Мардук
[аккад., возможно, от шумер. Амар-Уту(к), «телёнок Уту»;иногда имя этимологизируется как Мар-Дуку, «сын Дуку»], центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона. Первые письменные сведения об этом божестве восходят примерно к середине 3-го тыс. До н. Э., как бог-покровитель Вавилона упоминается уже во время III династии Ура (22 в. До н. Э.). Центральным божеством становится с возвышением Вавилонии во время I Вавилонской династии (19- 16 вв. До н. Э.), в связи с чем приобретает черты и эпитеты других божеств, в основном шумерских. Уже в прологе кодекса Хаммурапи М., первородному сыну Эйя (шумер. Энки), Ану (Ан) и Энлиль передают господство («энлильство») над людьми и возвышают над всеми игигами (небесными богами).
Видимо, в это же время М. Идентифицируется с шумерским Асаллухи. Среди многочисленных заимствованных эпитетов и качеств М. Преобладают связанные с Энки и Асаллухи. Подчёркиваются мудрость М., искусство врачевания, заклинательные силы. М. Получает также функции водного божества и божества растительности. От бога Шамаша (Уту), чьим братом он иногда называется, к М. Переходит титул «судья богов». Основные эпитеты М. - «владыка богов», «отец богов». Супруга М. - Царпаниту, сын - Набу. Главный храм - Эсагила.Наиболее последовательно возвышение М. Проводится в аккадской космогонической поэме «Энума элиш», конечная цель создания которой - обосновать и утвердить право М. На господство над всеми древними богами и над вселенной, для чего М.
Получает шумерскую генеалогию и становится героем - победителем древних космических сил. Согласно поэме, М. Был зачат Эйя в «жилище Апсу», возведённом Эйя над убитым им Апсу (шумер. Абзу, воплощение первозданной водной стихии). Мать М. - богиня Дамкина (шумер. Дамгальнуна). М. Описывается как «ребёнок-солнце», божественное дитя, во всём превосходящее предшествующиепоколения богов. Когда Тиамат, супруга Апсу, намеревается отомстить богам за убийство мужа, всех богов охватывает страх. Один М. Согласен сразиться с войском Тиамат, но требует, чтобы его ввели в совет богов и сделали верховным божеством. Устраивается пиршество, на котором М. Демонстрирует могущество своего «слова». По его приказанию исчезает и вновь появляется звезда (в прежних толкованиях - одеяние).
Боги, потрясённые могуществом М., избирают его своим главой и благословляют на битву. М. Вооружается луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырёх небесных ветров и семи бурь, созданных им против одиннадцати чудовищ войска Тиамат, вступает в сражение. Он вгоняет в разинутую пасть Тиамат «злой ветер», так что та не может закрыть рот, поражает её стрелой, расправляется с её свитой, отнимает у убитого им Кингу таблицы судеб (определявшие движение мира и мировых событий и обеспечивавшие их обладателю мировое господство). Далее М. Творит мир. Он рассекает тело Тиамат на две части, из нижней делает землю, из верхней небо (запирая его на засов и приставляя стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю).
Богам Ану, Энлилю и Эйя М. Определяет их владения, а небесным светилам - их пути, разделяет 600 богов на 300 верхних, небесных и 300 нижних, подземных. По плану М. Боги создают человека. Благодарные боги строят М. «небесный Вавилон» с храмом Эсагила, провозглашают пятьдесят имён М. (в числе которых - «господин стран», титул Энлиля), передающих ему власть практически всех главных богов аккадского пантеона. Так М. Получает власть не только на основании законной преемственности, но и по праву сильнейшего. Кроме «Энума элиш» М. Является активным участником мифа об Эрре, который обманным путём отбирает (на время) власть у «отца богов» и чинит страшные разрушения и убийства (изложение мифа см. В ст. Эрра).С 14 в. До н. Э. Культ М.
Распространяется в Ассирии, но там ему противостоит местное божество Ашшур, нередко с М. Идентифицирующийся и заменяющий его. Известны гимны и молитвы к М., а также стихотворное произведение времени царя Синах-хериба (705-680 до н. Э.).Символы М. - секировидный топор, зверь - дракон Мушхуш. В тексте новоассирийского времени с частями тела М. Сравниваются разные звери, растения и металлы, возможно, они играли определённую роль в его культе. «его главные внутренности - львы, его малые внутренности - собаки, его спинной хребет - кедр, его пальцы - тростник, его череп - серебро, излияние его семени -ЗОЛОТО».В. К. Афанасьева.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Мардук
На нашем сайте Вы найдете значение "Мардук" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мардук, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 6 символа