Лилит

140

(евр. Lîlîth, часто в форме множ. Числа не только жен., но и муж. Рода. Народная этимология связывает с евр. 1у1, «ночь»), злой дух, обычно женского пола, в иудейской демонологии. В Библии упоминается однажды (Ис. 34, 14. Греч. ‘ονοχέντανρος лат. Lamia, ср. Ламия). Имя восходит к именам трёх шумерских демонов. Лилу, Лилиту и Ардат Лили. Первый и второй - инкуб и суккуб. В роли сук-куба Л. Выступает и в еврейской традиции. Она овладевает мужчинами против их воли с целью родить от них детей. Поэтому Талмуд («Шаббат» 151 б) не рекомендует мужчинам ночевать в доме одним. Адам и Ева, будучи в «отлучении» в течение 130 лет, породили духов, дивов и лилит (множ. Число муж. Рода), сожительствуя с ними («Берешит рабба» 20. «Эрубин» 18 б). Однако в иудейском быту Л.

Особенно известна как вредительница деторождения (ср. Ламашту). Считалось, что Л. Не только наводит порчу на младенцев и изводит их, но похищает (пьёт кровь новорожденных и высасывает мозг из костей) и подменяет их. Ей также приписывались порча рожениц и бесплодие женщин. Согласно Талмуду, Л. Волосатая («Эрубин» 18 б), крылатая («Нидда» 24 б), она - мать Ахримана («Баба Батра» 7 За). В арамейском переводе кн. Иова (1, 15) слово «Саба» переведено как «Лилит, царица Змаргада» (изумруда. Вероятно, отождествление с царицей Савской).Согласно одному преданию, Л. Была первой женой Адама. Бог, сотворив Адама, сделал ему из глины жену и назвал её Л. У Адама с Л. Сразу же возник спор. Л. Утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины.

Не сумев убедить Адама, она улетела. В Красном море её настигли три ангела, посланные богом. Л. Отказалась вернуться и заявила, что создана, чтобы вредить новорожденным. Ангелы взяли с неё клятву в том, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена. Она приняла на себя наказание. Отныне будут ежедневно умирать сто из её детей. В одном из заговоров для роженицы и новорожденных (в каббалистической книге «Разиэл», 13 в.), который повторяет этот сюжет, вместо Л. Выступает Первая Ева. Первая Ева упоминается и в «Берешит рабба» 12. О ней говорится, что она обратилась в прах еще до сотворения Евы. Согласно «Зогар» (11, 267 б), Л. Стала женой Самаэля, матерью демонов. Один из наиболее распространенных текстов заговоров для роженицы (известный на многих языках народов Ближнего Востока и Восточной Европы и применяемый позже против дурного глаза и разных болезней) рассказывает, как некий святой (Илья, Михаил, Сисиний и др.) в дороге (часто - спускаясь с горы) встретил ведьму (часто - у моря) и спросил, куда она направляется.

Услышав, что она идёт в дом роженицы с целью повредить ей, он заставил её назвать все свои 9 (12, 40) имен и поклясться, что она не повредит роженице и младенцу, если увидит в доме все свои имена. Амулеты и заговоры для рожениц против Л. Должны были содержать не только имена трёх ангелов (пытавшихся возвратить Л.), но и имена самой Л. [некоторые из них. Батна (евр.-арам., «чрево»), Одем («краснота»), Аморфо (греч., «не имеющий формы»), «Мать, удушающая дитя», имя из сирийского текста]. Тексты заклинаний арамейских и мандейских магических чаш используют против Л. Формулу развода (свидетельство того, что Л. Воспринималась и как суккуб). Лилиты во главе с их матерью и предводительницей Руха (дух) часто упоминаются в мандейских текстах.

Благодаря большому интересу к каббале в Европе эпохи Возрождения предание о Л. Как первой жене Адама стало известно европейской литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Такое представление о Л. Появляется и в средневековой еврейской литературе (хотя в еврейской традиции красивая внешность Л. Связана с ее способностью менять свой облик). Известны, например, рассказы о том, как Л. В облике царицы Савской соблазнила бедняка из Вормса. О каббалисте Иосифе делла Рейна рассказывали, что он добровольно предался Л. Представление о прекрасной, магически соблазнительной Л. Лежит в основе рассказа А. Франса «Дочь Лилит» и поэмы А. Исаакяна «Лилит», где прекрасная, «неземная», сделанная из огня Л. Противопоставляется «простой», обыденной Еве.

Такое же противопоставление Л. Еве выступает в стихотворении М. Цветаевой «Попытка ревности». Шотл. Писателю Дж. Макдональду принадлежит роман «Лилит».Лит. Gaster M„ Two thousand jears of a charm against the child-stealing with, «Folklore», XI (XLVI), 1900, № 2. Krebs W., Lilith - Adams erste Frau, «Zeitschrift fur Religions- und Geistesgeschichte», 1976, № 27. Levi G., Lilit et lilin, «Revue des Etudes juives»., •1914, т. 68, № 136;Zoller I., Lilith, «Revista di Antropologia», 1926, t. 27.А. А. Папазян.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Лилит

(евр. "Ночная") — в Таргуме (см.) царица Смарагда, по раввинистской традиции первая жена Адама и мать исполинов и бесчисленных злых духов. Позже ночное привидение, преследующее детей.. ..

Лилит

В еврейском фольклоре женский демон ночи. Считалось, что она насылает эротические сновидения. Согласно поверью, Лилит стремится навести порчу на младенца и его мать или вовсе их извести, особенно в первую неделю после родов. В раввинистической литературе слово "Лилит" связывалось этимологически с еврейским словом "лайла" ("ночь"). Однако более вероятно, что это гебраизированная форма имени Лилиту, вавилонского духа бури. О происхождении, действиях и атрибутах Лилит существовало множество разноре..

Лилит

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Лилит

- ночной дух, позднее привидение, являющийся спящим в виде прекрасной женщины. Упоминается в древневавилонских заклинаниях. В Талмуде фигурирует как первая жена Адама.. ..

Лилит

(Евр.) По еврейскому преданию - демоница, которая была первой женой Адама, до того как была сотворена Ева. Полагают, что она имеет фатальное влияние на матерей и новорожденных младенцев. Лил есть ночь, а есть также сова, и в средневековых сочинениях является синонимом Ламии или демона женского пола. (w.w.w.). ..

Ликург

(Licurgus, Λυχου̃ργος).1) Царь эдонов во Фракии, препятствовавший поклонению Дионису и за это подвергшийся безумию, а затем и смерти.2) Знаменитый законодатель Спарты, живший около 825 г. До Р.Х.3) Афинский оратор, современник Демосфена.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Лилибеум

(Lilybaeum). Западный мыс Сицилии. Карфагеняне основали здесь в 397 г. До Р.Х. Главную свою крепость в Сицилии, взятую римлянами.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Лилия

В мифологии Л. Обладает общей для цветов амбивалентной семантикой. Л. (прежде всего белая Л.) ассоциируется с чистотой, невинностью. В христианстве она является атрибутом некоторых святых, а также связывается с невинностью девы Марии в иконографии благовещения, вытесняя с эпохи Возрождения более ранний атрибут архангела Гавриила - масличную ветвь. Согласно народным поверьям, сломавший Л. Лишает невинности девушку. Семитские народы объясняют происхождение Л. Из слез Евы, изгнанной из рая. С друго..

Лимес

(Лима) — богиня, олицетворявшая голод и голодную смерть, дочь Эриды — богини раздора. В римской мифологии — Фамес. Культа Лимес не существовало.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Дополнительный поиск Лилит Лилит

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лилит" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лилит, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 5 символа