Рождение

92

С времён глубочайшей древности идея Р. (и плодородящей силы женщины) связывалась с идеей плодородия вообще и животворящей силы земли в частности (ср. Палеолитические фигурки богинь-матерей, мужские и женские знаки в палеолитической живописи, восприятие пещеры - места Р. Как лона земли). С Р. Связано также представление, согласно которому ничто живое не умирает, но лишь временно покидает этот мир, чтобы вновь появиться в нём, родившись повторно. С несколько более поздним периодом развития мифопоэтического мышления связаны процессы «космизации» представлений о Р., перевода биологических, сексуальных явлений на уровень астральных, планетарных (ср. Особую роль солнца и луны в символике смерти и возрождения. Постепенная замена женских и мужских знаков солярными и лунарными отмечается уже в неолите) и других природных процессов (ср.

Священный брак неба и земли). В этом кругу мифологических символов Р. Из женского лона становится лишь частным случаем, преобладает Р. Супружеской парой богов неживых объектов (например, островов в мифе об Идзанаки и Идзанами), появление живых существ из неживых объектов [например, первые люди создаются у палеоазиатов и индейцев Вороном из земли, травы, костей, пыли. В шумеро-аккадской мифологии - богиней Нинмах из глины и т. П. В скандинавской мифологии прародитель богов Бури возник из солёных камней, которые лизала корова {Аудумла)} или из различных частей тела мифологических персонажей {Пуруши, Имира, Зевса, Брахмы) и т. П. Наряду с этим многочисленны и сюжеты о Р. Детей от брака божества со смертным.Основной семантический комплекс, вычленяемый в анализе проблемы Р.

В мифах, представляет собой переплетение мотивов чудесного Р. От девственного (непорочного) зачатия и смерти-возрождения. Чудесное Р. Относится к числу наиболее распространённых мотивов во всех мифологиях и в фольклоре. На наиболее примитивных ступенях развития человеческой культуры чудесное Р. Приписывается всем без исключения (обычно это связывают с тотемистическими верованиями и представлениями о партеногенезе). Так, например, у австралийцев новорожденное дитя есть перевоплотившийся предок, душа которого вошла в женщину. В дальнейшем эта идея находит различное отражение в разных традициях. В развитых «космизированных» мифологиях земледельческих народов Ближнего Востока и Европы доминируют мотивы смерти как условия плодородия.

Р. И смерть отождествляются («Гроб есть материнское лоно и небо. Смерть есть рождение» - О. М. Фрейденберг). Ср. Мифологический сюжет путешествия в царство мёртвых, похищения божества плодородия демоном смерти и т. П. И последующего второго рождения бога или героя (см. В ст. Умирающий и воскресающий бог). Чудесное Р. Становится прерогативой богов, героев и царей, вплоть до чудесного Р. Иисуса Христа. В христианстве развивается представление о разделённости телесного и духовного Р. Простых смертных и участия бога в последнем. Жизнь ребёнка - «дар божий», и его душа «боговдохновенна». В «Евангелии от Иоанна» на вопрос Никодима. «Как может человек родиться, будучи стар. Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Иисус Христос отвечает.

«Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от духа есть дух» (3, 4-6). Эти христианские представления восходят к древнейшим мифологическим пластам (ср. Египетские мифы и ритуалы божественного зачатия и рождения фараона). К. Юнг полагал, что идея второго Р. Универсальна и обнаруживается и в целительной магии, и в шаманизме, и в средневековой оккультной философии (ср. Также детские фантазии о «ненастоящести» своих родителей).В мифологиях другого культурного круга - индийской, китайской, монгольской большое развитие получили идеи реинкарнации (повторного Р. В человечьем облике с сохранением, по крайней мере, частичной памяти о прошлых Р.) и метампсихоза (переселения души после смерти в другое рождающееся существо), регулируемых безличными силами (карма и т.

П.). Согласно индуистским представлениям, и люди, и боги включены в бесконечную «цепь перерождений» - сансару. По буддийским взглядам, многие из небожителей превращаются в людей, заслуживших это прежними делами. Основные боги ведийского пантеона олицетворяют лишь степень или стадию духовного восхождения личности. Индра, например, завершив предназначенные ему деяния, уступает место в мире богов смертному, принявшему тот же образ. Немало благочестивых людей в прошлом являлось в облике Индры, и сам Будда в своих прошлых Р. Был Индрой 36 раз.Чудесное зачатие и Р. Тесно связаны с предметами, так или иначе символизирующими плодородие. Это могут быть плоды и ягоды различных растений (орехи, бананы, миндаль), вода, особенно дождевая (миф о Данае.

Ср. Обряды вызывания дождя, в которых женщины побуждают небесное божество к половому акту, и поверья о том, что дождевая вода избавляет от бесплодия), вода с червяком (Р. Кухулина), рыба (символ плодовитости). Другие важнейшие мифологические символы, часто сопутствующие сюжету чудесного Р., - луна, рог или рогатый зверь (универсальные символы изобилия или плодородия), змей.В мотиве чудесного Р. Обнаруживается и символика, отражающая идею Р.-возрождение. Так, часто встречающийся в фольклоре мотив Р. Из печки или очага восходит к обычаям и мифам, связывавшим культ огня с культом предков, а Р. От проглоченного кусочка трупа - к тотемическим ритуалам каннибальского типа (ср. Сказание индейцев-тлинкитов, в котором муж убивает своих детей из ревности к жене, один из убитых сыновей превращается в небольшой предмет и жена, проглотив его, снова рождает того же сына).

Ср. Также Р.-возрождение Ваты от проглоченной его женой щепки в египетской сказке о двух братьях.Восхождение мотива чудесного Р. К идее реинкарнации объясняет мотив быстрого роста новорожденного («герой, умерший взрослым, взрослым же и возвращается» - В. Я. Пропп). В мифе африканского племени басуто рассказывается, как огромное животное пожирает всех людей, пока не остаётся в живых только женщина. У неё рождается сын с украшением (знаком божественного происхождения) на шее, и, пока она отворачивается, чтобы приготовить ему соломенную подстилку, он вырастает взрослым. В одном из вариантов мифа о похищении солнца индейцев квакиютль герой, чтобы попасть в дом к женщине, у которой в коробочке спрятано солнце, превращается в ребёнка, входит в чрево этой женщины и вновь рождается через четыре дня.

В возрасте одного дня он уже мог ходить, двух - разговаривать, четырёх - принялся кричать о коробочке с солнцем.Покровительницы браков, беременности, родов - обычно наиболее почитаемые богини пантеона. Ср., например, Геру, Юнону, Тиннит, Гуань-инь, Каннон, Исэгэй айысыт.Лит. Пропп В. Я., Мотив чудесного рождения, в его кн. Фольклор и действительность, М., 1976. Его же. Ритуальный смех в фольклоре, там же. Лафарг П., Миф о непорочном зачатии, в его кн. Очерки по истории культуры, М.-Л., 1926. Nоrden Е., Die Geburt des Kindes. Geschichte einer religiösen Idee, Lpz., 1924. Наrtland E. S., The legend of Perseus, v. 1-3, L., 1894-96. Кramer S. N. The sacred marriage rite, Bloomtngton, [1969];Frankfort Н., A note on the Lady of Birth, «Journal of Near Eastern Studies», 1944, v.

3, July. Jung C. G., Concerning rebirh. The collected works, v, 9, pt 1, L. 1959. См. Также лит. При статьях Священный брак Умирающий и воскресающий богЛ. А. Седов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Рождение

От рождения Господня. Кар. Всегда, всю жизнь. СРГК 5, 550.. ..

Рождение

РождениеЖизнь * Биография * Возраст * Время * Здоровье * Катастрофа * Путь(жизненный) * Рождение * Смерть * Смысл жизни * Судьба * ЦельРождение - Рождаемся мы, чтобы согрешить, а умираем, чтоб очиститься. - О. Чиладзе В метрических свидетельствах пишут, где человек родился, когда он родился, и только не пишут, для чего он родился. -•Сафир Мориц-Готлиб (Saphir) Не умершего следует вам оплакивать, а рождающегося для тяжкой борьбы с невзгодами жизни. -•Еврипид, Эврипид (Euripides) Знаменитый род ум..

Рождение

См. Начало.... ..

Рождение

Ср.1) Процесс действия по знач. Глаг. Рождать, рождаться.2) а) разг. День, число, когда кто-л. Родился. День рождения.б) Празднование такого дня.. ..

Рождение

-я, ср. 1. См. Родить, -ся. 2. День, число, когда кто-н. Родился, а также (разг.) то же, что день рождения. Пригласить на р. У дочки завтра р.. ..

Рождение

Рождения, ср. 1. Только ед. Действие по глаг. Рождать и рождаться (книжн.). Рождение ребенка матерью. Отселе я вижу потоков рожденье. Пушкин. 1905 года рождения. || Появление на свет из тела матери. Глухой от рождения. Ругай меня, я сам кляну свое рожденье. Грибоедов. 2. День, число, в к-рое кто-н. Родился. Празднование этого дня. Когда твое рождение. Приду к тебе в твое рождение. Пойдем к нему на рождение.. ..

Рождение

РОЖДЕНИЕ, появление на свет живого, частично или полностью сформированного потомства. Живородящими являются все млекопитающие (кроме ехидны и утконоса), некоторые рептилии и акулы, а также различные насекомые и беспозвоночные животные (см. ЖИВОРОЖДЕНИЕ. ..

Рождение

1) о физиологич. Процессах, предшествующих Р. Ребенка, израильтяне имели весьма огранич. Представление. Зачатие понималось ими следующим образом. "Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня" (Иов 10:10). Женщина рассматривалась как сосуд (ср. 1Фес 4:4) для мужского семени, из к-рого в ней зарождался ребенок. Поэтому жена должна была сохранять верность мужу, в то время как он был свободен от подобного обязат-ва по отношению к ней (см. Брак). Было известно, что месячный цикл у же..

Рождение

..

Родопа

(Rhodope, η Ροδόπη). Древнее название горного хребта Деспото-Даг, во Фракии, Эти горы считались священными горами Вакха.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Родос

(Rhodus, Ρόδος). Остров у южного берега Малой Азии, отличавшийся плодородием, с главным городом того же названия. На Родосе процветали искусства. Здесь были созданы группа Лаокоона, Фарнезский бык, а также одно из семи чудес света — Колосс Родосский, т. Е. Гигантская бронзовая статуя Аполлона, стоявшая при входе в гавань г. Родоса. Родосцы славились как искусные мореплаватели.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Рождение Будхи

Блистательную свиту Индры возглавлял бог Луны, владыка созвездий Сома Доверил ему Брахма планеты, звезды жрецов и жертвоприношения Возгордившись сверх меры, похитил ненасытный Сома у семиустого Брихаспати его прекрасную спутницу звезду Тару Напрасно мудрецы уговаривали Сому довольствоваться имеющимся и не пялить глаза на чужое Не помогло и приказание Брахмы вернуть Тару. Похититель не собирался отпускать полюбившуюся ему красавицу, полагаясь на свою силу и на поддержку Шукры, наставника и жреца..

Рождение Красоты

Высоты горные Сознанья — Как Гималайские хребты. Там вечный праздник пониманья, Зачатья новой красоты. Константин Бальмонт Мир был уже создан и после изгнания данавов и асуров успокоился. И правили им Брахма и Вишну, не ведая особых волнений. Было у них в достатке времени, и они вступили в спор. Кто из них рожден первым. И тогда взметнулся перед ними Шива в виде огненного лингама безупречной прямизны. Сверкал он подобно горе Меру посреди надетых на него огромных венков, и нельзя было понять, гд..

Дополнительный поиск Рождение Рождение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рождение" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рождение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 8 символа