Страшный Суд

121

(греч. Ή ήμέρα τής κρίδεως, ср. Англ. Doomsday, «день судный», лат. Iudicium universale, «вселенский суд». Нем. Das jüngste Gericht, «последний суд»), в христианской эсхатологии предстоящий в «конце времён» суд вторично пришедшего Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми, воскресающими во плоти для этого суда и получающими по приговору судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечное наказание в аду. Уже в египетской мифологии известен мотив взвешивания на весах во время загробного суда добрых и злых дел каждого человека перед лицом Осириса (ср. В западноевропейской иконографии С. С. Архангела Михаила, держащего весы). В ветхозаветной традиции получила развитие идея «дня Яхве» - полного и окончательного торжества Яхве над своими врагами на земле (ср.

Ис. 13, 2-9. Иезек. 30, 3 и др.). По мере усиления эсхатологических интересов (отразившихся, например, в ветхозаветной «Книге Даниила», 2 в. До н. Э.) и распространения веры в воскресение мёртвых «день Яхве» всё более отчётливо понимается как С. С. В новозаветных текстах неоднократно описывается, чаще всего в аллегорической форме, конечное отделение злых людей от добрых («козлов» от «овец», «плевелов» от «пшеницы», Матф. 13, 30. 25, 32-33 и др.). Упоминается эсхатологическое явление «сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою», под громогласные звуки ангельской трубы (Матф. 24, 30-31. «труба» - несомненно, шофар, т. Е. Музыкальный инструмент из бараньего рога). В присутствии всех ангелов судья воссядет на престоле, перед которым соберутся «все народы» (Матф.

25, 31-32), и свершится суд. Оправданные станут по правую руку от судьи (счастливая сторона), осуждённые - по левую (Матф. 25, 34- 46). Эти образы были систематизированы и приведены в связную, наглядную картину раннехристианскими и средневековыми писателями, среди которых особую роль сыграл Ефрем Сирии (4 в.). Земля и море, звери, птицы, рыбы и гроба отдают назад поглощённые ими тела мертвецов. Человек, очнувшийся от смертного сна, со страхом видит грозную славу Христа и ждёт своего приговора. Раскрываются книги, символизирующие полноту знания бога обо всём содеянном и выстраданном людьми (этот мотив есть уже в «Книге Даниила», 7, 10. По некоторым апокрифическим версиям, эту всеобъемлющую мировую хронику ведёт вознесённый на небеса Енох).

Праведники, приветствуемые ангелами, шествуют в рай, между тем как грешники насильно увлекаемы глумливыми бесами в ад. Фоном С. С. Служит космическая катастрофа, знаменующая конец мира. Солнце и луна меркнут, звёзды спадают с неба, само небо свёртывается, как свиток (Матф. 24, 29 и Апок. 6, 12- 14), от престола судьи льётся огненная река (Дан. 7, 10).Среди поэтических разработок темы С. С. Византийская поэма (т. Н. Кондак) Романа Сладкопевца (6 в.), древневерхненемецкий эпос «Муспилли» (9 в.) и латинская секвенция «Dies irae» («День гнева», 13 в. Вошла в состав католической заупокойной службы, т. Н. Реквиема), а также многочисленные фольклорные тексты, в т. Ч. Русские «духовные стихи». Искусство зрелого средневековья создаёт многофигурные композиции, где Христос восседает на престоле в центре, по обеим сторонам от него сидят двенадцать апостолов, также участвующих в совершении суда, дева Мария и Иоанн Креститель стоят перед престолом Христа, а Адам и Ева припадают к его стопам, умоляя за грешное человечество, ангелы трубят в трубы, апостол Пётр впускает праведных в рай, бесы ввергают грешников в ад и т.

Д. Иконографическая схема формируется в Византии к 11 в. И оттуда распространяется на Италию (мозаика собора в Торчелло, 12 в.), на южнославянский мир и на Русь (фрески Дмитриевского собора во Владимире, 12 в., и Успенского собора во Владимире, нач. 15 в.). И в искусстве готики и раннего Ренессанса, и в русской иконе 16-17 вв. Она подвергается различным модификациям, но лишь Микеланджело (фреска Сикстинской капеллы) порвал с традицией, подчинив тему своим собственным идеалам - титаническому гневу Христа на человечество отвечает столь же титаническое отчаяние человечества. Лит. Сахаров В., Эсхатологические сочинения и сказания в древне-русской письменности и влияние их на народные духовные стихи, Тула, 1879.

Буслаев Ф. И„ Изображение страшного суда по русским подлинникам, в кн. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, т. 2, СПБ, 1861. Его же, Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI в. По XIX в., [т. 1-2], СПБ, 1884. The background of the New Testament and its eschatology, ed. By W. D. Davies and D. Daube, Camb., 1956.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Страшный суд

(«Стра́шный суд»,) в некоторых религиях (в иудаизме, в христианстве, в исламе) «последнее» судилище, которое должно окончательно определить судьбы «грешников» и «праведников». Элементы представлений о «посмертном суде» за поступки в земной жизни существовали в разных древних религиях (например, в древнеегипетской — верование в суд Осириса). Сохранив эти верования, христианство выдвинуло (в Апокалипсисе, 1 в. Н. Э.) идею о «втором пришествии» Христа, который будет творить «С. С.» над живыми и вос..

Страшный Суд

"СТРАШНЫЙ СУД" - в монотеистических религиях (христианство, ислам, иудаизм) последнее судилище, которое должно определить судьбы грешников и праведников. С идеей "Страшного суда" связаны эсхатологические учения.. ..

Страшный Суд

Торжество божественной справедливости, которое произойдет после конца мира. На этом Суде Судьею явится Сын Божий, пришедший во славе судить живых и мертвых, после чего праведники пойдут в Царствие Небесное, а грешники осуждены будут на вечные муки в аду.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Страшный Суд

СТРАШНЫЙ СУД, в монотеистических религиях (иудаизм>, христианство, ислам>) последнее судилище, которое должно определить судьбы грешников и праведников. С идеей страшного суда связаны эсхатологические учения.. ..

Страшный суд

По евангельскому слову, "Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну. И дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий" (Иоан. V, 22 и 27), почему Он и произведет над всеми народами суд, когда приидет во славе Своей и все святые ангелы с Ним (Матф. XXV, 31,32). Ангелы при кончине века соберут избранных от четырех ветров от края небес до края их (Матф. XXIV, 31), а также соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Матф. XIII, 41) и отделят злых из среды правед..

Страшный суд

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Страшный суд

Ср. Вас ожидает в будущем страшное горе. Одинокая старость, болезни, а потом ответ на Страшном суде. Ужасно, ужасно. Венчайтесь, скорее венчайтесь!А.П. Чехов. Дуэль. 10.Ср. На страшный суд, нелицемерный,Стекутся люди всяких вер;Цари смешаются с рабами,Безумцы станут с мудрецами,С ханжой столкнется изувер.Кн. Долгорукой. Завещание.Ср. Воздаст человеку по делам его.Притч. 24, 12.см. Трубный глас.см. Божий суд.. ..

Страшный суд

По религиозным представлениям. Суд, который якобы будет устроен Богом над всеми людьми (живыми и мёртвыми), когда наступит конец света. Но торжеством его искусства была одна картина… в которой изобразил он святого Петра в день страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа (Гоголь. Ночь перед Рождеством). Бабы ахали и охали… безвольно взирая на то, как разбойничают там и сям огненные сполохи. — А уж не перед страшным ли это судом. — восклицала какая-нибудь из особенно набожных,..

Страшный суд

«Великая эсхатология». ..

Страшный Суд

— в монотеистических религиях (христианство, ислам, иудаизм) последнее судилище, которое должно определить судьбы грешников и праведников.. ..

Страшный суд

Стра́шный суд, Су́дный день — в эсхатологических религиях и верованиях — последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.Представления о Страшном суде в христианствеВ христианстве догмат о всеобщем воскрешении, Судном дне и Воздаянии является одним из основополагающих. В числе прочих он входит в Никео-Царьградский Символ веры и в предшествовавший ему древний Апостольский Cимвол веры.Согласно Евангелию. «Отец не с..

Страшный Суд

Суд, который наступит после конца мира и Судией на котором явится Сын Божий, Иисус Христос. Он будет судить живых и мертвых, после чего праведники пойдут в царство небесное, а нераскаявшиеся грешники - в вечные муки ада.. ..

Страшный Суд

В христианской мифологии предсказанный суд вновь пришедшего на Землю Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми. Все умершие в момент Страшного суда должны воскреснуть и получить по своим заслугам (по вере его, с точки зрения протестантов, и по делам его, с точки зрения остальных христиан). Представление о Страшном суде восходит, по мнению большинства исследователей, еще к египетской религии и однозначно к ветхозаветному мифу о судном дне. В более поздних источниках также упоминается пред..

Страна Молодости

См. Тир-на-ог(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Стратон

(Strato, Στράτων). Философ-перипатетик, занимавшийся главным образом естественными науками. Он был учителем Птоломея Филадельфа и процветал около 288 г. До Р. X.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Стрибог

(др.-рус. Стрибогъ, из индоевроп. *ptr-ei,- *dejwo, «отец-бог», с развитием первого элемента по тому же типу, что др.-рус. Стрый, «дядя по отцу», при лат. Patruus, и заменой второго элемента на *bog-), в восточнославянской мифологии божество древнерусского пантеона, кумир которого был установлен в Киеве в 980. В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря, что, видимо, указывает на атмосферные функции С. В древнерусских текстах имя С. Постоянно сочетае..

Стримон

(Srymon, Στρυμών). Река на границе Македонии и Фракии. На ней расположен был Амфиполис.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Страшный Суд Страшный Суд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Страшный Суд" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Страшный Суд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 12 символа