Эсхатологические Мифы

622

(от др.-греч. Έσχατος, «последний»), мифы о предстоящем конце мира. В противоположность большей части мифов, повествующих о важнейших событиях прошлого - времени мифологического, Э. М. Содержат пророчества о будущем конце света. Космогонические и этиологические мифы составляли главное содержание архаичных мифологий. Э. М. Отсутствовали у народов, сохранявших первобытный уклад жизни и культуру. Для архаичных мифологий характерно представление о катастрофе, отделяющей мифические времена от настоящего. О потопе, пожаре, гибели поколения великанов (нартов, онаров и т. П.), обитавших на земле до появления человечества. Не будучи собственно эсхатологическими, эти мифы допускали возможность мировых катастроф. Вместе с тем представления о гибели мира подготавливаются в архаичных мифологиях календарными мифами о смерти и воскресении природы, о силах хаоса, злых духах и чудовищах, угрожающих существованию космоса (в чем усматривается один из факторов формирования этического учения о борьбе добра и зла), а также мифами о смерти и загробном мире.

К календарным мифам восходят, по-видимому, представления о космических циклах - периодах становления и гибели мира, известных уже архаичным мифологиям.Более актуальными для человечества были Э. М. Науа, ацтеков и др. (см. В ст. Индейцев Центральной Америки мифология) о циклических эпохах четырёх солнц. Гибель солнца, воплощения стабильности космоса, означала конец мира, поэтому силы солнца и богов необходимо было поддерживать регулярными кровавыми жертвоприношениями, призванными отсрочить очередную катастрофу, землетрясение и голод, от которых погибнут люди. Здесь, как и в первобытном обществе, ритуал оказывается средством гармонизации жизни вселенной и человечества, гарантом их долговечности.Этическая оценка мировой катастрофы прослеживается в эсхатологизированной германо-скандинавской мифологии, отражавшей в поздний период своего развития гибель родовых устоев.

Эсхатологическое «Прорицание вёльвы» повествует о клятвах, попранных самими богами. И на земле в последний век «бурь и мечей» братья станут убивать друг друга из корысти, близкие родичи погибнут в распрях и т. Д., пока не наступит день «судьбы богов» (см. Рагнарёк).Наиболее последовательное представление о космических циклах гибели и обновления мира даёт индуистская мифология. Вселенная погибает (пралая - гибель мира и богов), когда засыпает Брахма и наступает его ночь. С наступлением дня бог вновь творит вселенную. Однако индуистской мифологии, особенно на позднем этапе её развития, присущи и представления о постепенном упадке добродетели людей от критаюги - золотого века - до современной калиюги, во время которой возобладает порок, в мире сохранится лишь четверть дхармы, смешаются варны, прекратятся религиозные обряды, править будут жестокие чужеземцы, и которая завершится гибелью мира в огне, поднявшемся со дна океана.

С этими эсхатологическими мотивами связано и представление о грядущем судии и спасителе человечества Калкине. Однако цикличность гибели и обновления вселенной лишает эсхатологию конечного смысла. Показательно, что вселенная мыслится в позднем индуизме вообще как результат игры бога Вишну.Известную аналогию индуистскому учению о югах представляет античная концепция смены четырёх веков (Гесиод, Овидий). См. В ст. Золотой векПредставления о полной подчинённости судеб человечества безличным космическим циклам, равно как и о включённости рода и индивида во вселенский процесс обновления через смерть, были нарушены социальными сдвигами, кризисом архаичных устоев с возникновением огромных империй, подчинением общины и человека деспотической власти, чувством социальной нестабильности, которая, согласно Э.

М., угрожала и стабильности космоса. Поиски выхода из безразличного к людским судьбам вселенского кругооборота вели в иной внеприродный мир, были направлены, на обретение сверхчувственного состояния - буддийской нирваны, или на достижение вечного блаженства в загробном мире, как в египетской мифологии. В связи с обостряющимся чувством проходящее™ бытия и историчности мира актуализировались и Э. М. Архаичное стремление укрепить стабильность космоса ритуальными средствами сменяется напряженным ожиданием окончательной вселенской катастрофы, призванной принести избавление от бед этого мира. Особой завершённости этот процесс достиг в иранской мифологии. Иранские Э. М. Повлияли на развитие аналогичных сюжетов в иудаистической мифологии и христианской мифологии.

Христианская апокалиптика унаследовала мессианские идеи иудаизма, но преодолела его национальную ограниченность. Ожидание спасения становилось всё более настойчивым среди разнонациональных угнетённых низов Римской империи.На протяжении мировой истории, особенно в периоды социальных кризисов, Э. М. Актуализировались и развивались в пророчествах Мани. Комментариях Талмуда, в учениях эпохи Реформации и русского раскола 17- 18 вв. (раскольники верили, что уже настали последние времена и пришел антихрист, каковым считали и Петра I), некоторых современных христианских сект (адвентисты, иеговисты), обещавших спасение своим приверженцам, вплоть до философских и культурологических концепций Н. Бердяева и О. Шпенглера.

В колониальную эпоху, с распространением мировых религий среди порабощённых народов идеи спасения, освобождения от колониального ига, породили новый всплеск эсхатологического мифотворчества. При этом мессианские идеи могли быть просто приспособлены к местным верованиям и оказали лишь поверхностное воздействие на традиционную мифологию. С середины 19 в. Оживление эсхатологических идей наблюдалось в странах, где начало бурно расти антиколониальное движение, которое на первых порах почти повсеместно облекалось в религиозную форму (во главе движения становились местные «пророки»).(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Эсон

— царь Иолки, сын Тиро (либо Полимеды) и Кретея. Брат Амифаона и Ферета, а также единоутробный брат Пелия и Нелея (двое последних - дети Тиро и Посейдона). Супруг Этиоклимены. Отец Ясона. В отсутствие Ясона Эсон был приговорен к смерти царем города Иолк и своим братом Пелием, которому было предсказано, что он умрет от руки Ясона. Пелий решил, что Ясон не вернется в Иолк и лучше раправиться с его родственниками. Эсон, не дожидаясь исполнения приговора, покончил с собой, выпив при жертвоприношении..

Эсфирь

Eсфирь (евр. Esther, греч. Έσθήρ), в иудаистической мифологии героиня, спасшая свой народ в эпоху владычества персидского царя Ксеркса (именуемого в Библии Артаксерксом). Главный персонаж Книги Есфири, вошедшей в иудейский (ветхозаветный) канон, которая читается в праздник пурим. Иудейка Э. (её имя также было Гадасса), будучи сиротой, жила в Сузах и воспитывалась родственником Мардохеем (греч., в оригинале. Мордехай). После того как царь, разгневанный на царицу Астинь (греч. В оригинале. Вашти),..

Эсхил

(Aeschylus, Αί̀σχύλος). Великий греческий драматург-трагик, сын Эвфориона, родился в Аттике в г. Элевзине в 525 г. До Р.Х. Вместе с двумя своими братьями он сражался в битвах при Марафоне, Саламине и Платее. Побежденный на поэтическом состязании Софоклом, он с неприятным чувством покинул Афины и отправился ко двору сиракузского царя Гиерона. В следующем году (467 г.) его покровитель Гиерон умер и он вернулся в Афины, где написал трилогию “Орестея”. Эсхил умер в сицилийском городе Геле около 456 ..

Эсхин

(Aeschines, Αισχίνης). Выдающийся афинский оратор, соперник Демосфена, род. В 389 г. До Р.Х. Сначала он был писцом, затем актером, потом сделался оратором и скоро прославился на этом поприще. Его соперничество с Демосфеном началось в то время, когда оба они были послами ко двору Филиппа Македонского. Во время второго посольства Демосфен обвинил Эсхина в измене. Как это обвинение, так и ответ на него были сделаны не в речах, но в обнародованных письмах. Эсхин впоследствии высказался против присуж..

Дополнительный поиск Эсхатологические Мифы Эсхатологические Мифы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эсхатологические Мифы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эсхатологические Мифы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 21 символа