Правда И Кривда

185

В славянской мифологии одно из основных выражений главного противопоставления типа доли - недоли. Наиболее отчётливо мотив П. И К. Отразился в «Голубиной книге». «Это не два зверя собиралися, / не два лютые собегалися. / Это Правда с Кривдой соходилася, /Промежду собой они бились-дрались./ Кривда Правду одолеть хочет. Правда Кривду переспорила. Правда пошла на небеса / . А Кривда пошла у нас вся по всей земле». Хотя в окончательной редакции этого сюжета в «Голубиной книге» сказалось влияние христианства, не подлежит сомнению, что истоки этого текста восходят к глубокой древности. Аналогичные мотивы повторяются в тождественных пословицах разных славянских народов, возводимых к общеславянской традиции. Противопоставление правды, правоты (и других производных от слав.

*ргаvъ, «правый») и неправоты, кривды пронизывает всю терминологию древнейших славянских предправовых и правовых текстов (типа «Русской Правды», судебника 11 в., само название которого содержит слово «правда» в архаическом предправовом смысле). Общеиндоевропейские истоки этих представлений могут быть реконструированы благодаря точному совпадению с аналогичным мотивом спора Правды (др.-инд. Sat-ya) с противоположным началом в «Ригведе», сходными мифологическими различиями в греческом предправе, в т. Ч. - в противопоставлении двух Правд - двух Дике в ранней греческой трагедии. Как и в других индоевропейских традициях, различие П. И К. Символизировалось в конкретных понятиях правого - левого, прямого - изогнутого (что сказывалось в роли имён, производных от соответствующих обозначений.

Греч. Лаий как «левый», слав. Крив и т. П.). Соответственно в русском фольклоре сохраняются предправовые формулы типа «даю (правую) руку свою на отсечение», «хоть правую руку отрубить». Противоположные по смыслу формулы, связанные с кривдой, сохранены в былевом эпосе. «Как по кривде судить, да быть убитому». Для раннего славянского поэтического и предправового сознания выстраивается ряд совмещенных противопоставлений. П. И К., правый суд - неправый суд, жизнь - смерть. При вероятном наличии индоевропейских предправовых истоков (где в древнейшей форме правда обозначалась причастием на *-nt от корня *es, «быть истинным», ср. Рус. «суть», «сущая правда». Др.-инд. Satуа-, хетт. Ašant-, «сущий, истинный». Др.-англ. Sô д , отсюда англ.

Sooth и т. П.) на мифологический сюжет спора П. И К. В славянской и других индоевропейских традициях могли оказать влияние и распространённые в древневосточной литературе (древнеегипетской, хурритской, хеттской и др.) сюжеты, описывающие спор П. И К. И двух людей (часто братьев - доброго и злого), воплощающих противоположные начала дуалистического мифа.Лит. Иванов В. В., Топоров В. Н., О языке древнего славянского права (к анализу нескольких ключевых терминов), в кн. Славянское языкознание, 8-й Международный съезд славистов. Доклады советской делегации, М., 1978.В. В. Иванов, В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Правда И Кривда

В понятиях Св. Руси встречающееся в сказках, преданиях и духовных стихах выражение главного духовного противоречия, столкновение противоположных начал — Божественного и сатанинского, доброго и злого, света и тьмы, доли и недоли.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Поэт

Певец, в мифопоэтической традиции персонифицированный образ сверхобычного видения, обожествлённой памяти коллектива. П. Знает всю вселенную в пространстве и во времени, умеет всё назвать своим словом (отсюда П. Как установитель имён), создаёт мир в его поэтическом, текстовом воплощении, параллельный вне-текстовому миру, созданному демиургом. Творчество, делание объединяет П. С жрецом. Воспроизводя мир. П., как и жрец, расчленяет, разъединяет первоначальное единство вселенной, устанавливает приро..

Прабха

(др.-инд. Prabhâ, букв. «свет», «сияние»), в древнеиндийской мифологии персонифицированный свет (сияние) в виде жены солнца, или жены Кальпы, или в виде Дурги. П. Употребляется в эпосе как имя целого ряда персонажей - Шакти, дочери Сварбхану и матери Нахуши, одной апсары, а также как одно из названий города Куберы.в. Т.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Праджапати

[др.-инд. Prajâpati, собств. «господин потомства» (творения)], в древнеиндийской мифологии божество - творец всего сущего. С таким приурочением это имя появляется в «Ригведе» четырежды (кроме этого, П. - эпитет Савитара, IV 53, 2, и Сомы, IX 5, 9). П. - единственный, кто охватывает все существа (X 121, 10), способствует рождению детей (X 85, 43), загоняет коров в стойло (X 169, 4), вливает семя (X 184, 1). В знаменитом гимне неизвестному богу, где П. Назван лишь в самом конце, говорится, что он ..

Праджня

(санскр. Prajña, букв. «мудрость», «понимание»), в буддийской мифологии ваджраяны женское соответствие будд, бодхисатв, идамов и прочих мифологических персонажей. Некоторые П., как, например. Тара, Ваджраварахи, Курукулла, выступают и самостоятельно (выполняя при этом функции бодхисатв и идамов). П., которых изображают в угрожающем виде, называются Дакини.л. М.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Правда И Кривда Правда И Кривда

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Правда И Кривда" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Правда И Кривда, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 15 символа