Страшный Суд
(греч. Ή ήμέρα τής κρίδεως, ср. Англ. Doomsday, «день судный», лат. Iudicium universale, «вселенский суд». Нем. Das jüngste Gericht, «последний суд»), в христианской эсхатологии предстоящий в «конце времён» суд вторично пришедшего Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми, воскресающими во плоти для этого суда и получающими по приговору судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечное наказание в аду. Уже в египетской мифологии известен мотив взвешивания на весах во время загробного суда добрых и злых дел каждого человека перед лицом Осириса (ср. В западноевропейской иконографии С. С. Архангела Михаила, держащего весы). В ветхозаветной традиции получила развитие идея «дня Яхве» - полного и окончательного торжества Яхве над своими врагами на земле (ср.
Ис. 13, 2-9. Иезек. 30, 3 и др.). По мере усиления эсхатологических интересов (отразившихся, например, в ветхозаветной «Книге Даниила», 2 в. До н. Э.) и распространения веры в воскресение мёртвых «день Яхве» всё более отчётливо понимается как С. С. В новозаветных текстах неоднократно описывается, чаще всего в аллегорической форме, конечное отделение злых людей от добрых («козлов» от «овец», «плевелов» от «пшеницы», Матф. 13, 30. 25, 32-33 и др.). Упоминается эсхатологическое явление «сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою», под громогласные звуки ангельской трубы (Матф. 24, 30-31. «труба» - несомненно, шофар, т. Е. Музыкальный инструмент из бараньего рога). В присутствии всех ангелов судья воссядет на престоле, перед которым соберутся «все народы» (Матф.
25, 31-32), и свершится суд. Оправданные станут по правую руку от судьи (счастливая сторона), осуждённые - по левую (Матф. 25, 34- 46). Эти образы были систематизированы и приведены в связную, наглядную картину раннехристианскими и средневековыми писателями, среди которых особую роль сыграл Ефрем Сирии (4 в.). Земля и море, звери, птицы, рыбы и гроба отдают назад поглощённые ими тела мертвецов. Человек, очнувшийся от смертного сна, со страхом видит грозную славу Христа и ждёт своего приговора. Раскрываются книги, символизирующие полноту знания бога обо всём содеянном и выстраданном людьми (этот мотив есть уже в «Книге Даниила», 7, 10. По некоторым апокрифическим версиям, эту всеобъемлющую мировую хронику ведёт вознесённый на небеса Енох).
Праведники, приветствуемые ангелами, шествуют в рай, между тем как грешники насильно увлекаемы глумливыми бесами в ад. Фоном С. С. Служит космическая катастрофа, знаменующая конец мира. Солнце и луна меркнут, звёзды спадают с неба, само небо свёртывается, как свиток (Матф. 24, 29 и Апок. 6, 12- 14), от престола судьи льётся огненная река (Дан. 7, 10).Среди поэтических разработок темы С. С. Византийская поэма (т. Н. Кондак) Романа Сладкопевца (6 в.), древневерхненемецкий эпос «Муспилли» (9 в.) и латинская секвенция «Dies irae» («День гнева», 13 в. Вошла в состав католической заупокойной службы, т. Н. Реквиема), а также многочисленные фольклорные тексты, в т. Ч. Русские «духовные стихи». Искусство зрелого средневековья создаёт многофигурные композиции, где Христос восседает на престоле в центре, по обеим сторонам от него сидят двенадцать апостолов, также участвующих в совершении суда, дева Мария и Иоанн Креститель стоят перед престолом Христа, а Адам и Ева припадают к его стопам, умоляя за грешное человечество, ангелы трубят в трубы, апостол Пётр впускает праведных в рай, бесы ввергают грешников в ад и т.
Д. Иконографическая схема формируется в Византии к 11 в. И оттуда распространяется на Италию (мозаика собора в Торчелло, 12 в.), на южнославянский мир и на Русь (фрески Дмитриевского собора во Владимире, 12 в., и Успенского собора во Владимире, нач. 15 в.). И в искусстве готики и раннего Ренессанса, и в русской иконе 16-17 вв. Она подвергается различным модификациям, но лишь Микеланджело (фреска Сикстинской капеллы) порвал с традицией, подчинив тему своим собственным идеалам - титаническому гневу Христа на человечество отвечает столь же титаническое отчаяние человечества. Лит. Сахаров В., Эсхатологические сочинения и сказания в древне-русской письменности и влияние их на народные духовные стихи, Тула, 1879.
Буслаев Ф. И„ Изображение страшного суда по русским подлинникам, в кн. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, т. 2, СПБ, 1861. Его же, Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI в. По XIX в., [т. 1-2], СПБ, 1884. The background of the New Testament and its eschatology, ed. By W. D. Davies and D. Daube, Camb., 1956.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Страшный Суд
На нашем сайте Вы найдете значение "Страшный Суд" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Страшный Суд, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 12 символа