Тангутская Мифология

181

Мифо-логия тангутских (дансянских) племён (самоназвание - «ми» или «миняг»), живших в 6-7 вв. В северо-западной части современной китайской провинции Сычуань, со 2-й половины 8 в. В центральных областях современного Ордоса, где они в кон. 10 в. Создали независимое государство Си Ся (982-1227). Отрывочные сведения о Т. М. Имеются в китайских и тибетских источниках, в оригинальных памятниках тангутской письменности и искусства, найденных П. П. Козловым в 1908-09 в Хара-Хото (аймак Эдзина, Внутренняя Монголия, КНР). Существовало по меньшей мере два мифологических цикла. О происхождении мира и правящей династии Нгвеми (Вэймин). Более древняя версия цикла мифов о происхождении мира, зафиксированная в пособии по изучению тангутской письменности «Крупинки золота на ладони» (создан по образцу китайского «Цянь цзы вэнь» - «Тысячесловия»), содержит первоначальные представления о спонтанном возникновении мироздания.

Другая версия этого цикла, подвергшаяся буддийскому влиянию, сохранилась в системе шифров к тангутскому тексту «Маха праджня парамита сутра», определяет источником происхождения всего сущего беспредельную, всепобеждающую пустоту. Вместе с тем Т. М. Испытала влияние и тибетской мифологии (ср., в частности, тибетский миф о первоначальном яйце, породившем первочеловека). В Т. М. Горы («столбы неба», «гвозди земли») соединяют воедино небесную, промежуточную (включая и поверхность земли) и подземную сферы мироздания. На горах обитают духи.В преданиях о происхождении тангутов они подразделялись на племя черноголовых и племя краснолицых. Прародителя черноголовых называли Мбу, одного из его сыновей - Гу. Предок правящего рода Рату был женат на тибетской девушке и имел семь сыновей.

Он и его потомки воевали с тибетцами и китайцами. Хоха, имевший внешность чёрного быка, сражался со слоном и, победив его, отрезал у него бивни, а Нриуриу (подобный собаке) победил тигра и выдрал у него когти. Третий из потомков Рату, Гине, имел облик коня. Прародительница правящего дома - «матушка Ама» обладала серебряным чревом и золотыми грудями. Она известна наряду с «несравненной прародительницей тангутов Те». Один из потомков «матушки Ама» Нгуде, спарившийся с драконом, был прародителем основателя династии Сехо. Из тибетских источников известно, что отец Сехо был демоном-змеем, а мать - демоном-людоедом. Эти предания, несомненно, связаны с тибетским мифом о происхождении тибетских племён от брака горной ведьмы и обезьяны.

Один тибетский текст связывает происхождение тангутской династии с преданием на сюжет об избиении младенцев. Царь сильной династии, узнав, что должен родиться младенец, будущий основоположник новой династии, велит истребить всех новорождённых. Но один из них чудом спасается. Он плывёт по реке, его находит корова и вскармливает своим молоком. В государстве Си Ся получили большое распространение усвоенные с буддизмом культы небесных светил, в т. Ч. И вымышленных планет. Индийских Раху и Кету и китайских Цзыци и Юэбо. На иконах из Хара-Хото встречаются изображения солнца с эмблемой ворона в головном уборе, луны с эмблемой зайца (заимствова ние из древнекитайской мифологии), а также духа планеты Сатурн в виде старца с деревянным посохом и печатью (для устрашения нечисти).

На этом иконическом образе сказалось индийское и китайское влияние. Дух Венеры - это женщина с лютней в руке, в её причёске эмблема Венеры - изображение курицы. Планета Венера особо почиталась в Си Ся, так как она трактовалась даосами как «Великая белая западной стороны планета металла», с ней был соотнесён белый цвет, а слова «белое великое» входили в официальное наименование тангутского государства. Божество планеты Юпитер представлялось (по китайской традиции) в образе чиновника, Марса - четырёхрукого воина с отрубленной головой врага и свирепым видом. На его темени - конская голова.Лит. Вновь собранные крупинки золота на ладони. Тангутский фонд Ленинградского отделения Института Востоковедения АН СССР, Танг 39, инв.

№ 741. Кочетова С. М., Божества светил в живописи Хара-Хото, в сб. Государственный Эрмитаж. Труды отдела Востока, т. 4, Л., 1947, с. 471-502. Кычанов Е. И., «Гимн священным предкам тангутов». Письменные памятники Востока, в сб. Историко-филологические исследования. Ежегодник. 1968, М., 1970, с. 217-31. Маха праджня парамита сутра. Тангутский фонд Ленинградского отделения ин-та Востоковедения АН СССР, Танг 334. Море идеографов, там же, Танг 14. Невский Н. А., Тангутская филология, кн. 1-2, М., I960. Stein R. A., Mi-Nag et Si-Hia. Géographie historique et légendes ancestrales, «Bulletin de l'École Française d'Exreme-Orient», 1951, t. 44, fasc. 1, p. 223---65. Его же, Nouveaux documents tibétaines sur la Mi-Nag Si-Hia, в кн. Mélanges de sinologie offerts a Monsieur Paul Demieville, P., 1966, p.

281-89;его же, Les tribus anciennes des marches Sinotibetaines. P., 1961.Е . И. Кычанов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Танатос

Фанат (Θάνατος), в греческой мифологии олицетворение смерти (Неs. Theog. 211 след. Нот. П. XIV 231 след.). В трагедии Еврипида «Алкестида» излагается миф о том, как Геракл отбил от Т. Алкестиду. Хитрому Сисифу удалось заковать Т. И продержать в плену несколько лет, в течение которых люди перестали умирать.а. Т.-г.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Тангун

В корейской мифологии родоначальник корейцев, основатель корейского государства Древний Чосон.Записи мифа в фрагментах сохранились только в корейских памятниках 13-15 вв. Согласно «Самгук юса», верховный небесный владыка Хванин даровал сыну Хвануну три небесные печати и отправил его править людьми. Спустился тот с трехтысячной свитой [духов] на трехглавую вершину Тхэбэксан, где под деревом был жертвенник духам (в других источниках. «под священное дерево Тан». См. Синдансу). Это место назвали Оби..

Тантал

(Tantalus, Τάνταλος). Сын Зевса и богини богатства Плуто, отец Пелопса и Ниобы. Он раскрыл вверенные ему тайны Зевса и предложил в пищу богам разрубленного им на куски сына своего Пелопса. За это он был предан в подземном мире страшному наказанию. Он должен был сидеть по горло в воде, и над головою его висели великолепные плоды, причем его постоянно терзали жажда и голод. Но как только он наклонялся, чтобы напиться, или протягивал руку к плодам, чтобы утолить голод, вода опускалась, а плоды подн..

Тао Куэн

Во вьетнамской мифологии божество земли. В народных представлениях Т. К. Часто объединяется в один образ с Тхэн Бепом, духом домашнего очага. Т. К. Имеет облик дракона, нередко - старца. Считалось, что он знает о всех людских делах. За семь дней до нового года по лунному календарю Т. К. Покидает землю и отправляется на небо к верховному божеству Нгаук Хоангу, земля в это время отдыхает и люди не смеют её тревожить не только плугом и бороной, но и мотыгой. С возвращением Т. К. На землю перед перв..

Дополнительный поиск Тангутская Мифология Тангутская Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тангутская Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тангутская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 20 символа