Мардук

138

[аккад., возможно, от шумер. Амар-Уту(к), «телёнок Уту»;иногда имя этимологизируется как Мар-Дуку, «сын Дуку»], центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона. Первые письменные сведения об этом божестве восходят примерно к середине 3-го тыс. До н. Э., как бог-покровитель Вавилона упоминается уже во время III династии Ура (22 в. До н. Э.). Центральным божеством становится с возвышением Вавилонии во время I Вавилонской династии (19- 16 вв. До н. Э.), в связи с чем приобретает черты и эпитеты других божеств, в основном шумерских. Уже в прологе кодекса Хаммурапи М., первородному сыну Эйя (шумер. Энки), Ану (Ан) и Энлиль передают господство («энлильство») над людьми и возвышают над всеми игигами (небесными богами).

Видимо, в это же время М. Идентифицируется с шумерским Асаллухи. Среди многочисленных заимствованных эпитетов и качеств М. Преобладают связанные с Энки и Асаллухи. Подчёркиваются мудрость М., искусство врачевания, заклинательные силы. М. Получает также функции водного божества и божества растительности. От бога Шамаша (Уту), чьим братом он иногда называется, к М. Переходит титул «судья богов». Основные эпитеты М. - «владыка богов», «отец богов». Супруга М. - Царпаниту, сын - Набу. Главный храм - Эсагила.Наиболее последовательно возвышение М. Проводится в аккадской космогонической поэме «Энума элиш», конечная цель создания которой - обосновать и утвердить право М. На господство над всеми древними богами и над вселенной, для чего М.

Получает шумерскую генеалогию и становится героем - победителем древних космических сил. Согласно поэме, М. Был зачат Эйя в «жилище Апсу», возведённом Эйя над убитым им Апсу (шумер. Абзу, воплощение первозданной водной стихии). Мать М. - богиня Дамкина (шумер. Дамгальнуна). М. Описывается как «ребёнок-солнце», божественное дитя, во всём превосходящее предшествующиепоколения богов. Когда Тиамат, супруга Апсу, намеревается отомстить богам за убийство мужа, всех богов охватывает страх. Один М. Согласен сразиться с войском Тиамат, но требует, чтобы его ввели в совет богов и сделали верховным божеством. Устраивается пиршество, на котором М. Демонстрирует могущество своего «слова». По его приказанию исчезает и вновь появляется звезда (в прежних толкованиях - одеяние).

Боги, потрясённые могуществом М., избирают его своим главой и благословляют на битву. М. Вооружается луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырёх небесных ветров и семи бурь, созданных им против одиннадцати чудовищ войска Тиамат, вступает в сражение. Он вгоняет в разинутую пасть Тиамат «злой ветер», так что та не может закрыть рот, поражает её стрелой, расправляется с её свитой, отнимает у убитого им Кингу таблицы судеб (определявшие движение мира и мировых событий и обеспечивавшие их обладателю мировое господство). Далее М. Творит мир. Он рассекает тело Тиамат на две части, из нижней делает землю, из верхней небо (запирая его на засов и приставляя стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю).

Богам Ану, Энлилю и Эйя М. Определяет их владения, а небесным светилам - их пути, разделяет 600 богов на 300 верхних, небесных и 300 нижних, подземных. По плану М. Боги создают человека. Благодарные боги строят М. «небесный Вавилон» с храмом Эсагила, провозглашают пятьдесят имён М. (в числе которых - «господин стран», титул Энлиля), передающих ему власть практически всех главных богов аккадского пантеона. Так М. Получает власть не только на основании законной преемственности, но и по праву сильнейшего. Кроме «Энума элиш» М. Является активным участником мифа об Эрре, который обманным путём отбирает (на время) власть у «отца богов» и чинит страшные разрушения и убийства (изложение мифа см. В ст. Эрра).С 14 в. До н. Э. Культ М.

Распространяется в Ассирии, но там ему противостоит местное божество Ашшур, нередко с М. Идентифицирующийся и заменяющий его. Известны гимны и молитвы к М., а также стихотворное произведение времени царя Синах-хериба (705-680 до н. Э.).Символы М. - секировидный топор, зверь - дракон Мушхуш. В тексте новоассирийского времени с частями тела М. Сравниваются разные звери, растения и металлы, возможно, они играли определённую роль в его культе. «его главные внутренности - львы, его малые внутренности - собаки, его спинной хребет - кедр, его пальцы - тростник, его череп - серебро, излияние его семени -ЗОЛОТО».В. К. Афанасьева.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Мардук

бог-покровитель города Вавилона, после 18 века до н. Э. Верховное божество вавилонского пантеона. По вавилонскому мифу, М. — сын бога Эа, избранный царём в совете богов. Возглавил их войну с войском первобытных чудовищ и убил предводительницу последних Тиамат, после чего создал землю и людей для обслуживания богов. Отождествлялся с Энлилем (См. Энлиль). Вавилонскими жрецами середины 1-го тысячелетия до н. Э. Все божества объявлялись воплощениями М. «Мардук». Чёрный известняк. 12 в. До н. Э. Бр..

Мардук

МАРДУК - бог-покровитель г. Вавилон, верховное божество вавилонского пантеона. Отождествлялся с шумерским Энлилем.. ..

Мардук

МАРДУК, бог-покровитель города Вавилон>, верховное божество вавилонского пантеона.. ..

Мардук

Энлиль. ..

Мардук

Бог-покровитель г. Вавилон, верховное божество вавилонского пантеона. Отождествлялся с шумерским Энлилем.. ..

Мардук

— бог-покровитель города Вавилон, верховное божество вавилонского пантеона. Отождествлялся с шумерским Энлилем. Олицетворение сил мирового порядка.. ..

Мардук

(аккадское. Амар-уту (к) - шумерское) - бог-покровитель г. Вавилона, после 18 в. До н.э. - верховное божество вавилонского пантеона. По вавилонскому мифу (космогонич. Эпос "Когда вверху" и др.), М. - сын Эа, бога мировых пресных вод и мудрости. Избранный царем в совете богов, М. Возглавил их войну с войском первобытных чудовищ и убил предводительницу последних Тиамат ("Море"), после чего создал землю и людей для обслуживания богов. Отождествлялся с Энлилем (Белом). В богословских спекуляциях вав..

Мардагайл

(«человек-волк»), в армянской мифологии человек-оборотень (обычно женщина-оборотень), обладающий способностью превращаться в волка. Считалось, что бог, желая наказать какую-нибудь женщину, заставляет её отведать предназначенную М. Пищу (которая сыплется с неба, подобно граду). После этого с неба на неё падает волчья шкура и женщина становится М., бродит ночью вместе с волками, пожирает трупы, похищает детей и раздирает их. Днём М. Снимает с себя шкуру, прячет её подальше и принимает женский обли..

Мардоний

(Mardonius, Μαρδόνιος). Зять Дария Гистаспа, персидский полководец. Спартанский царь Павзаний нанес ему поражение при Платеях в 479 г. Мардоний пал в этой битве.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Марена

Марана, Морёна, Маржана, Маржена а, в славянской мифологии богиня, связанная (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с воплощениями смерти (см. Моро), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В весенних обрядах западных славян М. Называлось соломенное чучело - воплощение смерти (мора) и зимы, которое топили (разрывали, сжигали - ср. Купала, Кострома и т. П.), что призвано было обеспечить урожай. В за..

Мареотис

Местность и озеро близ Александрии с гаванью для внутреннего плавания, соединялись судоходными каналами с рекой Нил и морем. На густонаселенном побережье находился город Марея. Из сельскохозяйственных культур следует упомянуть папирус, египетские бобы и виноград.В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 1(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Дополнительный поиск Мардук Мардук

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мардук" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мардук, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа