Персеи
(Περσεύς), в греческой мифологии предок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Золотым дождём Зевс проник в медный терем, где была заперта Даная её отцом Акрисием, знавшим о своей смерти от руки внука. Даная с П. Были в ящике брошены в море разгневанным царём, но выловлены рыбаком Дккгцсол» у острова Сериф. П. Был воспитан в доме Диктиса, а затем отправлен царём острова Полидектом, влюбившимся в Данаю, на розыски горгоны Медузы. П. Помогли Афина и Гермес. По совету богов П. Достиг сначала пределов крайнего запада, где обитали граи, имевшие на трёх сестёр один зуб и один глаз. Овладев и зубом, и глазом, он вернул их граям в обмен на указание пути к нимфам, обладавшим крылатыми сандалиями, шапкой-невидимкой и заплечной сумкой.
П. Получил от нимф эти дары и вооружился острым кривым ножом, подарком Гермеса. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, П. Отрубил голову смертной Медузе, одной из трёх сестёр-горгон, глядясь в блестящий щит, протянутый Афиной, чтобы не встретиться взглядом с глазами Медузы, превращавшими всё живое в камень. От других горгон П. Скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав голову Медузы в заплечную сумку. В Эфиопии П. Спас Андромеду, царскую дочь, отданную на съедение морскому чудовищу, и взял Андромеду в жёны, раскрыв заговор её родича, отвергнутого жениха, превращённого вместе со своими сообщниками в камень. Вернувшись на остров Сериф, П. Спас свою мать от притязаний Полидекта, превратив его и всех его приверженцев в каменные статуи и сделав Диктиса правителем острова.
П. С Андромедой явились в Аргос, откуда бежал Акрисий, спасаясь в Лариссе. Тут, участвуя в состязаниях, П. Нечаянно диском убил своего деда, после чего, не желая править в Аргосе, перебрался в Тиринф, оставив в обмен своему тиринфскому родичу наследие деда. Дары, с помощью которых П. Совершил свои подвиги, были возвращены Гермесу и нимфам. Голову Медузы водрузила на свою эгиду Афина (Apollod. II 4, 1-4).Мифы о П. Типичны для становления героической мифологии и утверждения власти олимпийцев на земле через своих потомков. Заметны черты сказочных сюжетов (освобождение царской дочери и награда), а также древних фетишистских мотивов (шапка-невидимка, крылатые сандалии и др.).Лиг. Woodward J. М., Perseus, Camb., 1937. Langlotz E., Perseus, Hdlb., 1951.А.
А. Тахо-Годи. ПЕРСЕФОНА (Περσεφόνη). Кора (Κόρα , «девушка», «дева»), в греческой мифологии богиня царства мёртвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил её (Неs. Theog. 912- 914). В гомеровском гимне «К Деметре» рассказывается о том, как П. Вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Из расселины земли появился Аид и умчал П. На золотой колеснице в царство мёртвых (Hymn. Hom. V 1-20, 414-433). Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести П. На свет. Аид отправил П. К матери, но дал вкусить ей насильно зёрнышко граната, чтобы П. Не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне её дочь треть года будет находиться среди мёртвых, а две трети с матерью, радость которой вернёт земле изобилие (360-413).
П. Мудро правит царством мёртвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить П. За это он был прикован к скале, а Гераклу П. Разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе П. Геракл оставил в живых пастуха коров Аида (Apollod. II 5, 12). П. Была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мёртвых. Ovid. Met. X 46- 57). По просьбе Афродиты П. Спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите. По решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мёртвых (Apollod. Ill 14, 4). П. Играет особую роль в орфическом культе Диониса-Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея (Hymn. Orph. XXXXVI. Nonn. Dion. V 562-570.
VI 155-165), впоследствии растерзанного титанами. П. Связана также с элевсинским культом Деметры. В П. Тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства. Она против собственной воли царствует в виде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц - возлюбленных Аида. Нимфу Кокитиду и нимфу Минту. Вместе с тем П. Помогает героям и не может забыть землю с её родителями. П. Как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был ещё «Подземным» царём царства мёртвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и П. Является желание Зевса, чтобы Аид похитил П. Вопреки воле самой П. И её матери.
В римской мифологии ей соответствует Прозерпина - дочь Цереры (греч. Деметра). Лит. Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957. Rose Н. J., The bride of Hades, «Classical Philology», 1925, p. 238-243. См. Также лит. При ст. ДеметраА. Ф. Лосев. На античных вазах, монетах, мозаиках, рельефах встречаются сюжеты «похищение П.», реже - «возвращение из подземного царства». В европейском искусстве к теме «похищение П.» обращались П. П. Рубенс, Рембрандт, скульпторы Л. Бернини и Ф. Жирардон и др. Тема П. Присутствует в поэзии Дж. Мильтона, разрабатывается Гёте (драма «Прозерпина»), Шелли («Песнь Прозерпины»), А. Ч. Суинберном («Гимн П.»), Oi Мандельштамом и др. По трилогии А. Жида о П. Был поставлен балет И. Стравинского. Наиболее значительными музыкальными разработками сюжета о П.
Являются оперы К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли и К. Сен-Санса.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Персеи
На нашем сайте Вы найдете значение "Персеи" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Персеи, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 6 символа