Правда И Кривда
В славянской мифологии одно из основных выражений главного противопоставления типа доли - недоли. Наиболее отчётливо мотив П. И К. Отразился в «Голубиной книге». «Это не два зверя собиралися, / не два лютые собегалися. / Это Правда с Кривдой соходилася, /Промежду собой они бились-дрались./ Кривда Правду одолеть хочет. Правда Кривду переспорила. Правда пошла на небеса / . А Кривда пошла у нас вся по всей земле». Хотя в окончательной редакции этого сюжета в «Голубиной книге» сказалось влияние христианства, не подлежит сомнению, что истоки этого текста восходят к глубокой древности. Аналогичные мотивы повторяются в тождественных пословицах разных славянских народов, возводимых к общеславянской традиции. Противопоставление правды, правоты (и других производных от слав.
*ргаvъ, «правый») и неправоты, кривды пронизывает всю терминологию древнейших славянских предправовых и правовых текстов (типа «Русской Правды», судебника 11 в., само название которого содержит слово «правда» в архаическом предправовом смысле). Общеиндоевропейские истоки этих представлений могут быть реконструированы благодаря точному совпадению с аналогичным мотивом спора Правды (др.-инд. Sat-ya) с противоположным началом в «Ригведе», сходными мифологическими различиями в греческом предправе, в т. Ч. - в противопоставлении двух Правд - двух Дике в ранней греческой трагедии. Как и в других индоевропейских традициях, различие П. И К. Символизировалось в конкретных понятиях правого - левого, прямого - изогнутого (что сказывалось в роли имён, производных от соответствующих обозначений.
Греч. Лаий как «левый», слав. Крив и т. П.). Соответственно в русском фольклоре сохраняются предправовые формулы типа «даю (правую) руку свою на отсечение», «хоть правую руку отрубить». Противоположные по смыслу формулы, связанные с кривдой, сохранены в былевом эпосе. «Как по кривде судить, да быть убитому». Для раннего славянского поэтического и предправового сознания выстраивается ряд совмещенных противопоставлений. П. И К., правый суд - неправый суд, жизнь - смерть. При вероятном наличии индоевропейских предправовых истоков (где в древнейшей форме правда обозначалась причастием на *-nt от корня *es, «быть истинным», ср. Рус. «суть», «сущая правда». Др.-инд. Satуа-, хетт. Ašant-, «сущий, истинный». Др.-англ. Sô д , отсюда англ.
Sooth и т. П.) на мифологический сюжет спора П. И К. В славянской и других индоевропейских традициях могли оказать влияние и распространённые в древневосточной литературе (древнеегипетской, хурритской, хеттской и др.) сюжеты, описывающие спор П. И К. И двух людей (часто братьев - доброго и злого), воплощающих противоположные начала дуалистического мифа.Лит. Иванов В. В., Топоров В. Н., О языке древнего славянского права (к анализу нескольких ключевых терминов), в кн. Славянское языкознание, 8-й Международный съезд славистов. Доклады советской делегации, М., 1978.В. В. Иванов, В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Правда И Кривда
На нашем сайте Вы найдете значение "Правда И Кривда" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Правда И Кривда, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 15 символа