Пуруша
(др.-инд. Purusa, букв. «человек»), в древнеиндийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, «Я». В некоторых философских системах (напр., санкхья) П. - вечное, сознающее, но инертное начало, соединяющееся с пракрити, в результате чего возникает мир множественности (вещей). П. Посвящён гимн в «Ригведе» (X 90). Для П. Характерны. Многочисленность или многосоставность (он тысячеглаз, тысяченог, тысячеглав), большие размеры (он повсюду, со всех сторон покрывает землю, четверть его - все существа, три четверти - бессмертное на небе), власть над бессмертием, свойство «быть родителем своих родителей» (от П. Родилась Вирадж, а от неё - П.) и ряд особенностей как первожертвы. Он приносится в жертву богам путём расчленения на составные части, из которых возникают основные элементы социальной и космической организации.
Рот -> брахманы - жрецы, руки -> раджаньи или кшатрии - воины, бёдра -> вайшьи - земледельцы, ноги -> шудры - низшее сословие (отражение сословной структуры варн). Дух -> луна, глаз -> солнце, уста -. Индра и Агни, дыхание-> ветер, пуп -> воздушное пространство, голова -> небо, ноги -> земля, ухо-> стороны света и т. Д. Тем самым П. Стал образом перехода от единой целостности к множественной расчленённости, он тот, кто нейтрализует противопоставление «быть единым» - «быть многим». Расчленение П. Создаёт новый тип космической организации - вселенную широких пространств, место спасения от косного и обуженного хаоса. Мотивы П. В «Атхарваведе» (X 2), «Шатапатха-брахмане» (VI 1, 1, 8), упанишадах (ср. Особенно «Айтарейя-упанишаду») в совокупности с текстами, посвящёнными жертвоприношению П.
(ритуал пурушамедха), позволяют реконструировать исходный обряд жертвоприношения человека, расчленения его на части и отождествления их с элементами космоса.Более поздние ведийские тексты предлагают ряд новых отождествлений. П. - это Праджапати, Праджапати - это год, этот П. - тот же самый как в эфире, так и в небе (Джайм.-бр. II 56). П. - время (Гоп.-бр. V 23). П. - на солнце, на луне..., он - жизнь, он - Праджапати (Джайм.-бр. II 62). Далее П. Идентифицируется с Брахманом (ср. Шат.-бр. Х б, 3, 2). В упанишадах П. - жизненный принцип, одушевляющий людей и другие существа (иногда П. Отождествляется с Атманом). Таким образом, П. Постепенно становится важным понятием древнеиндийского умозрения, в частности при классификациях. Мифологические же функции П.
Передаются другим персонажам (ср. Видение мудреца Маркандейи в «Матсья-пуране». Древний П. И Вишну-Нараяна или П. Как имя Брахмы).Лит. Топоров В. Н., О структуре некоторых архаических текстов, в сб. Труды по знаковым системам, т. 5, Тарту, 1971. Weber A., Über Menschenopfer bei den Indern der vedischen Zeit, в его кн. Indische Streifen, Bd 1, В., 1868, S. 54-89. Brown W. N. The sources and nature of purusa in the Purusasukta (Rigveda, 10. 91), «Journal of American Oriental Society», 1931, т. 51, № 2. Kirtel W., Der Asvamedha und der Pupusamedha, «Altund Neu-Indische Studien», 1951, Bd 7. Мus P., Du nouveau sur Bgveda 10.90?, в сб. Indological studies in Honor of W. N. Brown, Hew Haven, 1962, p. 166-85. Его же, Оu finit Purusa?, в сб. Mélanges d'indianisme a la mémoire de I.
Renou, P., 1968, p. 539-63.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Пуруша
На нашем сайте Вы найдете значение "Пуруша" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пуруша, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 6 символа