) менее ясны, чем в шумерских источниках, и совсем не мотивированы. В гимне Инанне старовавилонского периода Д. - Амаушумгальанна, т. Е. Супруг и возлюбленный богини Инанны, носит черты героя-вождя, победителя вражеских стран.Лит. Moortgat A., Der Bilderzyklus des Tammuz, в сб. Compte Rendu de la III ieme Rencontre Assiriologique Internationale à Leyden, Leyden, 1954. Falkenstein A., Tammuz. Там же. Кramer S. N., The sac-red Marriage Rites, L., 1969.

Jacobsen Th., Toward the Image of Tammuz and other essays on Mesopotamian history and culture, Cambr., 1970.В. К. Афанасьева.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Думузи

ДУМУЗИ (Дуузу - Таммуз) (шумерск. Истинный сын), в шумеро-аккадской мифологии умирающий и воскресающий бог, супруг богини Инанны. По одному из мифов, отдан ею демонам смерти как выкуп за то, чтобы она смогла возвратиться на землю из царства мертвых.. ..

Думузи

ДУМУЗИ, смотри Таммуз>.. ..

Думузи

Таммуз. ..

Дуб

В культуре кельтов дуб считался особо священным деревом, посвященным друидам. Так, высказывалось предположение, что само слово "друид", возможно, происходит от корня "дру", что означает "дуб". Друиды превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Омела, также использовавшаяся в таких обрядах, паразитирует именно на дубе. Дуб почитали за его особую прочность и долговечность. Некоторые видели в нем земное воплощение вс..

Дуку

Дулькуг (шумер., букв. «священный холм»), в шумеро-аккадской мифологии жилище богов (располагалось будто бы где-то на восточной окраине Вавилонии). В нововавилонских текстах - также место в главном храме Мардука Эсагиле (в Вавилоне), где бог «определял судьбу».в. А.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дун

Слово, означающее в разных кельтских языках "крепость", "укрепление", "форт".(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дун-ван-гун

В древнекитайской мифологии владыка востока, муж Си-ван-му («владычица запада»). Образ его сложился, видимо, лишь к рубежу нашей эры, много позже, чем Си-ван-му. Существует предположение, что представление о Д.-в.-г. Есть результат трансформации образа древнего полулегендарного царя - чжоуского Му-вана, предание о путешествии которого к Си-ван-му было популярно в Древнем Китае. Наиболее ранние изображения Д.-в.-г. - на инаньских рельефах в провинции Шаньдун (предположительно 2 в.). Согласно перв..

Дополнительный поиск Думузи Думузи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Думузи" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Думузи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа