Заратуштра

146

(авест.), Зороастр (др.-греч.), Зардушт (средне-иран.), в иранской мифологии пророк и основатель религии зороастризма. Историчность З. Достоверно не установлена, хотя большинство учёных признают З. Реальным лицом. По традиционной пехлевийской хронологии, он жил «за 258 лет до Искандара (Александра Македонского), в 7-6 вв. До н. Э. Лингвистический анализ «Гат» - самой священной части «Авесты», автором которой считается З., позволяет отнести эпоху деятельности пророка к 12-10 вв. До н. Э. Согласно «Ясне», З. - сын Пурушаспы, четвёртого человека, выжавшего священный сок хаомы. По другим версиям, он происходит из восточноиранского рода Спитама. Первоначально З. Выступал с проповедью на родине (в Восточном Иране или в Средней Азии), но не был признан своей «общиной».

Согласно пехлевийским источникам, он подвергся преследованиям со стороны местного правителя чародея Дурашрава и вынужден был покинуть родину (в «Гатах», приписываемых З., сохранилась молитва-сетование, обращённая к Ахурамазде, - «Куда бежать?»). Его покровителем и последователем стал царь (кави) Виштаспа, способствовавший распространению зороастризма в Иране. По пехлевийскому сочинению «Датистан-и-Диник», пророк был убит Тур-и Братарвахшем, одним из врагов, преследовавших его всю жизнь.Уже в «Младшей Авесте» образ З. Был подвергнут мифологической переработке. Одни тексты изображают его культурным героем, учредителем социальной структуры общества («Яшт» XIII 88-89), другие - провозвестником таинств новой веры, спасителем не посвящённого в высшие истины человечества (в духе «Гат».

«Ясна» 17, 19, 27. «Яшты» V и XIX, «Денкарт»). Дух тьмы Ангро-Майнью пытался через дэва лжи Друга убить или искусить З. Обещанием великой власти («Видевдат» 19, 4-6). Пророк отражал эти происки не только словом и атрибутами культа, но и камнями для пращи, «большими как дом». По «Младшей Авесте», З. Просил содействия в насаждении новой веры у божеств древнеиранского пантеона Ардвисуры Анахиты, Хаомы, Митры и Веретрагны, но собственно «Га ты» не содержат их упоминаний.В поздних сочинениях «Денкарт» (VII 1, 14) и «Затспрам» (VI 14) образ З. Полностью мифологизирован. Ахурамазда создал его духовную сущность (фраваши) в начале бытия и поместил её в ствол древа жизни Хаомы, а через шесть тысяч лет, в период ожесточения вселенской борьбы добра и зла (см.

Иранская мифология ), З. Призван был способствовать победе добра на земле, получил телесное воплощение и был озарён неземным светом истины [миф о сошествии огня (света) истины, хранимого в мировом дереве (см. Древо мировое), к людям имеет позднеиндоевропейские истоки. Ср. Прометей, принёсший людям огонь в стволе зонтичного дерева].Главным в проповедях З. Было учение о зависимости миропорядка и торжества справедливости (см. Аша Вахишта) в мировой борьбе добра и зла от свободного выбора человека, его активного участия в этой борьбе на стороне добра (ср. Древнеиндийское учение кармайоги). Проповедуя зороастрийскую мораль - этическую триаду благих мыслей, благих слов и благих дел, - З. Идеализировал также «праведную» хозяйственную деятельность, которую он противопоставлял неправедному кочевническому образу жизни.

Согласно одной из «Гат», он ниспослан на землю и для того, чтобы научить людей ухаживать за скотом. З. Считался посредником между богом и людьми. «Авеста» - священное откровение Ахурамазды, которое З. Передал своим ученикам. Последователям Ахурамазды З. Обещал посмертное блаженство, пособникам зла угрожал муками, расплавленным металлом и осуждением на страшном суде, который будет вершить Ахурамазда в конце мира. Пророк предсказывал, что конец света наступит при жизни современного ему поколения. По «Младшей Авесте» гибель мира должна произойти через три тысячи лет, когда праведные будут спасены саошйантом - воплощением З.Через греческое посредство образ З.- Зороастра стал достоянием европейской культуры. В эпоху эллинизма он породил множество вторичных синкретических мифов, которые сохраняли иногда архаичные иранские черты.

Так, античный автор 1 - нач. 2 вв. Дион Хрисостом передал легенду о том, что З. В поисках истины удалился на уединённую гору, куда обрушилось с небес великое пламя, но З. Вышел из него невредимым и наделённым искомой мудростью (вариант мифа о сошествии божественной истины в огненной форме). Зороастру приписывали множество пророчеств, изречений и книг, в средние века его считали магом и астрологом. Ф. Ницше вложил в уста З. Мрачную проповедь индивидуалистически толкуемой свободы духа («Так говорил Заратустра»).Лит. Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, «Archiv Orienialni», 1956, v. 24, № 1. Его же, Миф и история в Гатах Зороастра, в сб. Историко-филологические исследования, М., 1974 (лит.). Hartman S., Der grosse Zarathustra, «Orientalia Suecana», 1965-66, v.

14-15. Whitley С. F., The date and teaching of Zarathustra, «Numen», 1957, v. 4, fasc. 3. Mole M., La légende de Zoroastre selon les textes Pehlevis. P., 1967. Shapur Shahbazi A., The «traditional date of Zoroaster» explained, «Bulletin of the School of Oriental Studies», 1977, v. 40, p. 1.Л. А. Лелеков.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Заратуштра

(иранское, греч. Передача имени З.— Зороастр) пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название Зороастризма. В современной науке считается установленным, что З. — реальное историческое лицо, которому принадлежит составление Гат — древнейшей части «Авесты» (См. Авеста). Время жизни З. Предположительно относят к периоду между 10—1-й половиной 6 вв. До н. Э. Где и когда действовал З., определенно не установлено. Полагают, что З. Проповедовал своё учение в некоторых областях Восточног..

Заратуштра

ЗАРАТУШТРА (Заратустра) (иран.) - Зороастр (греч.) (между 10 и 1-й пол. 6 вв. До н. Э.), пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм. Составил древнейшую часть "Авесты".. ..

Заратуштра

См. Зороастр.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Заратуштра

Философ, заратустра. ..

Заратуштра

См. Зороастр.. ..

Западносемитская Мифология

Мифологические представления западносемитских народов ханаанейско-аморейской (угаритяне и финикийцы, иудеи и израильтяне до становления монотеистического культа Яхве, моавитяне, аммонитяне, эдомитяне) и арамейской групп, населявших с 4-3-го тыс. До н. Э. Сирию, Финикию и Палестину, восстанавливаются на основе источников, имеющих фрагментарный характер, - эпиграфики (со 2-й половины 2-го тыс. До н. Э.), включающей упоминания богов и их эпитетов, описания жертвоприношений. Археологических материал..

Западнославянская Мифология

См. В ст. Славянская мифология(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Зарер

(фарси), Зариварай (авест.), Зариадр (др.-греч.), в иранской мифологии богатырь, брат Гуштаспа (Виштаспа). В «Авесте» (Яшт) Ардвисура Анахита дарует воинственному всаднику Зариварай победу над Арджадаспом (см. Арджасп). В книге античного автора Атенея (2-3 вв.) «Обед софистов» сохранился рассказ Хареса Митиленского (4 в. До н. Э.) о любви Зариадра (брата мидийского царя Гистапса) и дочери царя Омарта Одатиды [у Фирдоуси этот эпизод передан как рассказ о Гуштаспе и румийской (византийской) царевн..

Зат-бадан

(dt/bсdn, dt/bcdnm, «далёкая, холодная»), в йеменской мифологии ипостась богини солнца, почитавшаяся в государстве Саба. Имя богини, очевидно, было запретным. Слово «Зат-Бадан» является, по-видимому, прозвищем, заменяющим его. З.-Б. Составляет пару с противоположной ей Зат-Химйам («обжигающая, горячая»). Эти ипостаси, вероятно, связывались соответственно с зимним и летним светилом (ср. Зат-сантими Зат-Захран в пантеоне государства Катабан). Они занимали третье место в пантеоне - после Астара и А..

Дополнительный поиск Заратуштра Заратуштра

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Заратуштра" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Заратуштра, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 10 символа