Ульгень
В мифологии алтайцев и шорцев верховное божество, демиург и громовержец, глава светлых чистых духов, населяющих небесную сферу мироздания. Эпитеты У. - «светлый», «белый», «белая светлость», «белый светлейший государь», «молниеносец», «громовержец», «палящий», «двигающий солнце и луну», «синий» (ср. Тенгри), богатый, обильный. Он именуется также Курбустанака (Кубустан-аакай, букв. «Курбустан-батюдпка»), сближаясь таким образом с монгольским Хормустой. У. Восседает на золотом престоле в золотом дворце с золотыми воротами, находящемся над всеми светилами в высшей и центральной точке мироздания [вершина мировой горы (Алтын ту у алтайцев, Пустаг у шорцев, Согра у челканцев) либо 9-й, 12-й, 15-й ярусы неба]. Иногда У.
Представляется длиннобородым старцем (у шорцев), трёхликим, «с тремя шапками» (тремя головами?), имеющим трёх сыновей. Темир-каан, Сол-тыган, Дьажиган (у кумандинцев). В других случаях речь идёт о семи сыновьях и семи (девяти, двенадцати) дочерях У. - «чистых девах». Зафиксировано большое количество имён сыновей У. (божеств-покровителей родов алтайцев). Каршит (иногда это прозвище самого У.), Кара-куш (см. Каракус), Караш, Бурча-каан, Буура-каан, Бакты-каан (Вахтаган, Пактаган), Дьажил-каан и др. К сыновьям У. Иногда причисляется также Дьайык (Яйык) - светлый небесный дух, часть божественной сущности У., посредник между ним и людьми, персонаж эсхатологических мифов (о всемирном потопе, светопреставлении). Мать У.
- Таз-каан (у алтайцев), жена - Чаашин или Солтон (у челканцев).У. Противостоит и подчинён Эрлик (в частности, карает он по распоряжению У.). Иногда У. - брат Эрлика (старший или младший), иногда его создатель либо его создание. Согласно одному из мифов, У. Парит над безбрежным первобытным океаном и не находит островка суши или садится на единственный торчащий из воды камень. Очевидно, он имеет облик птицы (утки). Эрлик, также в образе птицы, по поручению У. (или сам) ныряет за землёй на дно океана. Иногда У., наученный обитающей в мировом океане Белой матерью (Ак эне), создаёт землю, небо, всех тварей и трёх гигантских рыб, на которых держится земля. В шорском варианте У., находящийся вместе с Эрликом в пустоте, «от скуки» изготавливает небо, солнце, луну, звёзды и ровную землю, а Эрлик воздвигает на ней горы, одну из которых, самую высокую и красивую (Пустаг, Мустаг, Согра), У.
Выбирает в качестве своего местопребывания. В некоторых алтайских мифах У. Творит, находясь на «Золотой горе» (Алтын ту), а Эрлик по злому умыслу или неумению портит землю, покрывая её кочками и топями. Существует миф, согласно которому У. (как и Эрлик) - один из семи братьев-праведников, спасшихся от всемирного потопа, устраивающий обновлённую землю. Аналогично дополняют друг друга У. И Эрлик в антропогонических мифах (Эрлик вдувает в сотворённого У. Человека душу). По некоторым мифам, У. Добывает огонь, чтобы отогнать гадов и насекомых, вызванных к жизни Эрликом, но не сообщает секрет его добывания людям (они узнают его от коростеля. В других мифах добыванию огня У. Учат лягушка или сыч).Этимология имени У. И его соотношение с бурятским мифологическим термином Ульгень (Улгэн эха, Улгэн дэлхэй - неперсонифицированное женское земное божество, см.
Этуген) неясны.Лит. Потанин Г. Н., Очерки северозападной Монголии, в. 4, СПБ. 1883, с. 70-71, 218-20. Вербицкий В. И., Алтайские инородцы, М., 1893, с. 43-44, 89-93. Никифоров Н. Я., Аносский сборник, Омск, 1915, с. 240, 250. Анохин А. В., Материалы по шаманству у алтайцев, [Л.], 1924, с. 1-18. Каташ С. С., Мифы, легенды Горного Алтая, Горно-Алтайск, 1978, с. 15-16. Хлобина И. Д., Из мифологии и традиционных религиозных верований шорцев, в кн. Этнография народов Алтая и Западной Сибири, Новосибирск, 1978, с. 70-73.С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Ульгень
На нашем сайте Вы найдете значение "Ульгень" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ульгень, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 7 символа