Михаил

122

(евр. Mikâ'çl, греч. Μιχαήλ). В иудаистической, христианской, а также мусульманской (см. Микал) мифологиях великий ангел, архангел. Народная этимология даёт осмысление имени М. Как «кто, как бог?». Имя это засвидетельствовано у семитских народов в древности. В Ветхом завете М. Выступает как «князь» еврейского народа («князь великий, стоящий за сынов народа». Дан. 12, 1), защищающий народ от соперничающего «князя» (т. Е. Ангела) «царства Персидского» (10, 13 и 21), и как «архистратиг», предводитель небесного воинства в окончательной эсхатологической битве против сил зла (12, 1). В последней функции он выступает и в Апокалипсисе (12, 7), где сражается с драконом (дьяволом, сатаной), что можно рассматривать как вариант древнего змееборческого мифа (см.

Змей). В апокрифической эсхатологической литературе он изображается борющимся с ангелом зла Самаэлем (в более поздней традиции - с сатаной). Вражда между ними началась с того момента, когда Самаэль, низвергнутый с небес, ухватился за крылья М., чтобы увлечь его в преисподнюю, однако М. Был спасён богом. Агадическая традиция приписывает М. Роль защитника. Он спасает Авраама (а также трёх отроков) из огненной печи, выводит Лота из обречённого Содома, спасает от смерти Исаака, поставив на его место барашка, является предводителем израильтян в пустыне во время их исхода из Египта и др. Помимо миссии воинственного заступничества М. Выступает в роли ангела милосердия и просителя людей перед богом. Он является также «ангелом предстояния», стоящим вместе с Гавриилом перед троном божьим (кн.

Еноха 9, 1. 40, 2. 90, 22. Таргум Иов 25, 2). Здесь, как и в функции предводителя и заступника, образ М. Сливается с Метатроном, а в функции вестника (он сообщает Аврааму о пленении Лота, о рождении Исаака и др.) - с Гавриилом. Как предстоящий перед троном он является одновременно ангелом-писцом, заносящим имена праведников в книгу, а также ангелом - хранителем таинственных письмен, и среди них - магических слов, которыми были сотворены небеса и земля (ср. Кн. Еноха 60, 12). Отсюда его функция учителя. М. Посвятил в чудеса мироздания Адама и Сифа («Апокалипсис Моисея» 3, 13), научил Адама земледелию, а Авраама богопознанию, он же был учителем Моисея, которому на горе Синай передал скрижали Закона. Здесь проясняется функция М.

Как посредника между богом и людьми. М. Выступает также в роли психопомпа - проводника душ, которые он сопровождает к воротам небесного Иерусалима, помогая им их открыть, или же стоит со своей ратью у этих ворот, разрешая вход праведникам (эфиопский «Апокалипсис Варуха» 9, 5). М. Было поручено взять душу Авраама («Завет Авраама» 19), он же «говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле» (Иуд. 9 и др.). В христианской традиции он несёт в облаках тело усопшей богоматери. В православной традиции М. Играет гармонирующую с исконной ролью учителя роль культурного героя, обучающего людей скотоводству, хлебопашеству и ремёслам (ср. Иконографию святых Флора и Лавра с конями, уздечки которых держит архангел М., клейма на иконах «Собора архангела М.»).

Образ М. Широко представлен в искусстве, в частности в древнерусском (считался покровителем князей и ратной славы).Лит. Luken W., Michael, Gott., 1898.М. Б. Мейлах.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Михаил

МИХАИЛ (ум. 992) - митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 октября).. ..

Михаил

(евр. Михаэль, "Кто как Бог?"), архангел, упоминаемый и в Ветхом, и в Новом Завете. В Книге Даниила он упоминается несколько раз (10:13, 21. 12:1) как князь и заступник израильского народа. В Новом Завете (Откр 12:7) Михаил - один из участников битвы против врагов церкви.. ..

Михаил

Михаил Шухеринский. Жарг. Мол. Шутл. Певец Михаил Шафутинский. Я — молодой, 1998, № 8.. ..

Михаил

Равный Богу. Михайла. Михайло. Михайлушка, Миха, Миша, Мишака, Мишаня, Мишара, Мишата, Мишука, Мишуля, Мишуня, Мишура, Мишута, Мишутка, Михаля, Миханя, Михася, Миня, Миняша, Минюша, Мика, Михай, Мотя, Мишук, Майк, Мишель, Михалыч. ..

Михаил

Михаил - митрополит Киевский. Упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. По словам надписи на его раке пришел в Киев из Цареграда. Крестил сыновей великого князя Владимира и киевлян. Умер в 998 г. Древнейшие летописи наши или вовсе не упоминают о митрополите при святом Владимире, или называют первым митрополитом Леона. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна..

Михаил

Авт. Канонов XVI в., инок Владимиро-Рождеств. Монаст.{Венгеров} Михаилсвящ. В Валдае (?), автор виршей в честь Петра 1718 г.{Венгеров} Михаилиеромон., казанский миссионер 1870 гг. {Венгеров} Михаилархимандр., миссионер, сотр. "Иркутск. Епарх. Вед.", † 1884. {Венгеров} Михаилиеромон., сотр. "Руков. Для сел. Пастырей". (Киев, 1901). {Венгеров} Михаилафонский инок, сотр. "Прав. Собеседн.". И "Истины". 1875. {Венгеров} Михаилиеромонах, авт. Слов о бороде и ..

Михаил

Михаил - митрополит Киевский. Упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. По словам надписи на его раке пришел в Киев из Цареграда. Крестил сыновей великого князя Владимира и киевлян. Умер в 998 г. Древнейшие летописи наши или вовсе не упоминают о митрополите при святом Владимире, или называют первым митрополитом Леона. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна..

Михаил

Имя происходит от древнееврейского имени Микаэль, что означает "равный, подобный Богу". С мальчиком Михаилом у учителей и родителей проблем, как правило, не бывает. Он старается все делать хорошо и вовремя. Может участвовать в спортивных играх вместе со своими друзьями и петь в детском хоре. Михаилу свойственен логический склад ума. В незнакомой обстановке ориентируется быстро. Болезненно воспринимает критические замечания. Он может получить любую специальность. Учителя, юриста, токаря, водителя..

Михаил

Михаил (евр. Михаэль, "кто как Бог?" ). 1) архангел, споривший с дьяволом о теле Моисея (Иуд 9), князь ангелов (Дан 10:13,21. 12:1). В Откр 12:7-9 говорится о низвержении сатаны с неба М. И его ангелами. См. Ангел (IV). 2) отец Сефура, соглядатая из колена Асира (Чис 13:14). 3) имя двух мужей из колена Гадова, живших в Васане (1Пар 5:13,14). 4) левит, предок Асафа (1Пар 6:39,40). 5) сын Израхии, израильтянин из колена Иссахара (1Пар 7:3). 6) вениамитянин, сын Берии (1Пар 8:16). 7) манассиянин, п..

Михаил

Михаил( Андреевич Чуб), архиеп. (1912-85), рус. Правосл. Богослов. Род. В семье диакона в Царском Селе (под Петербургом). Высшее образование получил в Гидрометеорологич. Ин-те, ин-те иностр. Языков и в ЛДА, к-рую окончил в 1950. Рукоположен в том же году. Преподавал общую церк. Историю в ЛДС и ЛДА. В 1953 хиротонисан во еп. Лужского. С 1954 последовательно занимал кафедры Старорусскую, Смоленскую, Среднеевропейскую, Ижевскую, Тамбовскую, Ставропольскую, Воронежскую, Вологодскую, Тамбовскую (втор..

Михаил

А) (Чис.13:14 ) отец Сефура, одного из 12 соглядатаев земли Ханаанской. Б) (1Пар.5:13 ) один из кол. Гадова, живший в стране Васанской. В) (1Пар.7:3 ) сын Израхия, кол. Иссахарова. Г) (1Пар.12:20 ,21) из тысяченачальников Манассии, перешедших к Давиду в Сакелаге. Д) (1Пар.27:18 ) отец Омри, главный начальник колена Иссахарова. Е) (2Пар.21:2 ) один из 7-ми сыновей Иосафата, царя Израильского. Ж) (Езд.8:8 ) отец Завадии, упоминаемый в числе лиц, возвратившихся с Ездрою из Вавилона в царствование ц..

Мифы Индии

Откуда пошел, как был организован и защищен мирКому ведома тайнаВначале было яйцоВначале был ПурушаВначале был ПраджапатиВначале было солнцеРечьГде это было?День и ночьБегство и возвращение АгниБуян ХимаватыНаказание ДьяусаВосемь ВасуДеяния ИндрыНапиток боговПротивостояниеТрипураУкрепление землиБоги и асурыРождение БудхиВыпивший мореВеликое пополнениеВоплощения ВишнуГибель и воссоздание жизниЧьяванаИндра-изгнанник и ШачиЦарь Сомака и сын его ДжантуОчищение землиПритхуТыквенные детиНисхождение Га..

Мифы о Завоеваниях

В мифологии ирландских кельтов мифы о завоеваниях играют куда более важную роль, чем креационистские мифы. Они включены в Книгу Завоеваний (см. Либхар габхала эйреанн).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Михр

Мгер (от пехл. Mihr, Митра), в армянской мифологии бог небесного света и солнца, сын Арамазда.В древней Армении М. Были посвящены храм в Багааридже (на территории современной Турции), жертвенник Мхери дур («дверь Мхера», от пехл. Der-i Mihr) в горах близ города Ван, а также, по-видимому, и храм в Гарни (1 в. Н. Э.). Следы почитания М. Обнаруживаются. В древнеармянском календаре в названиях восьмого дня каждого месяца - михр, седьмого месяца (февраль) - мехекан. В армянской ономастике (включая то..

Миципса

(Micipsa). Сын и преемник Мисиниссы, союзник Рима. Умер в 118 г. До Р.Х., назначив своим преемником своего племянника Югурту.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Михаил Михаил

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Михаил" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Михаил, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа