Праджапати

133

[др.-инд. Prajâpati, собств. «господин потомства» (творения)], в древнеиндийской мифологии божество - творец всего сущего. С таким приурочением это имя появляется в «Ригведе» четырежды (кроме этого, П. - эпитет Савитара, IV 53, 2, и Сомы, IX 5, 9). П. - единственный, кто охватывает все существа (X 121, 10), способствует рождению детей (X 85, 43), загоняет коров в стойло (X 169, 4), вливает семя (X 184, 1). В знаменитом гимне неизвестному богу, где П. Назван лишь в самом конце, говорится, что он возник как золотой зародыш, стал единственным господином творения (ср. Вишвакарман как ипостась П.), поддержал землю и небо, укрепил солнце, измерил пространство, дал жизнь и силу. П. Властвует над двуногими и четвероногими, его руки - стороны света.

Эта функция высшего бога и господина творения ещё более полно засвидетельствована «Атхарваведой», «Ваджасанейи-самхитой Яджурведы» и особенно брахманами. Здесь П. - главный бог и отец богов (Шат.-бр. II 1, б, 14. Тайтт.-бр. VIII 1, 3, 4 и др.), единственный, кто существовал вначале (Шат.-бр. II 2, 4, 1), творец асу ров (Тайтт.-бр. II 2, 2, 3), установитель жертвоприношения (Шат.-бр. II 4, 4, 1. VI 2, 3, 1). Упанишады сохраняют именно этот образ П., придавая ему, однако, черты универсального безличного принципа, абсолюта. Уже в сутрах П. Отождествляется с Брахмой. В эпосе П. Становится эпитетом Брахмы (и некоторых других богов-творцов) или даже его особой ипостасью. Тем не менее именно Брахма и другие боги-творцы вытесняют образ П.

Во всех его прежних функциях. Зато некоторые дополнительные детали выясняются из связей П. Не только с Брахмой, но и с Вишну, Ямой и Варуной. Именем П. Позже называют мудрецов (Мбх. Х 21), праотцев человеческого рода, а также одну из восьми узаконенных форм брака. Основной сюжет с участием П. Обнаруживает своё ядро в «Ригведе» (I 71, 5. X 61, 5-7) и в том или ином виде отражён в «Майтрайяни-самхите» (IV 2, 12), «Шатапатха-брахмане» (I 7, 4, 1), «Айтарейя-брахмане» (III 33) и др. П. Воспылал страстью к собственной дочери Ушас. Пытаясь спастись, она обернулась ланью-самкой, а П. Обернулся самцом. Увидавший это Рудра пришёл в ярость и собрался поразить П., но тот обещал Рудре отдать ему власть над зверями. «Кау шика-брахмана» (VI) предлагает иную версию.

Когда боги, сыновья П., увидели на востоке свою сестру Ушас, у них выпало семя. П. Собрал его в золотой сосуд, и из этого семени родился Рудра. Тот же сюжет уже в ведийские времена передавался и в астральном плане. П. Отождествлялся с созвездием Мригаширша, Ушас - с созвездием Рохини (Тельца), Рудра - с Ардра.Лит. Scharbau К. A., Die Idee der Schöpfung In der vediechen Literatur, Stuttg., 1932;Bhattachgrji S„ The Indian theogony, Camb., 1970.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Праджапати

ПРАДЖАПАТИ - в ведийской мифологии бог-творец, властелин всех существ. Позднее был отождествлен с Брахмой.. ..

Праджапати

(санскр. Prajâ-pati — господин творения, прародитель, творец) — в индийской мифологии имя, придаваемое различным божествам. В Ригведе это имя носит абстрактное верховное божество, представитель отвлеченного божественного принципа, выработанного ведийским пантеистическим направлением и носящего также другие имена, вроде Вишвакарман (см.) — "создатель всего", Гираньягарбха — "золотой зародыш". Оно придается и другим божествам (Савитру, Соме) и упоминается как имя самостоятельного божества, дарующе..

Праджапати

(санскр.). Верховное божество, представитель отвлеченного божественного начала в индийской Ригведе.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Праджапати

Сущ., кол-во синонимов. (4). ..

Праджапати

В ведийской мифологии бог-творец, властелин всех существ. Позднее был отождествлен с Брахмой.. ..

Праджапати

(Владыка порождений) - первоначально, по-видимому, божество, связанное с деторождением и конкретно - с зачатием, а также с соответствующим вариантом мифологич. Космогонии (как бог, породивший мир от своего семени). Начиная с поздних гимнов "Ригведы", космогоническая функция П. Осмысливается уже в более абстрактных, философских терминах. В брахманах П. - гл. Бог и отец всех богов, породивший вселенную уже не плотски, а духовным усилием или посредством жертвоприношения. Он сливается с др. Богами-т..

Праджапати

(Санскр.) Прародители. Жизнедатели всего на этой Земле. Их семеро, и еще десять - отвечающих семи и десяти Сефиротам Каббалы. Маздеанским Амеша-Спента и т.д. Брама, творец, называется как синтез Владык Бытия.. ..

Прабха

(др.-инд. Prabhâ, букв. «свет», «сияние»), в древнеиндийской мифологии персонифицированный свет (сияние) в виде жены солнца, или жены Кальпы, или в виде Дурги. П. Употребляется в эпосе как имя целого ряда персонажей - Шакти, дочери Сварбхану и матери Нахуши, одной апсары, а также как одно из названий города Куберы.в. Т.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Правда И Кривда

В славянской мифологии одно из основных выражений главного противопоставления типа доли - недоли. Наиболее отчётливо мотив П. И К. Отразился в «Голубиной книге». «Это не два зверя собиралися, / не два лютые собегалися. / Это Правда с Кривдой соходилася, /Промежду собой они бились-дрались./ Кривда Правду одолеть хочет. Правда Кривду переспорила. Правда пошла на небеса / . А Кривда пошла у нас вся по всей земле». Хотя в окончательной редакции этого сюжета в «Голубиной книге» сказалось влияние хрис..

Праджня

(санскр. Prajña, букв. «мудрость», «понимание»), в буддийской мифологии ваджраяны женское соответствие будд, бодхисатв, идамов и прочих мифологических персонажей. Некоторые П., как, например. Тара, Ваджраварахи, Курукулла, выступают и самостоятельно (выполняя при этом функции бодхисатв и идамов). П., которых изображают в угрожающем виде, называются Дакини.л. М.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Праздник

В архаичной мифопоэтической и религиозной традиции временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в П. И отмечаемый как некое институциализированное (даже если оно носит импровизационный характер) действо. П. Противопоставлен обычным, непраздничным дням - будням, а при более детальной дифференциации - особенно необычным будням, т. Н. «несчастным» дням, и в идеале имеет целью достижение оптимального психофи..

Дополнительный поиск Праджапати Праджапати

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Праджапати" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Праджапати, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа