Иуда Искариот

127

(Иуда - греч.Ίούδας, евр. Jehûdah, по-видимому, из jehûdah - 'el, «бог да будет восславлен». Искариот - греч. Ίσκαριωτης реже Ίσκαριώτ, или Σκαριώτης, значение спорно. Евр. 'iš qĕrijjôt, «человек из Кериота», где Кериот - обозначение населённого пункта, возможно, тождественного иудейскому городку Кириафу, ср. Иис. Нав. 15, 25 и др. Иногда значение выводят из арам. 'iš-qariâ. «лживый». Или греч. Σικαριος, «сикарий». Выдвинута также версия. Искариот=«красильщик», от корня σκας= евр.-арамейск. Sqr-, «красить»), в христианских религиозно-мифологических представлениях один из двенадцати апостолов, предавший Иисуса Христа. Сын некоего Симона. Если традиционное истолкование прозвища (первое из приведённых выше) и отождествление Кериота с Кириафом верны, - уроженец Иудеи, чуть ли не единственный среди других учеников Христа - уроженцев Галилеи (Северной Палестины).

И. И. Ведал общими расходами общины учеников Христа, нося с собой «денежный ящик» для подаяний (Ио. 12, 6). Этот род служения часто ассоциировался с корыстным характером его устремлений (евангельский текст прямо обвиняет И. И. В недобросовестном исполнении обязанностей казначея). Резкое осуждение со стороны И. И. Вызывает щедрость Марии из Вифании (в средневековой западной традиции отождествлена с Марией Магдалиной), в ритуальном акте помазавшей ноги Христа драгоценным нардовым миром (Ио. 12, 2-6. У Матф. 26, 8-9 и Мк. 14, 4-5 в этой сцене такая реакция приписывается и другим ученикам). Христианская традиция связывает именно с этим моментом созревание в душе И. И. Воли к предательству, вложенной в него дьяволом. Далее евангельское повествование сообщает, что И.

И. Пошёл к «первосвященникам» и предложил свои услуги. «что вы дадите мне, и я вам предам его?» (Матф. 26, 15. Ср. Мк. 14, 10, Лук. 22, 4). Назначенная цена - тридцать сребреников (ср. Зах. 11, 12-13). На тайной вечере И. И. Возлежит, по-видимому, в непосредственной близости от Христа, он слышит его слова. «один из вас предаст меня» (Ио. 13, 21). В знак того, что это сделает именно И. И., Христос подаёт ему обмокнутый кусок хлеба (13, 26). И. И. Остаётся нераскаянным, и дьявол (сатана), вложивший в сердце И. И. Помысел о предательстве, теперь окончательно «входит» в И. И. (13, 27). После слов Христа. «что делаешь, делай скорее», - он выходит из освещённой горницы в ночь (выразительный символ извержения себя самого из сакрального круга во «тьму внешнюю», ср.

Матф. 8, 12 и 22, 13). И. И. Ведёт толпу, посланную схватить Христа, на известное ему мосто к востоку от Иерусалима, за потоком Кедрон, и помогает своим поцелуем быстро опознать Христа в ночной темноте. «Кого я целую, тот и есть, возьмите его» (Матф. 26, 48 и др.). Это была ценная услуга. И всё же существует несомненный контраст между её сравнительной малостью и духовным значением, которое традиция признаёт за событием предательства одного из избранников. Попытки элиминировать этот контраст, иначе понимая объём предательского деяния И. И. (предполагая, например, что он выдал своим нанимателям те или иные «криминальные» высказывания Христа или аспекты его учения), встречающиеся в науке 20 в. (у А. Швейцера и др.), не имеют никакой опоры в евангельском повествовании.

Контраст входит в структуру евангельской ситуации. Моральное зло поступка И. И. И его значимость как вечной парадигмы отступничества, предательства не измеряется практической важностью этого поступка. С упомянутой парадигматичностыо предательства И. И. Связано и отсутствие в евангельском повествовании его психологической мотивировки (корыстолюбие И. И., упоминаемое евангелием от Иоанна, - отнюдь не сущность его выбора, а разве что щель, делающая его доступным внушениям дьявола). Предательство И. И. Непосредственно предвосхищает выступление антихриста. Недаром он характеризуется словосочетанием «сын погибели» (Ио. 17, 12), применённое в Новом завете также к антихристу (2 Фесс. 2, 3). Однако после совершения «дела предательства» дьявольская инспирация оставляет И.

И. Узнав об осуждении Христа судом синедриона и выдаче его на расправу Понтию Пилату, И. И. В раскаянии возвращает тридцать сребреников своим нанимателям со словами. «согрешил я, предав кровь невинную» (Матф. 27, 4). Эта «цена крови» создаёт казуистическую проблему. Деньги выданы из храмовой кассы, но не могут быть в неё возвращены по причине лежащей на них скверны. Для решения этой проблемы (и, как намекает евангельский текст, во исполнение пророчеств, Иерем. 32, 9 и Зах. 11, 12) их выплачивают за земельный участок некоего горшечника, на котором устраивают кладбище для иноземцев (Матф. 27, 6-7). Иуда же в отчаянии удавился (27, 5). В соответствии с древним принципом «проклят пред богом всякий повешенный на дереве» (Втор.

21, 23), восходящим к архаическим ритуалам казни как заклания в жертву, повешенный на древе креста Христос, принявший на себя проклятие человечества, и повесившийся И. И., несущий бремя собственного проклятия, представляют собой многозначительную симметричную антитезу, не раз дававшую пластический мотив для изобразительного искусства. Фольклор даёт различные идентификации дерева, на котором повесился И. И. («иудино дерево», осина, которая с тех пор не перестаёт дрожать, и др.). По другому новозаветному сообщению о смерти И. И., «когда низринулся [он], расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян. 1, 18). Оба сообщения обычно примиряли, принимая, что И. И. Сорвался или был снят с дерева ещё живым, после чего умер от какой-то таинственной болезни (традиция, зафиксированная ок.

130 христианским автором Папием Гиерапольским, говорившим о страшном распухании тела И. И.). Место И. И. В кругу двенадцати апостолов было по жребию передано Матфию (1, 25-26).Гностическая секта каинитов понимала предательство И. И. Как исполнение высшего служения, необходимого для искупления мира и предписанного самим Христом. Эта точка зрения, находящаяся в резком противоречии со всей христианской традицией, была высказана во 2 в. И нашла некоторые отголоски в литературе 20 в. (напр., у М. Волошина и у аргентинского писателя X. Л. Борхеса). Средневековая апокрифическая литература, напротив, расписывала образ И. И. Как совершенного злодея во всём, детализируя легенду о его жизни до встречи с Христом. Согласно этой легенде, ставящей своего героя в один ряд с Эдипом и другими непредумышленными отцеубийцами и кровосмесителями мифологий всего мира, И.

И. Был отпрыском четы жителей Иерусалима - Рувима-Симона из колена Данова (или Иссахарова) и жены его Цибореи. Последняя в ночь зачатия видит сон, предупреждающий, что сын её будет вместилищем пороков и причиной гибели иудейского народа. Родители кладут новорождённого в осмолённую корзину из тростника (как Моисея, ср. Исх. 2, 3) и отдают на волю морских волн. Корзина приплывает к острову Скариот (вымышленному), от которого И. И. Якобы и получил прозвище. Бездетная царица острова воспитывает младенца, как своего сына. Однако через некоторое время у неё рождается настоящий сын, а И. И., впервые проявляя своё злонравие, чинит непрерывные обиды мнимому брату. Выведенная из себя, царица открывает секрет. И. И. В стыде и ярости убивает царевича и бежит в Иерусалим, где поступает на службу к Пилату и снискивает его особое расположение.

Рядом с дворцом Пилата лежит сад Рувима-Симона. Пилат смотрит через стену, ощущает вожделение к плодам, виднеющимся в этом саду, и посылает И. И. Воровать их. При исполнении этого щекотливого дела И. И. Сталкивается с хозяином сада и в перебранке убивает его, что остаётся никем не замеченным. Пилат дарит И. И. Всю собственность покойного и женит его на вдове, т. Е. На матери И. И. Узнав из причитаний своей жены тайну своих отношений к Рувиму-Симону и Циборее, И. И. Отправляется к Христу, чтобы получить от него прощение своих грехов. Затем следуют евангельские события.Византийско-русская иконографическая традиция представляет И. И. (обычно в сцене тайной вечери) чаще всего молодым, безбородым человеком, иногда как бы негативным двойником Иоанна Богослова (как на иконе 15 в.

«Тайная вечеря» в иконостасе Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре). Обычно он повёрнут в профиль (как и изображения бесов), чтобы зритель не встретился с ним глазами. В его лице не ощущается ни злобы, ни жадности (как в западноевропейском типе И. И. Со времён Ренессанса), а только уныние. У истоков западной традиции стоит фреска Джотто «Поцелуй Иуды», где лицо И. И. Монументально и физиогномически-пластично противостоит лицу Христа, как вульгарность - благородству, низость - царственности, злоба - великодушию. На фресках Беато Анджелико И. И. В знак своего апостольского сана несёт нимб, но только обратившийся во тьму - как бы чёрное солнце. Из литературных использований сюжета об И. И. В 20 в. Следует отметить повесть Л.

Н. Андреева «Иуда Искариот и другие» (мотив предательства - мучительная любовь к Христу и желание спровоцировать учеников и народ на решительные действия) и драму греческого писателя С. Меласа «Иуда» (И. И. - иудейский националист, отшатнувшийся от Христа ввиду его универсалистской проповеди).Лит. Büchner A., Judas Ischarioth in der deutschen Dichtung, Freiburg - Stuttg., 1920. Нaugg D., Judas Iskarioth in den neutestamentlichen Berichten, Freiburg, 1930. С a re у 8. P., Jesus and Judas, L., 1931. Danielou J., Le Fils de Perdition (Joh. 17, 12), в сб. Melanges d'histoire des religions offerts a H.-Ch. Puech, P., 1974.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Иуда Искариот

Скариот (человек из г. Кариот), согласно библейской мифологии, один из 12 учеников (апостолов) Иисуса Христа, предавший учителя в руки иерусалимских властей за 30 сребреников. Рассказ о предательстве И. И. И его смерти в евангелиях и деяниях апостольских даётся в разных версиях. История И. И. Получила своё развитие в апокрифической литературе, в средневековых мистериях. Образ И. И., ставший символом предательства, нашёл отражение в искусстве средневековья, Возрождения [обычно изображались преда..

Иуда Искариот

ИУДА ИСКАРИОТ - в Новом Завете один из апостолов. Предал своего учителя (Иисуса Христа) за 30 сребреников. В переносном смысле - предатель.. ..

Иуда Искариот

Один из 12 апостолов, предавший своего Учителя. Свое прозвище он получил от г. Кериофа, из которого был родом (Иш-Кериоф — человек из Кериофа). Впрочем, мнения в этом отношении расходятся. Во всяком случае он был единственным иудеем среди апостолов, которые все были галилеяне, и оправдал на себе древнюю поговорку. "Галилеянин любит славу, а иудей — деньги". В обществе апостолов он заведовал их кассой, из которой скоро начал похищать деньги, и затем, обманувшись в надежде, что Иисус Христос явитс..

Иуда Искариот

В Новом Завете, апостол, казначей Иисуса Христа и других апостолов (Ин 12:4-6), выдавший Иисуса его врагам. Его не следует смешивать с другим апостолом Иудой, который известен под именем св. Иуды и который, возможно, звался еще и Фаддеем. Этимология прозвища Иуды "Искариот" неясна. Некоторые видят в нем указание на то, что Иуда или его семья были родом из города Кериота. Другие считают, что Искариот - это искаженное греч. Sikrios ("сикарий". "вооруженный кинжалом", "убийца"), как иногда называли..

Иуда искариот

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Иуда Искариот

В Новом Завете один из апостолов. Предал своего учителя (Иисуса Христа) за 30 сребреников. В переносном смысле - предатель.. ..

Иуда Искариот

- в Новом Завете один из двенадцати апостолов, предавший Иисуса Христа. Иуда Искариот ведал общими расходами общины учеников Христа, нося с собой денежный ящик для подаяний. Он осудил щедрость Марии из Вифании, помазавшей ноги Христа драгоценным нардовым миром. В этот момент в душе Иуды Искариота произошло созревание воли к предательству. Он пошёл к первосвященникам и предложил свои услуги за назначенную цену - 30 серебреников. На Тайной вечере Иуда Искариот слышит слова Христа. Один из вас пред..

Иуда Искариот

Евангельский персонаж, один из 12 апостолов - учеников Иисуса Христа. По легенде, И. И. Предал своего учителя за тридцать сребреников и дал возможность представителям иудейской общины тайно схватить Иисуса Христа. Образ Иуды сконструирован авторами евангелий в соответствии с ветхозаветными пророчествами о мученичестве спасителя - мессии. Имя И. И. Стало в лит-ре и нар. Творчестве синонимом предателя.. ..

Иуда Искариот

Один из учеников Иисуса Христа, предавший его в руки врагов - иудейских первосвященников за тридцать серебренников. Совершив предательство, удавился.. ..

Иубдан

По легенде ирландских кельтов, Иубдан - король эльфов Фэйлинна и супруг королевы Бебо. Он с женой посетил Ольстер, чтобы собственными глазами повидать тамошних жителей, ибо Эйсирт, его собственный бард, наложил на короля заклятие, предписывающее совершить этот визит (см. Глава 13).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Иуда

(евр. Jehûdah, греч. Ίούδας), в ветхозаветной традиции четвёртый сын Иакова от Лии, получивший от отца право первородства (вместо старшего брата). Эпоним племени иудеев. Имя И. Трактуется как «хвала господу» (Быт. 29, 35). В истории Иосифа И. Выступает наиболее милосердным из его братьев. Он уговаривает других не убивать Иосифа, а продать его измаильтянам (Быт. 37, 27). И., поселившись после исчезновения Иосифа отдельно от братьев, взял в жёны дочь ханаанеянина, которая родила ему сыновей Ира, О..

Иудаистическая Мифология

Мифологические представления, распространённые среди приверженцев иудаизма, сложившегося в общих чертах как монотеистическая религия Яхве в 1-м тыс. До н. Э. У древних евреев. И. М. Преемственно связана с западно-семитской мифологией и на ранней стадии представляла собой переработку её в духе поступательно крепнувшей монотеистической тенденции. В различные периоды И. М. Испытывала влияние египетской, шумеро-аккадской и особенно иранской (в частности, зороастрийской) мифологий, а позднее - синкре..

Иунит

('iwnjt), в египетской мифологии богиня города Гермонт (егип. Иуни). Её имя также родственно египетскому названию Гелиополя - Он. С И. Отождествлялась Рат-тауи, близкая Ра, центром культа которого был Гелиополь. Поэтому можно полагать, что И. Была связана также с Гелиополем.р. Р.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Иуда Искариот Иуда Искариот

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иуда Искариот" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иуда Искариот, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 13 символа