Пергрубрюс
(Pergrubrius, Pergubrius, Pargrubrius, в поздних источниках - Grubrius), в прусской мифологии бог весны и растительности. Согласно «Судавской книжечке» (1563), от П. Зависит рост листьев и травы, в «Хронике» Бреткунаса (16 в.) добавлено, что П. - бог земных растений, у Я. Малецкого и Я. Ласицкого П. - бог весны. Входит в тетраду божеств, наделённых природно-хозяйственными функциями, наряду с Аушаутсом, Пильвитсом и Пушкайтсом, которому противопоставляется как божество поля божеству леса (см. В ст. Балтийская мифология). В списке Бреткунаса следует за верховным богом Окопирмсом, что связано, по-видимому, с тем, что П. Был посвящён первый календарный праздник (пергрубии?), открывающий весну, когда на поле вывозят плуг и возглашают имена богов, в первую очередь П., великого, могучего бога, прогоняющего зиму, дающего траву и листву.
Его просят послать хороший урожай, заглушить сорняки. Празднество сопровождалось обильными возлияниями пивом, гимнами и жертвоприношениями телёнка, овцы, барана или петуха. Ср. Весенние аграрные праздники типа дня святого Георгия - Юрия, Ярилы и т. П. Возможно, что существовал и осенний праздник в честь П. Характерно, что М. Преториус относит П. К «рабочим богам». Однако он приводит и другую точку зрения о том, что название П. Относится к празднику чествования земли и её воплощения - Жеминеле. Учитывая этимологию имени П. (ср. Литов. Grùblas, grùbus, grùblus и т. П. В связи с идеей неровности, шероховатости, грубоватости), можно думать, что первоначально имя П. Было эпитетом весеннего божества типа славянского Ярилы, которому присущи те же черты.Лит.
Топоров В. Н., Заметки по балтийской мифологии, в кн. Балто-славянский сборник, М., 1972.В. В. Иванов, В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Пергрубрюс
На нашем сайте Вы найдете значение "Пергрубрюс" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пергрубрюс, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 10 символа