Пари

102

Пери, пэр и, в иранской мифологии один из духов. Термин «П.», возможно, восходит к реконструируемому индоевропейскому *пер, «производить на свет, рожать», или *пеле, «наполнять». В «Авесте» П.-паирика - злокозненные существа женского пола. Тиштрйа сражается с паирика небес, «захватывает паирика, которые падают, словно выстреленные звёзды, между небом и землёй» («Яшт» VIII 8). Митра после захода солнца «сокрушает паирика» («Яшт» Х 26). В «Бундахишне» (5, 25) «воровка» Мушпар П. (авест. Муш паирика, «мышь-П.», «Ясна» XVI 8) в образе летучей мыши пожелала затмить свет солнца и луны, но была одолена солнцем, присоединившим её к своему сиянию. Известны запретительные формулы против паирика, приближающихся к огню, воде, скоту и растениям («Видевдат» II 9).

Выделяются паирика - персонификации отрицательных явлений, например засухи и неурожая, паирика-крыса - демон чувственности. Существовал миф о паирика, жившей в лесу в образе собаки. Когда герой разрубает её, появляются две собаки и т. Д. Другие паирика имели человеческий образ и своей красотой обманывали или обольщали людей и героев. Вместе с тем образ П. Имел положительную нагрузку, ср. Зороастрийское жреческое имя Парик. В средневековой персидско-таджикской поэзии изобилуют положительные значения слова «П.». П. Бывает невидимкой, а когда появляется - «очень красива и мила», очаровывает (в этом качестве образ П. Вошёл в европейскую литературу), иногда творит добро, но способна и лишить сознания, разума. Колдуны (парибанд, париафсой) призывают на помощь П.

Или изгоняют их.Образ П. Сохранился в мифологиях таджиков, в т. Ч. Памирских, афганцев, персов, белуджей и др., проник к дардоязычным и тюркоязычным народам. П. У таджиков выступают в антропоморфном и зооморфном обликах. Доброжелательные П. Являются в виде красивых птиц, бобра или неядовитой, белой и жёлтой, змеи, а злые - в облике ядовитых змей, лягушек, черепах, диких, в т. Ч. Хищных, зверей, в частности тигра. В антропоморфном облике доброжелательные П.- красивые девушки или молодые женщины в белой, синей или красной одежде, юноши или мужчины, причастные отправлению культа, злые П. Имеют отталкивающую наружность и грязную одежду. У П. Есть свой «шах», старшие и т. Д. Они вступают в сексуальную связь с людьми, от таких браков рождаются необыкновенные люди.

П. Могут уносить с собой людей и летать с ними по воздуху. Мужчины - избранники П., становятся шаманами, а сами П. Выступают как шаманские духи-помощники. П. В таджикском фольклоре нередко связаны с горными козлами (козами) и деревьями (ср. Распространённую на Ближнем и Среднем Востоке с глубочайшей древности мифологему дерево - фея - горный козёл). В одном из селений Бартанга (Памир) жители считали себя потомками охотника Байга и П., разводившей горных коз. Когда Байг, за которым следовал его односельчанин с собакой, возвращался к П. Из селения, П. И её родственницы доили коз. Испуганные козы разбежались, молоко пролилось, а разгневанная П. Покинула мужа. В Гильгите П. Считаются воплощениями божества Маркум - владелицы горных козлов (иногда и баранов), помогающей при родах, хранящей мать и дитя.

К архаическому слою представлений о П. Относятся также подчёркивающие их ночной характер, утрату ими активности при свете дня, связь П. С водой - источником плодородия (таджикские, па-мирские, персидские верования) и с цветами (они падают изо рта П., когда она смеётся, памирские верования).Лит. Бертельс А. Е., Пери, в сб. Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье, М., 1979. Литвинский Б. А., Семантика древних верований и обрядов памирцев (1), в сб. Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье, М., 1980;Муродов О., Духи пари и обряд «париталбон» (приглашение пари) у таджиков средней части долины Зеравшана, «Известия Академии наук Таджикской ССР, Отделение общественных наук», 1974, № 4 (78).

Сухарева О. А., Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков, в сб. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии, М., 1976. Christensen A., Essai eur la demonologie iranienne, Kbh., 1941;Jettmar K., Die Religionen des Hindukusch, В., 1975. Masse Н., Croyances et coutumes persanes Suives de contes en chansons populaires, v. 1-2, P., 1938.В. А. Литвинский. В мифологиях тюркоязычных народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа и Поволжья один из духов. Чаще всего представлялись в человеческом образе (как мужчин, так и женщин), но считалось, что они могут также принимать вид голубя, других животных, пламени и т. П. В ряде мифов П., выступая в человеческом облике, имеют и некоторые зооморфные черты (напр., представляются девушками с птичьими ногами).

Образ П. Восходит к древним пластам иранской мифологии, упоминается уже в тюркских литературных памятниках 11 в. («Кудатку-билиг»). В большинстве мифов П. Благосклонны к людям, в человеческом облике вступают в любовную связь с ними, похищают молодых женщин и девушек. Некоторые П. Считались жёнами героя Кёр-оглы (Ага-Юнус в туркменских и таджикских вариантах эпоса, Юнис-пари, Мискал-пари и Гюльнар-пари - в узбекских вариантах). По представлениям турок, П. Рассказывают людям, с которыми состоят в любовной связи, о судьбе пропавшего человека, животного, вещи и т. П. Западносибирских татар - помогают по дому. Иногда, однако, они представляются и как враждебная сила-(напр., духи джин-пери в мифологиях киргизов, казахов, татар Поволжья, тобольских татар и отчасти узбеков).

В мифологиях большинства народов Средней Азии П.- также главные духи - помощники шаманов, составляющие их «войско» [Абдуррахман-ав-пари (начальник «войска»), Джунус (Юнус)-пари, Юлдуз-пари, Кундуз-пари, Мискал-пари. Рахман-пари, Мулла-пари и др.]. Туркменско-узбекское название шамана «порхай» и таджикско-уйгурское «парихон» означают «отчитывающий П.». У уйгуров шаманский сеанс называется «пари уйнатмак», букв. «заставить П. Играть». Шаманский дар у узбеков и таджиков нередко объяснялся сексуальной связью человека с П. С утверждением ислама П.- духи - помощники шаманов стали делиться на мусульман и «неверных» (кафир), среди последних (или наряду с ними) иногда выделялись индуисты и иудаисты.В некоторых мифах П.

Имеют связь с водной стихией, существует даже их особая разновидность - водяные П. (в мифологии узбеков - су пари, азербайджанцев - су пяриси, туркмен - сув-периси и т. Д.), имеющие характер «хозяек воды». В Поволжье П. Обычно сближаются с дэвами и объединяются с ними в единый образ (духи дию лэрие), иногда выступают и как самостоятельные персонажи (ср. Башкирских духов - хозяев ветров пярей).Лит. Сухарева О. А., Ислам в Узбекистане, Таш., I960, с. 40-43, 49-50. Eё жe. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков, в сб. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии, М., 197S, с. 45-55;Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма, М., 1969, с. 28-29, 44-61. Гордлевский В. А., Из османской демонологии, Избр.

Соч., т. 3. М., 1962, с. 316-17. Руденко С. И., Башкиры. Историко-этнографические очерки, М., 1955, с. 319.В. Н. Басилов. В мифологии лакцев, аварцев, лезгин, цахуров П. - духи, покровительствующие избранному ими человеку. Выступают в облике красивых женщин. Согласно широко распространённым в прошлом поверьям, П. Влюбляются в человека, вступают с ним в интимные отношения. Мужчина, не принявший любви П., наказывается болезнью. Своего избранника П. Награждают способностью изгонять злых духов, предугадывать судьбу, излечивать болезни. В лакской мифологии П.- избранница нартов Бархху и Арин, живёт на вершине снежной горы во дворце из хрусталя. В лиро-эпической любовной песне аварцев и лакцев герой полюбил Парил Мисиду («золотая дочь П.»), обитающую в хрустальном дворце' румского царя.х.

Х.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Пари

(договор)договор, по которому каждая из сторон, его заключающих, обязывается уплатить в пользу другой определенную сумму денег, передать вещь или совершить известное действие, если окажется правильным утверждение другой стороны относительно наступления или не наступления определенного, но неизвестного пока сторонам события. Будучи двусторонним при заключении, договор обращается в односторонний при исполнении. До наступления события неизвестно, кто из договаривающихся окажется кредитором по догов..

Пари

Держать пари. Книжн. Спорить, биться об заклад. ФСРЯ, 311. БТС, 252. ШЗФ 2001, 66. БМС 1998, 432.. ..

Пари

(фр. - pari, от лат. Par, paris - одинаковый, равный). Заклад, спорь двух сторон, причем платит тот, кто окажется не правь.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)Равное количество благородного металла в двух различных монетах.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)взаимное обязательство двух или более лиц уплатить известную сумму (или вещь, или совершить что-либо) в пользу той из спорящих ст..

Пари

Ср. Един. Или мн. Несклон. Заклад, спор о закладе. Держать пари, держать заклад, биться о заклад, побиться о чем. Говор. Что ставишь, что держишь. Отв. Бьюсь о ста рублях, держу, ставлю рубль, идет о рубле, рублем прост буду.. ..

Пари

Ср. Нескл.1) Соглашение между спорящими лицами о выполнении какого-л. Обязательства проигравшим спор.2) Спор, предусматривающий такое соглашение.. ..

Пари

ПАРИ́ неизм. Ср. [франц. Pari] Заключённое между спорящими условие, по которому один из спорящих обязан выполнить что-л. В случае проигрыша. Выиграть п. Проиграть п. Заключить п. Держать п. Спор на п.. ..

Пари

Нескя., ср. Заключённое между двумя спорящими условие, по к-рому проигравший должен выполнить какое-н. Обязательство. Заключить п. Выиграть, проиграть п. Держать п. На п. (заключая пари).. ..

Пари

Нескл., ср. (фр. Pari). Заключенное между двумя спорящими лицами условие о каком-н. Обязательстве, падающем на того из них, кто окажется неправым. Держать пари (заключать такое условие, биться об заклад). Итти на пари (соглашаться на такое условие). Сделать что-н. На пари (в силу такого условия). Пари держу, что. (ручаюсь, совершенно уверен, что. Разг.). Зрители. Предлагали между тем пари, бились об заклад в том, чья собака скорее загрызет прикованного медведя. Григорович. И хоть пари держать, с..

Пари

Это слово заимствовано в XIX в. Из французского языка, где pari образовано от глагола parier – "спорить", восходящего к латинской основе par – "соперник, противник".. ..

Пари

Заимств. В XIX в. Из франц. Яз., где pari — производное от parier (<. Лат. Par «соперник, противник»).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Пари

Пари́ (Гоголь). Из франц. Раri от раriеr "биться об заклад" (Гамильшег, ЕW 671).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Пари

Группа была образована в 1985 г. В составе. Сергей Левитин (гитара), Леонид Сигалов (саксофон, вокал), Алексей Молодцов (бас), Александр Сорокин (клавиши), Сергей Майстренко (барабаны), Павел Лихачев (вокал, перкашн). Для своего времени "Пари" исполняла очень модную и красивую музыку в стиле "новой волны". Авторство музыки принадлежало в основном С. Левитину (он же делал аранжировки для А. Алешина и В. Преснякова-младшего) и Л. Сигалову. Тексты писали Молодцов и Левитин. Группа записала студийны..

Пари

- основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими лицами (как физическими, так и юридическими) соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства,, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет (ФЗ "О налоге на игорный бизнес" от 31 июля 1998 г.). По законодательству РФ П. Рассматриваются не как разновидность азартных игр, а как самостоятельное, хотя и юридически сходное с ними отношение.. ..

Парджанья

(др.-инд. Parjánya, собств. «дождевая туча»), в древнеиндийской мифологии бог грозовой тучи и дождя. В «Ригведе» ему посвящено 3 гимна, а имя его упоминается около 30 раз. П. Слабо персонифицирован, в ряде случаев не отличим от тучи (ср. РВ I 164, 51), в чём следует видеть глубокий архаизм. П. Появляется в сопровождении грома и молнии (V 83 и др.), он гремит и ревёт, как бык, изливает потоки дождя (его называют богом дождя и богом погоды), орошает оба мира, он связан с водой, источниками, его ко..

Паренди

(авест., «полнота», «изобилие»), в иранской мифологии повелительница женщин, дарительница изобилия, хранительница кладов и спрятанных сокровищ. По изложению «Ясны Семи глав» (38,2), П.- одна из девяти жён Ахурамазды. Развёрнутых мифологических циклов о П. Не сохранилось. Эпитеты П. - «быстрая», «стремительная» и «владеющая быстрой колесницей». На своей колеснице П. Сопровождает более значительных богов. Митру («Яшт» Х 66) и Тиштрйу (VIII 38), в составе их свиты. П. Благословила Виштаспу после то..

Пари-конджу

(«брошенная принцесса»), Пари-сеги, Мальми, в корейской шаманской мифологии родоначальница и покровительница шаманок. Миф о ней воспроизводится во время обряда чиногви, совершаемого на 49-й день после смерти человека для проводов души покойного в рай. Согласно варианту мифа, единственному наследнику государя предсказатели предрекли, что если он женится в плохой год, у него родятся семь дочерей, а в хороший - семь сыновей. Не поверив, он женился в неудачный год в 7-й день 7-й луны. И у него родил..

Париакака

В мифологии индейцев яуйо (Перу) бог-громовник, победитель чудовищ, даритель плодородия. Вместе со своими братьями (или сыновьями) он рождается из яиц. П. Сражается с врагом племени яуйо, божеством юнка - Уальяльо Каруинчо и изгоняет его. П. И его братья (сыновья) изгоняют и самих юнка, заливая дождём их деревни. В мифе об орошении земель одного из селений животные по приказанию П. Строят канал. Сестра П. Чаупиньямка - богиня плодородия. Оба они почитались в виде снежных вершин.ю. Б.(Источник. «..

Дополнительный поиск Пари Пари

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пари" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пари, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 4 символа