Тайцзи
(«высшее начало», «великий предел»), в китайской космологии, мифологии и натурфилософии одно из основополагающих понятий. В космологических представлениях 2-й половины 1-го тыс. До н. Э. Т. Выступает в качестве исходной точки возникновения тьмы вещей, всей вселенной. В «Сицы-чжуань» («Приложенные изречения. Комментарий [к „И цзину"]», 5-3 вв. До н. Э.) говорится. Т. Рождает две (элементарные) формы (силы инь и ян), которые рождают четыре (вторичные) формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое ян), порождающие восемь гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, вода, гора, земля. См. Ба гуа). Комментарии, написанные в 3 и 7 вв. Н. Э., поясняют, что Т. Рождает две элементарные формы, ибо бытие непременно начинается в йебытии. Т. Существовал до разделения неба и земли, когда первоначальная жизненная энергия (эфир) находилась в смешанном (хаотичном) состоянии и была единой, т.
Е. Являлась «великим началом», «великим единством (Тай-и)». Отождествление Т. С Тай-и, с одним из высших божеств, объектом поклонения и жертвоприношений в древнем, а затем в танском (8 в. Н. Э.) Китае непосредственно связывает Т. С мифологией.Дальнейшее развитие концепция Т. Получила в средние века у сунских неоконфуцианцев, особенно у Чжоу Дунь-и (1017-73), Шао Юна (1011- 1077), Лу Цзю-юаня (1139-93) и Чжу Си (1130-1200). Интерпретация и изложение Чжу Си понятия Т. Завершили его разработку. Независимо от возникновения при этом полярного расхождения между материалистической или близкой к таковой трактовкой «И цзина» у Чжоу Дунь-и и идеалистической у Чжу Си в обоих направлениях Т. Является праначалом космогонического процесса, создавшего всю вселенную, включая человека.
В своём графическом выражении понятие Т. Широко распространилось в народных верованиях и мифологии, где самостоятельно либо чаще вместе с восемью триграммами стало частью картин-талисманов, оберегающих людей от нечистой силы. Очень часты изображения символов Т. Вместе с фигурами мифических персонажей или животных. Они встречаются в орнаменте тканей и одежды, а также на монетах. Понятие и эмблема Т. Проникли также и в соседние страны Дальнего Востока, в особенности в Японию (тайкёку).Лит. «И цзин» («Каноническая книга перемен»), в серии. Шисань цзин чжу-шу, т. 2, Пекин, 1957, с. 388-89, Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 19вв. Сычев Л. П. Сычёв В. Л., Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве, М., 1975.
Юань К э. Мифы древнего Китая, М., 1965. Werner Е. Т. С., Myths and legends of China, L., 1924, p. 83-92, 136-38, 142-44;его же, A dictionary of Chinese mythology, Portland, 1977. Williams C. A. S„ Outlines of Chinese symbolism and art motives. Shanghai, 1941.С. Кучера.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Тайцзи
На нашем сайте Вы найдете значение "Тайцзи" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тайцзи, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 6 символа