Осина
Семантика мифопоэтического образа О. Мотивируется двумя особенностями этого дерева - дрожанием листьев даже при тихой погоде (научное название О.- Populus tremula, т. Е. «тополь трясущийся». Ср. Франц. Tremble и др.) и красноватым оттенком древесины. У славян, балтов, германцев, кельтов, отчасти у народов Поволжья, Сибири, Алтая, североамериканских индейцев и даже у народов Северной Африки О.- отрицательно отмеченное, проклятое дерево. Иногда её проклятость связывается с тем, что, в отличие от всех растений и зверей, которые выполнили данную им богом работу вскоре после сотворения мира, О. Ничего не сделала. Наиболее популярны мотивировки проклятости 0, связанные с историей Христа (хотя в Новом завете О. Не упоминается).
О.- единственное из деревьев, не признавшее Иисуса во время его бегства в Египет. Во время крестного пути Иисуса О. Не склонилась перед ним и не дрожала от жалости и сострадания (близкая версия. Все деревья, кроме О., опустили листья). Прутья, которыми бичевали Христа, и крест, на котором его распяли, были осиновыми. На О. Удавился Иуда. У литовцев и латышей существовал запрет прятаться во время грозы под О., потому что Перкунас, гром, молния поражают именно О., в которой скрывается от преследований громовержца чёрт. В ряде традиций красноватая древесина О. Трактуется как кровь чёрта, пролитая богом. Относительно устойчива связь О. С чёртом (в частности, он заставляет её трястись. В латышском мифологическом фольклоре дрожание листьев О.
Вызывает Вея мате, разгуливающая под её корнями), со злыми духами, персонажами, в свою очередь связанными с нижним миром (в латышских поверьях листья О. Трясёт Маря), а также с колдунами, ведьмами и пр. В русских сказках (Афанасьев №№ 350, 352, 366, 577 и др.) и ритуальной практике известен мотив осинового кола, забиваемого в спину или сердце мертвеца (особенно нечистого и грешного). Нередко О. Именуется деревом повешенных. Связь О. С нечистой силой, хтоническими персонажами (прежде всего женскими) отчасти объясняет происхождение названий некоторых рек, озёр, болот и пр. В Центральной, Северной и Восточной Европе, образованных по «осиновому» принципу. Древние индоевропейцы считали отмеченными воинские доспехи и оружие, сделанные из О.
(ср. Др.-греч. Название щита 'ασπίς, и древнеиндийское название копья sphya-, непосредственно образованные от названия О.). Из О. Изготовлялись различные ритуальные предметы, посуда (следы такой отмеченности сохраняются в вырожденных вариантах - «щепенная» посуда из О.).Лит. Funk and Wagnalle standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 83. Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, [pt I], N. Y., 1962, p. 141- 142. Friedrlch P., Proto-Indo-European trees, Chl.-L., 1970, p. 49-53. Smits P., Latvleðu tautas ticçjuml. Sçj. 1, Rîga, 1940.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Осина
На нашем сайте Вы найдете значение "Осина" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Осина, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 5 символа