Иов

100

(евр. 'ijjôb, значение допускает различные истолкования из евр. И других семитских корней, напр. «теснимый», или от ajja-abu, «где отец?» и др. Греч.Ίώβ), в иудаистических и христианских преданиях страдающий праведник, испытываемый сатаной с дозволения Яхве. Главный персонаж ветхозаветной книги И. Страдающий праведник - центральный образ древних литератур Ближнего Востока (ср. Вавилонскую поэму «О невинном страдальце», египетскую «Сказку о двух братьях» и др.). Судя по упоминанию в ветхозаветной книге Иезекииля (нач. 6 в. До н. Э.),. Имя И. Было наряду с именами Ноя и Даниила обозначением (на уровне ходячей поговорки) образцового праведника (Иез. 14, 14 и 20). Датировка книги И. Неясна (5-4 вв. До н. Э.?), а структура и становление текста в известном нам объёме представляет много нерешённых проблем.

Не исключено присутствие в составе книги более раннего материала и более поздних вставок (вероятно, речи Элиу, описания бегемота и левиафана и др.). О И. Сказано, что он был «прост, и праведен, и богобоязнен, и далёк от зла» (Иов 1, 1. Здесь и ниже перевод автора, цитируется по книге «Поэзия и проза Древнего Востока», М., 1973). Вначале возникает образ искренней истовости богатого патриархальною главы рода, неуклонно блюдущего себя от греха и во всём поступающего как должно. Называется число его сыновей, дочерей, скота, причём всё время повторяются сакральные числа семь, три, пять, выражающие идею совершенства, законосообразности, гармонической стабильности (1, 2-3). При встрече с сатаной Яхве спрашивает.

«Приметило ли сердце твоё раба моего Иова. Ведь нет на земле мужа, как он» (1, 8). Сатана возражает, что благочестие И. Корыстно, поскольку Яхве охраняет его благосостояние. Едва этому будет положен конец, кончится и преданность И. Богу. Яхве принимает вызов и позволяет сатане начать испытание, запрещая ему только посягать на саму личность И. (1, 12). Четыре вестника беды поочерёдно сообщают И. О гибели его ослов, овец и верблюдов вместе с пастухами и погонщиками, наконец, сыновей и дочерей (1, 14-19). И. Раздирает на себе одежду, обривает главу в знак траура, повергается на землю и произносит слова, достойные его прежней истовости. «Господь дал, господь и взял - благословенно имя господне!» (1, 21). Сатана снова предстаёт перед Яхве и предлагает распространить испытание на тело И., на его «кость» и «плоть» (2, 4- 5).

Яхве снова даёт согласие, требуя только, чтобы И. Была сохранена жизнь, и сатана наводит на И. Страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа). «и взял Иов черепок, чтобы соскребать с себя гной, и сел среди пепла» (2, 8). Вера И. В справедливый божественный миропорядок вступает в мучительный конфликт с его знанием о своей невинности (и невинности многих несчастных, на чьи страдания открываются его глаза. См. 3, 17-22. 24, 3-12), вплоть до сомнения в божественной справедливости. На один выход из этого конфликта указывает жена И. «похули бога и умри» (2, 9). Противоположный выход предлагают трое друзей И. (их горячим, саркастическим спором занята большая часть книги И. - главы 3-31). Если всякое страдание есть налагаемое богом наказание, то И.

Должен умозаключить от своего страдания к своей виновности. Но И. Решительно возражает друзьям. «Или вы для бога будете лгать и неправду возвещать ради него, в угоду ему кривить душой, в споре выгораживать его?» (13,7-8). После «докучных утешителей» (16,2) в спор с И. Вступает молодой мудрец Элиу (Элигу), переводящий проблему на иной уровень. Страдание посылается богом не как кара, но как средство духовного пробуждения. Последнее слово в споре принадлежит Яхве, который вместо всякого рационалистического ответа забрасывает И. Вопросами о непостижимом устройстве космического целого, не измеримого никакой человеческой мерой (главы 38-41. Выделяется описание чудищ бегемота и левиафана, 40, 10-27. 41, 1-26). И. Объявляет о своём смиренном раскаянии.

Приговор Яхве признаёт правоту И. Перед друзьями, говорившими о боге «не так правдиво» (42,7), как он. Яхве соглашается помиловать друзей только по молитве И. (42,8). После молитвы И. Близкие приходят утешать И. И осыпать его дарами (42, 11). Яхве возвращает И. Всё богатство в сугубой мере, у И. Рождаются новые семь сыновей и три дочери (42, 13). В этом новом блаженстве И. Живёт ещё 140 лет и умирает, «насытясь днями» (42, 16-17).Земля Уц, названная родиной И., тождественна то ли арамейским областям на севере Заиорданья, то ли Хаурану, то ли Эдому. Во всяком случае, И. По крови и географической локализации настолько близок к иудейско-израильской сфере, чтобы входить (вместе с прочими персонажами книги И.) в круг почитателей единого бога, насколько и далёк от этой сферы, чтобы являть собою тип «человека вообще», образец как бы «естественной» праведности.В Септуагинте книга И.

Имеет приписку, в которой со ссылкой на «сирийскую книгу» сообщается, что первоначальное имя И. - Иовав (эдомитское имя. Ср. Быт. 36, 33), его родина - Авситида «на пределах Идумеи и Аравии». Даётся генеалогия И., восходящая в пятом колене через Исава к Аврааму.В талмудической литературе И. Служит предметом разноречивых суждений. По-разному определялось время книги И. - от времён Авраама, Иакова или Моисея до времён Эсфири. Высказывалось также мнение, что повествование о нём - притча («машал»). По одной из версий, И. Своими силами познал Яхве, служил ему из любви, праведностью превзошёл даже Авраама. В талмудическом трактате Сота 35а сообщается, что его смерть оплакивалась всем народом Израиля. По другому мнению (резко противоречащему тексту книги), он был врагом Израиля - языческим пророком, посоветовавшим фараону приказать повитухам убивать всех новорождённых еврейских мальчиков.

Этим он будто бы и заслужил свои страдания (трактаты Сангедрин 106а и Сота 11а. Такая роль сближает И. С Валаамом). Продолжительность испытания И. Определяется Мишной в 1 год, а позднеиудейским грекоязычным апокрифом «Завещание И.» - в 7 лет. Продолжительность всей жизни И. - 210 лет.О трансформации образа И. В исламе см. В ст. Аййуб В европейском средневековье этот образ односторонне воспринимался как идеал примерной покорности. В изобразительном искусстве 17 в. Можно отметить картину Ж. Де Латура «И. И его жена». «Пролог на небесах» к «Фаусту» Гёте - явное подражание началу истории И. Более скрытое использование топики книги И. Проходит сквозь роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (споры Ивана и Алёши о страданиях невинных и «неприятии мира».

Вопрос о том, может ли грядущая «осанна» изгладить бывшую неправду, прямо связываемый старцем Зосимой с библейским рассказом о И.). В стихотворной драме американского писателя А. Мак-Лиша «Джи Би» (1958) герой - состоятельный американец, в серии несчастий теряющий детей, имущество и здоровье. Его утешители пользуются резонёрскими аргументами психоанализа, социологии и модной теологии. Лит. Torczyner Н., Hiobdichtung und Hiobsage, «Monatsschrift für Geschichte und Wissenschaft des Judentums», 1926, Jg. 69. Fine Н. A., The tradition of a patient Job, «Journal of Biblical Literature», 1955, v. 74. Fohrer G., Studien zum «Buche Hiob», Gütersloh, 1963.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Иов

[год рождения неизвестен — умер 19(29).6.1607, Старица, ныне Калининской области], первый русский патриарх, ставленник Бориса Годунова (См. Борис Годунов). В 1588 Годунову удалось добиться согласия константинопольского патриарха Иеремии на установление патриаршества в России, что укрепило положение русской церкви. В январе 1589 в Москве церковный собор избрал патриархом И. После смерти Фёдора Ивановича (См. Фёдор Иванович) в 1598 И. Содействовал избранию царём Б. Годунова. В июне 1605 И. Сведён..

Иов

ИОВ (?-1607) - первый русский патриарх с 1589. Сторонник Бориса Годунова. В 1605 лишен патриаршества и сослан. Послания и сочинения по истории России кон. 16 в. И др. Канонизирован Русской православной церковью.. ..

Иов

ИОВ (?-1607), первый патриарх Русской православной церкви с 1589. В 1586 архиепископ Ростовский, с декабря 1586 митрополит Всея Руси. Сторонник Бориса Годунова, способствовал его избранию на царство. В 1605, после смерти Бориса, лишён патриаршества и сослан в Старицкий монастырь. Автор многочисленных посланий и сочинений по истории России конца 16 в. Канонизирован Русской православной церковью.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Иов

ИОВ, в Библии страдающий праведник>. Главный персонаж книги Иова (5 - 4 веков до нашей эры?), основная тема которой испытание благочестия Иова, преодолевающего страдания и несчастья, о которых сообщают ему вестники беды.. ..

Иов

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Иов

В библейской мифологии праведник (наряду с Даниилом и Ноем).. ..

Иов

(в миру Иван) (30-е гг. XVI в., Старица — 1607, там же), первый патриарх Московский и Всея Руси с 1589. Из посадских людей. Воспитывался в Старицком Успенском монастыре под Москвой, где около 1553 принял монашество. В 1569 по приказу царя Ивана IV Грозного стал архимандритом. С 1571 настоятель московского Симонова монастыря, с 1575 — Новоспасского монастыря. С 1581 епископ Коломенский, с 1576 архиепископ Ростовский, с 1587 — Московский. Избран первым патриархом Московским и Всея Руси при поддерж..

Иов

-а) (Быт 46.13)-см. Иашув,а. Б) благочестивый, многострадальный муж древности, живший в земле Уц (в северной части Аравийского полуострова) во времена первых потомков Авраама.. ..

Иов

Первый рус. Патриарх, ставленник Бориса Годунова. В 1588 Годунову удалось добиться согласия константинопольского патриарха Иеремии на установление патриаршества в России, что сильно укрепило положение рус. Церкви. В янв. 1589 в Москве церк. Собор избрал патриархом И. После смерти Федора Ивановича в 1598 И. Содействовал избранию царем Б. Годунова. В июне 1605 И. Сведен с патриаршего престола и сослан в Старицкий монастырь боярами, противниками Годуновых, признавшими царем Лжедмитрия I.Лит. Доклад..

Иов

Иов (возм., от евр. "враждующий"). 1) сын Иссахара (Быт 46:13). В других местах Библии он именуется Иашувом (Чис 26:24. 1Пар 7:1). 2) см. Книга Иова.. ..

Иов

(угнетенный, или враждебно преследуемый) - имя двух лиц. А) (Быт.46:13 ) третий сын Иссахара, называемый в ·кн. (Чис.26:24 и 1Пар.7:1 ) Иашувом. Б) (.1:1 ) благочестивый, ветхозаветный страдалец, из страны Уц (ныне Хуаран), история которого излагается в учительной книге ·в. ·з., носящей его имя. В ·кн. ·пр. Иезекииля (Иез.14:14 ,20) он упоминается на ряду с Ноем и Даниилом. Равно также упоминает о нем и ·св. ·ап. Иаков в своем соборном послании (Иак.5:11 ). В книге а он изображается человеком не..

Иов

(ум. 1607)святой (память 5/18 апреля, 19 июня/2 июля), Патриарх Московский и всея Руси. Первый Патриарх в истории Русской Церкви. До него Церковью на Руси управляли митрополиты, но в 1588 г. Восточные Патриархи дали согласие на возведение Московской митрополии в патриархат - это было признанием величия Русской Православной Церкви. Патриаршество Иова пришлось на начало Смутного времени. Твердый поборник православия, он предал анафеме самозванца Лжедимитрия Гришку Отрепьева, поддерживал Бориса Год..

Иоанн Креститель

(греч. Ίωάννης , евр. Jehôhânân или jôhânân «Яхве милостив»), Иоанн Предтеча (греч. Ίωάννης δ Πρόδρομος), в христианских представлениях последний в ряду пророков - предвозвестников прихода мессии, непосредственный предшественник Иисуса Христа. Новозаветное толкование (Матф. 11, 10. Мк. 1, 2) относит к И. К. Ветхозаветные пророчества. «вот, я посылаю ангела моего, и он приготовит путь предо мною» (Малах. 3, 1). «глас вопиющего в пустыне. Приготовьте путь господу, прямыми сделайте стези ему» (Ис. ..

Иобат

— ликийский царь. Отец Антеи, на которой женился тиринфский царь Прет.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Иовиан

(Iovianus). Римский император 363—364 гг.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Иодама

— жрица Афины, мать Фивы.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Дополнительный поиск Иов Иов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иов" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 3 символа