Дьяус
(др.-инд. Dyâus, собств. «сияющее, дневное небо», «день»), в древнеиндийской мифологии бог неба, персонифицированное небо. В «Ригведе» нет гимнов, посвящённых Д. Отдельно, но есть шесть гимнов, в которых говорится о Д. И Притхиви (земле) вместе. Чаще всего Д. Выступает совместно с Притхиви. Они образуют изначальную супружескую пару, где Д. - отец и небо, а Притхиви - мать и земля. Некогда они были слиты воедино, но потом разъединены и укреплены (по закону Варуны) порознь. Этот космогонический акт означал создание вселенной, широкого пространства и был произведён Индрой. Варуной и некоторыми другими богами. Дождь, испускаемый Д. На землю, называемый иногда жиром или мёдом,- это семя Д., из которого рождается всё новое, в частности боги.
Детьми Д. Называют прежде всего Ушас, Ашвинов, Агни, Сурью, Парджанью, адитьев, марутов, ангирасов. Отцовство Д. - чуть ли не единственная его персонифицирующая черта. Вместе с тем есть и зооморфные образы Д. С подчёркнуто сексуальными мотивировками - бык-оплодотворитель (РВ I 160, 3. V 36, 5. 58, 6) или жеребец (X 68, 11). Д. И Притхиви рассматриваются как два мира, источники жизненной силы. Обращающийся к ним с просьбой возрождается в потомстве. Небо и земля, всезнающие и благие, орошают людей мёдом, увеличивают пищу, приносят добычу, богатство, успех. В вопросе о том, кто возникает раньше - небо или земля, в «Шатапатха-брахмане» первенство отдаётся земле. Образы отца-неба и матери-земли, порождающих всё во вселенной, имея многочисленные типологические параллели повсюду, в этом виде сложились в общеиндоевропейский период.
Имя Д.-отца Dyaus pitar- находит точные соответствия в др.-греч. Ζεύς πατήρ лат. Jup(p)iter, Diespiter, умбрск. Iupater.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Дьяус
На нашем сайте Вы найдете значение "Дьяус" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дьяус, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 5 символа