Умирающий И Воскресающий Бог

187

Как главный персонаж мифов (особенно характерных для древних культур Средиземноморья) У. И в. Б. Оказывается во вражде с драконом, хтоническим демоном или божеством, олицетворяющим деструктивные силы природы (напр., Осирис с Сетом, Балу с Муту, Инанна с Эрешкигаль), либо каким-нибудь вольным или невольным проступком вызывает гнев богини-матери или своей божественной партнёрши (Думузи - Инанны, Адонис - Артемиды, Дионис - Геры). В результате конфликта бог - герой мифа погибает (Осирис, Балу, Адонис, Аттис, Дионис), исчезает (Телепинус, Деметра), терпит временное поражение, теряет какой-либо жизненно важный орган (Гор, сын Осириса, - глаз, хеттский бог грозы - глаза и сердце). На поиски бога (или на помощь ему) уходит сестра, мать, жена, реже - сын или другой родич.

Они находят бога, возвращают в его жилище или возрождают к жизни, при этом бог - один или чаще при их содействии убивает своего демонического противника (напр., Балу - Муту и Йам-му, хеттский бог грозы с помощью Инары и Хупасияса - змея Иллуянку). Воскрешённый (или возвращённый) бог восстанавливает свой прежний статус, но иногда одновременно становится богом подземного царства (как Осирис, чьим земным субститутом оказывается Гор).Мифам об умирающих (шире. Исчезающих) и воскресающих (возвращающихся) богах свойственна, как правило, природная, земледельческая семантика. Так, египетский Осирис обучен своей женой-сестрой Исидой земледелию и сам в качестве культурного героя научил людей земледелию и скотоводству.

Он отождествляется в мифах с зерном ячменя или пшеницы, а его смерть и воскресение - с отливами и разливами Нила. В шумерской мифологии Инанна олицетворяет плодородие земли, а её супруг Думузи, обновляющий мир в постоянной череде сезонов года, - производительные силы весны. Гибель Балу, бога бури, дождя и связанного с дождём плодородия, приводит к засухе и увяданию, его воскресение - к расцвету в природе. О неурожае, засухе и голоде, вызванных смертью или уходом бога, и соответственно о пробуждении природы при его появлении сообщается в мифах об Адонисе, Аттисе, Деметре и Персефоне и др.В Древнем Египте драма смерти и воскресения Осириса разыгрывалась на великом земледельческом празднике, приуроченном ко времени наибольшего разлива Нила.

В Месопотамии ещё в 3-м тыс. До н. Э. В периоды весеннего или осеннего равноденствия ритуально воспроизводился священный брак Думузи и Инанны, символизирующий возрождение плодородия в природе. Тема смерти и воскресения угаритского Балу также, по-видимому, лежала в основе соответствующей ритуальной церемонии. У хеттов миф о борьбе бога грозы и дракона Иллуянки входил в состав ритуальных текстов празднества пурулли, происходившего весной и призванного отвратить после прекращения зимних дождей грозящую земле засуху. Земледельческими в своей основе культами были культ Адониса, распространившийся из Сирии по всему Средиземноморью, греческие дионисии, а также элевсинские мистерии, посвящённые Деметре и Персефоне и восходящие к празднику первого урожая.

Непременным их компонентом был ритуальный плач участников об умершем (или исчезнувшем) боге и последовавшем оскудении земли. Таким образом, эти мифы представляют собой основную разновидность природных, календарных мифов (см. Календарь). Культовая фигура Великой богини-матери, персонифицирующей творческие силы природы, сохраняет в них своё значение. Однако с развитием аграрного общества и укреплением мужского пантеона она обычно уступает часть своих функций мужскому земледельческому божеству (Осирису, Балу, Телепинусу, Адонису, Дионису и др.) и фигурирует в календарных мифах главным образом как его мать, сестра, возлюбленная или жена.Миф об У. И в. Б., представленный в древних земледельческих цивилизациях Средиземноморья, имеет соответствия как в архаических, так и в более поздних культурах (ср.

Мифы об умирающем и воскресающем звере у палеоазиатов и многих других народов). В прямом или косвенном отношении к мифам об У. И в. Б. Находится и ряд архаических ритуалов. Умерщвление царя-колдуна как акт земледельческой магии. Убийство животного, отождествляемого со змеем или водяным духом, как часть процедуры вызывания дождя. Принесение девушки в жертву водяному демону ради обеспечения плодородия, а также многочисленные весенние обряды.Вместе с тем и семантика мифа об У. И в. Б. (сезонный цикл года сопоставляется с солярным циклом дня, органическим циклом человеческой жизни, периодическим столкновением сил «порядка» и «хаоса», регулярным обновлением царской власти и т. П.), и его композиционная структура, восходящая к архаической мифологической модели (уход героя из обыденного мира - борьба с потусторонними силами - победа над ними - овладение объектом, необходимым для восстановления благополучия, - возвращение), обусловили его близость, а иногда и естественный синкретизм с широким кругом астральных, космогонических, эсхатологических, инициационных мифов.

Так, представление об У. И в. Б. Оказывается органичным для группы мифов, связанных с суточным движением солнца и луны. Переход от света к мраку и от мрака к свету рисуется в них как следствие борьбы солярного бога с хтоническим чудовищем, поражения бога и последующей его победы (сравни египетский миф о Ра и Апопе). Общепризнано воздействие содержания и композиционных моделей мифов об У. И в. Б. На весьма широкий круг мифов о героях (в частности, Геракле, Актеоне, Орфее и Эвридике), сказок (ср., например, египетскую «Сказку о двух братьях»), религиозных легенд и представлений (ср. Евангельский рассказ о смерти и воскресении Иисуса Христа). Но ощутима также их связь с сюжетными схемами классического эпоса. Эпический конфликт вызван, как правило, или посягательством на благополучие героя сверхъестественного противника, связанного с хтоническими силами, или гневом на него оскорблённой богини.

Герой (героиня) умирает, похищен или временно исчезает (Акхат, Энкиду, Сита, Брисеида, Елена, Одиссей, пандавы. Рама). Муж, сестра, родичи сражаются с чудовищами и демонами (Гильгамеш с Хумбабой и Быком небес, Ахилл с Ксанфом, Одиссей с чудовищами моря, пандавы и Рама с ракшасами), оказываются в подземном мире (Гильгамеш, Одиссей, Рама), едва не гибнут (Гильгамеш, Ахилл, Одиссей, Рама, пандавы). В конце концов герои одерживают победу, соединяются, восстанавливают утраченное благополучие.Лит. Мелетинский Е. М., Мифы древнего мира в сравнительном освещении, в сб. Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971, с. 68-133. Гринцер П. А., Эпос древнего мира, там же, с. 134-205. Иванов В. В. Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974.

Мелетинский Е. М., Поэтика мифа, М., 1976.П. А. Гринцер.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Умай

В мифологии древних тюрок богиня, олицетворяющая женское, земное начало и плодородие. Покровительствует воинам и супруге кагана, которая обликом подобна У. Видимо, считалась супругой Тенгри (неба). Упоминается в рунических текстах 7-8 вв. Некоторые исследователи предполагают, что образ У. Генетически связан с иранской мифологической птицей Хумай, которая, бросая свою тень на человека, делает его счастливым. Пережитки веры в У. Сохранялись в мифологиях ряда тюркоязычных народов. Например, у огузо..

Умбрия

(Umbria). Область средней Италии.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Умирающий И Воскресающий Зверь

Мифологический мотив умерщвления и оживления зверя широко распространён среди охотничьих народов, особенно в Северной Америке. Англ. Этнограф Дж. Фрэйзер в своём труде «Золотая ветвь» отмечал, что люди верят в священную природу зверя, на которого охотятся (по большей части это медведь или кит), и при помощи особого религиозного ритуала стараются умилостивить его и побудить присылать к людям своих сородичей - зверей. Советский этнограф В. Г. Богораз-Тан видел в мифе и обряде У. И в. З. Закономерн..

Умуги-химэ

(др.-япон. «дева-моллюск»), в японской мифологии богиня. У.-х. - действующее лицо в мифе о первом воскресении 0-кунинуси. Вместе с Кисакаи-химэ У.-х. Оживляет 0-кунинуси, поскоблив свою раковину и помазав этим порошком 0-кунинуси, «как материнским молоком», отчего он оживает в облике прекрасного юноши.Е. С.-Г.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Умирающий И Воскресающий Бог Умирающий И Воскресающий Бог

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Умирающий И Воскресающий Бог" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Умирающий И Воскресающий Бог, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 28 символа