Дьяус

142

(др.-инд. Dyâus, собств. «сияющее, дневное небо», «день»), в древнеиндийской мифологии бог неба, персонифицированное небо. В «Ригведе» нет гимнов, посвящённых Д. Отдельно, но есть шесть гимнов, в которых говорится о Д. И Притхиви (земле) вместе. Чаще всего Д. Выступает совместно с Притхиви. Они образуют изначальную супружескую пару, где Д. - отец и небо, а Притхиви - мать и земля. Некогда они были слиты воедино, но потом разъединены и укреплены (по закону Варуны) порознь. Этот космогонический акт означал создание вселенной, широкого пространства и был произведён Индрой. Варуной и некоторыми другими богами. Дождь, испускаемый Д. На землю, называемый иногда жиром или мёдом,- это семя Д., из которого рождается всё новое, в частности боги.

Детьми Д. Называют прежде всего Ушас, Ашвинов, Агни, Сурью, Парджанью, адитьев, марутов, ангирасов. Отцовство Д. - чуть ли не единственная его персонифицирующая черта. Вместе с тем есть и зооморфные образы Д. С подчёркнуто сексуальными мотивировками - бык-оплодотворитель (РВ I 160, 3. V 36, 5. 58, 6) или жеребец (X 68, 11). Д. И Притхиви рассматриваются как два мира, источники жизненной силы. Обращающийся к ним с просьбой возрождается в потомстве. Небо и земля, всезнающие и благие, орошают людей мёдом, увеличивают пищу, приносят добычу, богатство, успех. В вопросе о том, кто возникает раньше - небо или земля, в «Шатапатха-брахмане» первенство отдаётся земле. Образы отца-неба и матери-земли, порождающих всё во вселенной, имея многочисленные типологические параллели повсюду, в этом виде сложились в общеиндоевропейский период.

Имя Д.-отца Dyaus pitar- находит точные соответствия в др.-греч. Ζεύς πατήρ лат. Jup(p)iter, Diespiter, умбрск. Iupater.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Дьяус

ДЬЯУС (санскр. Небо - день), в ведийской мифологии божество дневного неба, муж Притхиви, отец Ушас, Ашвинов, Агни, адитьев, марутов, ангирасов. Имеет общее происхождение с Зевсом.. ..

Дьяус

(Небо) - одно из древнейших божеств ведийского пантеона, образ Д., бога-отца (Д.-питар - "Небоотец", ср. Греч. "Зеус-патер", лат. "Юпитер", "Диеспитер"), восходит к общеиндоевроп. Периоду. В "Ригведе" воспевается в паре с Притхиви - Землею. Образы Д. И Притхиви, всеобщих родителей, слабо антропоморфизованы в гимнах, обращающихся нередко к Небу и Земле непосредственно. Изначально они были слиты воедино, и разделение их означало первый акт творения мира из хаоса. Уже в "Ригведе" почитание Д. Отраж..

Дьявол

(от греч.διάβολος, «клеветник»), сатана (от др.-евр. Šãtãn, «противодействующий », « противник»), мифологический персонаж, олицетворение сил зла («нечистая сила»), противостоящий «доброму началу» - богу. Д. Занимает видное место в христианском вероучении. Аналогичный образ мусульманской мифологии - шайтан, буддийской - мара.Христианский Д. - сложный образ. Корни которого имеют весьма различное и частью очень древнее происхождение. Непосредственными источниками его были, видимо, различные божеств..

Дьяй И Эпи

В мифологии индейцев тукуна (Бразилия, Перу, Колумбия) братья-близнецы, культурные герои. В мифах о них повествуется, как Д. Я Э. Из пойманных ими рыб сотворили людей. Затем Дьяй добыл дневной свет, огонь и культурные растения - всё это вместе с основными элементами материальной культуры дал людям и установил все племенные нормы и обычаи. Напротив, Эпи - лжец, часто попадающий в неприятные положения, из которых его выручает Дьяй. Затем братья разделились. Дьяй поселился на востоке, а Эпи на запа..

Дэвы

Дайва (авест.), дивы (фарси), в иранской мифологии злые духи, противостоящие благим духам - ахурам. Представления о Д. Восходят к эпохе индо-иранской и индоевропейской общности. В древнеиндийской мифологии дева - божества (как и родственные им персонажи других индоевропейских традиций - см. Индоевропейская мифология), а асуры - демоны. Д., против которых направлена «антидэвовская надпись» Ксеркса, иранского царя 5 в. До н. Э., почитались, по-видимому, в одной из областей Ирана как боги. Ксеркс у..

Дэйр

I.В мифологии ирландских кельтов - правитель Куальгне, ставший хозяином Донна Куальгне, Бурого Быка из Куальгне (см. Глава 12).II.В мифологии ирландских кельтов Дэйр считался сыном Финна Мак Кумалла. По легенде, он был проглочен чудищем, но все же сумел выбраться из чрева зверя, заодно освободив и других людей, проглоченных тем же чудищем.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дополнительный поиск Дьяус Дьяус

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дьяус" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дьяус, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа