Пуруша

122

(др.-инд. Purusa, букв. «человек»), в древнеиндийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, «Я». В некоторых философских системах (напр., санкхья) П. - вечное, сознающее, но инертное начало, соединяющееся с пракрити, в результате чего возникает мир множественности (вещей). П. Посвящён гимн в «Ригведе» (X 90). Для П. Характерны. Многочисленность или многосоставность (он тысячеглаз, тысяченог, тысячеглав), большие размеры (он повсюду, со всех сторон покрывает землю, четверть его - все существа, три четверти - бессмертное на небе), власть над бессмертием, свойство «быть родителем своих родителей» (от П. Родилась Вирадж, а от неё - П.) и ряд особенностей как первожертвы. Он приносится в жертву богам путём расчленения на составные части, из которых возникают основные элементы социальной и космической организации.

Рот -> брахманы - жрецы, руки -> раджаньи или кшатрии - воины, бёдра -> вайшьи - земледельцы, ноги -> шудры - низшее сословие (отражение сословной структуры варн). Дух -> луна, глаз -> солнце, уста -. Индра и Агни, дыхание-> ветер, пуп -> воздушное пространство, голова -> небо, ноги -> земля, ухо-> стороны света и т. Д. Тем самым П. Стал образом перехода от единой целостности к множественной расчленённости, он тот, кто нейтрализует противопоставление «быть единым» - «быть многим». Расчленение П. Создаёт новый тип космической организации - вселенную широких пространств, место спасения от косного и обуженного хаоса. Мотивы П. В «Атхарваведе» (X 2), «Шатапатха-брахмане» (VI 1, 1, 8), упанишадах (ср. Особенно «Айтарейя-упанишаду») в совокупности с текстами, посвящёнными жертвоприношению П.

(ритуал пурушамедха), позволяют реконструировать исходный обряд жертвоприношения человека, расчленения его на части и отождествления их с элементами космоса.Более поздние ведийские тексты предлагают ряд новых отождествлений. П. - это Праджапати, Праджапати - это год, этот П. - тот же самый как в эфире, так и в небе (Джайм.-бр. II 56). П. - время (Гоп.-бр. V 23). П. - на солнце, на луне..., он - жизнь, он - Праджапати (Джайм.-бр. II 62). Далее П. Идентифицируется с Брахманом (ср. Шат.-бр. Х б, 3, 2). В упанишадах П. - жизненный принцип, одушевляющий людей и другие существа (иногда П. Отождествляется с Атманом). Таким образом, П. Постепенно становится важным понятием древнеиндийского умозрения, в частности при классификациях. Мифологические же функции П.

Передаются другим персонажам (ср. Видение мудреца Маркандейи в «Матсья-пуране». Древний П. И Вишну-Нараяна или П. Как имя Брахмы).Лит. Топоров В. Н., О структуре некоторых архаических текстов, в сб. Труды по знаковым системам, т. 5, Тарту, 1971. Weber A., Über Menschenopfer bei den Indern der vedischen Zeit, в его кн. Indische Streifen, Bd 1, В., 1868, S. 54-89. Brown W. N. The sources and nature of purusa in the Purusasukta (Rigveda, 10. 91), «Journal of American Oriental Society», 1931, т. 51, № 2. Kirtel W., Der Asvamedha und der Pupusamedha, «Altund Neu-Indische Studien», 1951, Bd 7. Мus P., Du nouveau sur Bgveda 10.90?, в сб. Indological studies in Honor of W. N. Brown, Hew Haven, 1962, p. 166-85. Его же, Оu finit Purusa?, в сб. Mélanges d'indianisme a la mémoire de I.

Renou, P., 1968, p. 539-63.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Пуруша

ПУРУША (санскр. - человек - муж), одно из основных понятий индийской философии, означающее (начиная с "Махабхараты" и классических индийских философских систем) дух, сознание, духовное начало в его абсолютной противоположности материи - пракрити. Наиболее развито в классической санкхье.. ..

Пуруша

(санскр. Purusha — человек, мужчина) — в ведах (Ригведа, Атхарваведа) первичный человек, тысячерукий гигант, разорванный на куски богами и послуживший материалом для мироздания (из головы сделано небо, из членов — земля). В индийской философии П. — олицетворение человеческой души в форме маленького человечка, не толще большого пальца, сидящего в самой середине человека, в сердце, где слышно его движение, и откуда он управляет животными силами. Этот человечек может сделаться еще меньше и пролагат..

Пуруша

(санскр. - человек, мужчина). В индийск. Философии - олицетворение человеч. Души в виде маленького человека, сидящего в сердце человека. В поздн. Времен. - является синонимом верховного бога Брахмы, отожествляемого с душою мира и самим миром.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Пуруша

Дух, сознание. ..

Пуруша

— одно из основных понятий индийской философии, означающее дух, сознание, духовное начало в его абсолютной противоположности материи — прекрити. Наиболее распространено в классической санкхье.. ..

Пуруша

См. Санкхья.. ..

Пуруша

(Человек) - в "Ригведе" - имя первозданного гиганта, принесенного в жертву богами, сотворившими вселенную из его расчлененного тела. В поздневедийской лит-ре П. Отождествляется с Праджапати, богом-творцом. В упанишадах слово "П. " приобретает значение индивидуальной души, в дальнейшем, в эпосе, нередко отождествляется с понятием Атмана или Брахмана. В системе классич. Философской школы санкхья П. - духовный принцип, противопоставляемый пракрити, материи, мужское (пассивное) начало, существование..

Пуруша

(Санскр.) «Человек», небесный человек. В другом аспекте - Дух, то же, что Нараяна. «Духовное Я.». ..

Пурурава и Прекрасная Урваши

Войдя в возраст, взял царь Будха маслянорукую и масляноногую Илу, и родила она ему смертного сына Пурураву. Царевич страстно полюбил белокурую, белолицую, статную апсару Урваши (1), перед небесной красотой которой не мог устоять никто. Когда же она, широкобедрая, с белыми лилиями, вплетенными в мягкие длинные волосы, блистая нагрудниками, проходила по миру, даже великие риши, забывая о своем отшельничестве, следовали за ней, окутанной тончайшим туманным покровом, подобно серебристой луне. И про..

Пуруравас

(Purûravas), в индуист-ской мифологии первый царь Лунной династии, сын Илы и Будхи. Миф о П. И Урваши, являющийся вариантом мотива любви смертного к богине, отражен в «Ригведе» (X 95), подробно изложен в «Шатапатха-брахмане» (XI 5, 1) и многих пуранах, обработан Калидасой в драме «Викраморваши» («Мужеством обретенная Урваши»). Согласно «Шатапатха-брахмане», П. Полюбила Урваши и согласилась жить с ним на земле, но с условием, что никогда не увидит его без одежды. Между тем гандхарвы, обеспокоенны..

Пурьгине-паз

В мордовской (эрзя) мифологии бог грома. Имя и образ П.-п. Возникли под влиянием балтийской мифологии (ср. Балт. Перкунаса). Под воздействием христианства П.-п. Приобрёл некоторые атрибуты Ильи-пророка. Он разъезжает по небу на колеснице, запряжённой тремя огненными конями, колёса колесницы высекают молнии (иногда молнию представляли в виде самостоятельного божества - Ендол-паза). В левой руке П.-п. - гром, в правой - дождь. У мордвы-мокши громовник - Атям. Вооружённый луком-радугой и каменными ..

Пуса

Путисадо (кит. Транскрипция от санскр. Bodhisattva), в китайском буддизме святые, достигшие наивысшего прозрения, но не ставшие буддами, а посвятившие себя вспомоществованию и защите всех живущих, а также наставлению на путь прозрения истины (ср. Бодхисатва). Культ П. Распространён также в синкретических буддийско-даосских сектах. Наиболее часто встречаются П. Гуань-инь (Гуань-ши-инь), Пусянь, Вэныпу (Вэньшушили), Дашичжи, а также Милэ (в разных вариантах, в т. Ч. Как будда). В народных культах ..

Дополнительный поиск Пуруша Пуруша

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пуруша" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пуруша, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа