Тайцзи

247

(«высшее начало», «великий предел»), в китайской космологии, мифологии и натурфилософии одно из основополагающих понятий. В космологических представлениях 2-й половины 1-го тыс. До н. Э. Т. Выступает в качестве исходной точки возникновения тьмы вещей, всей вселенной. В «Сицы-чжуань» («Приложенные изречения. Комментарий [к „И цзину"]», 5-3 вв. До н. Э.) говорится. Т. Рождает две (элементарные) формы (силы инь и ян), которые рождают четыре (вторичные) формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое ян), порождающие восемь гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, вода, гора, земля. См. Ба гуа). Комментарии, написанные в 3 и 7 вв. Н. Э., поясняют, что Т. Рождает две элементарные формы, ибо бытие непременно начинается в йебытии. Т. Существовал до разделения неба и земли, когда первоначальная жизненная энергия (эфир) находилась в смешанном (хаотичном) состоянии и была единой, т.

Е. Являлась «великим началом», «великим единством (Тай-и)». Отождествление Т. С Тай-и, с одним из высших божеств, объектом поклонения и жертвоприношений в древнем, а затем в танском (8 в. Н. Э.) Китае непосредственно связывает Т. С мифологией.Дальнейшее развитие концепция Т. Получила в средние века у сунских неоконфуцианцев, особенно у Чжоу Дунь-и (1017-73), Шао Юна (1011- 1077), Лу Цзю-юаня (1139-93) и Чжу Си (1130-1200). Интерпретация и изложение Чжу Си понятия Т. Завершили его разработку. Независимо от возникновения при этом полярного расхождения между материалистической или близкой к таковой трактовкой «И цзина» у Чжоу Дунь-и и идеалистической у Чжу Си в обоих направлениях Т. Является праначалом космогонического процесса, создавшего всю вселенную, включая человека.

В своём графическом выражении понятие Т. Широко распространилось в народных верованиях и мифологии, где самостоятельно либо чаще вместе с восемью триграммами стало частью картин-талисманов, оберегающих людей от нечистой силы. Очень часты изображения символов Т. Вместе с фигурами мифических персонажей или животных. Они встречаются в орнаменте тканей и одежды, а также на монетах. Понятие и эмблема Т. Проникли также и в соседние страны Дальнего Востока, в особенности в Японию (тайкёку).Лит. «И цзин» («Каноническая книга перемен»), в серии. Шисань цзин чжу-шу, т. 2, Пекин, 1957, с. 388-89, Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 19вв. Сычев Л. П. Сычёв В. Л., Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве, М., 1975.

Юань К э. Мифы древнего Китая, М., 1965. Werner Е. Т. С., Myths and legends of China, L., 1924, p. 83-92, 136-38, 142-44;его же, A dictionary of Chinese mythology, Portland, 1977. Williams C. A. S„ Outlines of Chinese symbolism and art motives. Shanghai, 1941.С. Кучера.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Тайцзи

ТАЙЦЗИ - в китайской мифологии и философии космическое начало, порождающее инь и ян.. ..

Тайцзи

В китайской мифологии и философии космическое начало, порождающее инь и ян.. ..

Тайцзи

Великий Предел, единая субстанция в понятиях неоконфуцианства.. ..

Тайная Вечеря

Последняя вечеря (греч. Μυστιχός δετπνος, лат. Ultima cena), в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти Христа. Т. В. Совершается в первый день иудейской пасхи (Матф. 26, 17. Мк. 14, 12. Лук. 22, 7. По Ио. 13, 1. 18, 28 - накануне пасхи), отмечаемый ритуальным закланием и вкушением агнца (символическая параллель с образом Христа как «агнца божьего», добровольно принёсшего себя в жертву). ..

Тайская Мифология

Т. М. Испытывала воздействие индуизма и буддизма. Внешние влияния меньше всего затронули мифологию ахомов, переселившихся в 13 в. В северо-восточную Индию, и тайских народов, расселённых на востоке Индокитая и юге Китая. У ахомов сохранилась одна из древнейших тайских версий создания мира (см. Пхатувчунг). У всех тайских народов Индокитая обнаруживаются черты общей мифологической системы.Весьма своеобразны мифы тайских народов Вьетнама о небесной реке Такхай, вытекающей из грота, о страже двери ..

Тайшань

(«великая гора»), Дунъ-юэ («восточный пик»), в китайской мифологии священная гора (находится на полуострове Шаньдун). Как место жертвоприношений небу Т. Связывается с мифическим правителем Шунем («Шу цзин», «Книга истории», древнейшие части 14- 11 вв. До н. Э.) и даже с первопредком Фу-си («Исторические записки» Сыма Цяня, 2-1 вв. До н. Э.). В апокрифических текстах рубежа н. Э. Т. (её дух) рассматривается как внук верховного небесного государя, который призывает к себе души умерших людей. Счита..

Такама-но Хара

(др.-япон. «равнина высокого неба»), в японской мифологии верхний небесный мир, место обитания небесных богов, божественных предков, в отличие от земли - места обитания земных духов и людей. Здесь владычествует богиня Аматэрасу, главное божество синтоистского пантеона, расположены её дом, рисовые поля.е. С.-г.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Тайцзи Тайцзи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тайцзи" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тайцзи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа