Праджапати
[др.-инд. Prajâpati, собств. «господин потомства» (творения)], в древнеиндийской мифологии божество - творец всего сущего. С таким приурочением это имя появляется в «Ригведе» четырежды (кроме этого, П. - эпитет Савитара, IV 53, 2, и Сомы, IX 5, 9). П. - единственный, кто охватывает все существа (X 121, 10), способствует рождению детей (X 85, 43), загоняет коров в стойло (X 169, 4), вливает семя (X 184, 1). В знаменитом гимне неизвестному богу, где П. Назван лишь в самом конце, говорится, что он возник как золотой зародыш, стал единственным господином творения (ср. Вишвакарман как ипостась П.), поддержал землю и небо, укрепил солнце, измерил пространство, дал жизнь и силу. П. Властвует над двуногими и четвероногими, его руки - стороны света.
Эта функция высшего бога и господина творения ещё более полно засвидетельствована «Атхарваведой», «Ваджасанейи-самхитой Яджурведы» и особенно брахманами. Здесь П. - главный бог и отец богов (Шат.-бр. II 1, б, 14. Тайтт.-бр. VIII 1, 3, 4 и др.), единственный, кто существовал вначале (Шат.-бр. II 2, 4, 1), творец асу ров (Тайтт.-бр. II 2, 2, 3), установитель жертвоприношения (Шат.-бр. II 4, 4, 1. VI 2, 3, 1). Упанишады сохраняют именно этот образ П., придавая ему, однако, черты универсального безличного принципа, абсолюта. Уже в сутрах П. Отождествляется с Брахмой. В эпосе П. Становится эпитетом Брахмы (и некоторых других богов-творцов) или даже его особой ипостасью. Тем не менее именно Брахма и другие боги-творцы вытесняют образ П.
Во всех его прежних функциях. Зато некоторые дополнительные детали выясняются из связей П. Не только с Брахмой, но и с Вишну, Ямой и Варуной. Именем П. Позже называют мудрецов (Мбх. Х 21), праотцев человеческого рода, а также одну из восьми узаконенных форм брака. Основной сюжет с участием П. Обнаруживает своё ядро в «Ригведе» (I 71, 5. X 61, 5-7) и в том или ином виде отражён в «Майтрайяни-самхите» (IV 2, 12), «Шатапатха-брахмане» (I 7, 4, 1), «Айтарейя-брахмане» (III 33) и др. П. Воспылал страстью к собственной дочери Ушас. Пытаясь спастись, она обернулась ланью-самкой, а П. Обернулся самцом. Увидавший это Рудра пришёл в ярость и собрался поразить П., но тот обещал Рудре отдать ему власть над зверями. «Кау шика-брахмана» (VI) предлагает иную версию.
Когда боги, сыновья П., увидели на востоке свою сестру Ушас, у них выпало семя. П. Собрал его в золотой сосуд, и из этого семени родился Рудра. Тот же сюжет уже в ведийские времена передавался и в астральном плане. П. Отождествлялся с созвездием Мригаширша, Ушас - с созвездием Рохини (Тельца), Рудра - с Ардра.Лит. Scharbau К. A., Die Idee der Schöpfung In der vediechen Literatur, Stuttg., 1932;Bhattachgrji S„ The Indian theogony, Camb., 1970.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Праджапати
На нашем сайте Вы найдете значение "Праджапати" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Праджапати, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 10 символа