Васнецов Аполлинарий Михайлович

164

(1856, село Рябово, ныне в Кировской области — 1933, Москва), живописец. В 1878 жил в Москве в семье брата, В.М. Васнецова. У которого учился живописи, встречался с И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым. С 1882 был знаком с С.И. Мамонтовым, сблизился с «абрамцевской средой художников». С 1891 постоянно жил в Москве, с 1900 академик Академии художеств, преподавал в пейзажном классе МУЖВЗ (1901—18). Член-учредитель и председатель Союза русских художников. Увлёкся московским городским пейзажем, перейдя от его «современного», непосредственно открывающегося взгляду художника облика («Московский Кремль. Соборы», 1894, Третьяковская галерея) к историческому («Москва середины XVII века. Москворецкий мост и Водяные ворота», «Москва конца XVII века.

На рассвете у Воскресенских ворот», 1900, ГТГ). Васнецов — создатель многочисленных исторических пейзажей-реконструкций, с топографической точностью и художественной достоверностью воссоздающих вид ныне исчезнувших или изменившихся улиц и площадей средневековой Москвы, неповторимо-своеобразный стиль московских деревянных и каменных построек, которые органически «обрамляют» живую яркую пестроту разноликой уличной толпы, доносящей до зрителя подлинный «аромат» жизни древнего города («Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке», «На крестце в Китай-городе», обе — акварель, 1902, ГТГ. «Базар. XVII век», 1903, ГИМ). Васнецов выступил с рядом историко-бытовых картин из жизни Москвы для издания И.Н. Кнебеля «Картины из русской истории» (М., 1908—09), в 1910 написал раздел «Облик старой Москвы» для второго тома «Истории русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря.

В эскизах театральных декораций активно использовал яркие, жизненные картины Москвы и московского быта (к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского, находятся в ГТГ, к опере «Опричник» П.И. Чайковского, находятся в Центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, все — 1911). Васнецов выступил также с серией драматически выразительных произведений, запечатлевших в характерных эпизодах городской жизни тревожное настроение исторической эпохи («Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века», 1913, ГТГ). Богатая фантазия Васнецова, его умение воссоздавать картины прошлого сочетались с обширными знаниями по истории и археологии Москвы. Много работал в фондах Исторического музея, использовал фрагменты планов-чертежей XVII в.

(«Сигизмундова» плана, А. Олеария, А. Мейерберга и др.), изучал предметы этнографии и народное деревянное зодчество, тщательно анализировал архивные данные, описания городских построек, изображения Москвы на древнерусских иконах, миниатюрах, гравюрах XVII в. С 1900 член-корреспондент, с 1906 действительный член Московского археологического общества, с 1900 член Комиссии по сохранению древних памятников, в 1914—28 сделал 40 докладов по археологии и истории архитектуры Москвы. В 1918—28 председатель Комиссии по изучению старой Москвы при Московском археологическом обществе. В 1926—27 осуществлял надзор за земляными работами в Москве, особое внимание уделял раскопкам укреплений Белого города, его проездных ворот (Берсеневских, Яузских, Сретенских и др.) и башен.

Выпустил альбом автолитографий «Древняя Москва» (1922). С 1917 по заказу Московского коммунального музея (ныне Музей истории Москвы) создавал серию художественно ярких и исторически документальных картин-акварелей с изображениями Москвы XII—XIX вв. («Московский Кремль при Иване Калите», 1921, «Лубяной торг на Трубе», «У Мясницких ворот Белого города в XVII веке», 1926, все в Музее истории Москвы). В доме, где Васнецов жил с 1904 (Фурманный переулок, 6), в 1965 открыт Музей-квартира (произведения художника, мебель, выполненная по его эскизам, личные вещи, материалы о художественной, научной, общественной деятельности).Васнецовы похоронены на Введенском кладбище.Литература. Беспалова Л.А., А.М. Васнецов, М., 1956.

А. Васнецов. К столетию со дня рождения, М., 1957. Москва в творчестве А.М. Васнецова. Сборник статей, М., 1986..

Значения в других словарях
Васильевский Спуск

Проезд вдоль Кремлёвской стены от Красной площади к Кремлёвской набережной. Назван по храму Василия Блаженного (собор Покрова что на Рву). Первоначально территория Васильевского спуска до рва у Кремлёвской стены была застроена частными дворами (главным образом духовенства). Васильевский спуск образовался в результате реконструкции Красной площади после пожара 1812, когда был засыпан ров, снесена отводная стрельница Константино-Еленинских ворот Кремля, расчищен и выровнен спуск, но сохранялась за..

Васильевы

(однофамильцы. Псевдоним Братья Васильевы), кинорежиссёры. Георгий Николаевич (1899, Царицын — 1946), заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Учился в московской театральной студии «Молодые мастера». С 1924 редактор-монтажёр на студии «Госкино». Сергей Дмитриевич (1900, Москва — 1959, Ленинград), народный артист СССР (1948). В 1924 окончил Ленинградский институт экранного искусства. С 1924 Васильевы работали в кино вместе. Первый их фильм — «Подвиг во льдах» (1928, документальный). Васильевы ..

Васнецов Виктор Михайлович

(1848, село Лопьял, ныне в Кировской области — 1926, Москва), живописец, брат А.М. Васнецова. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского (1867—68) и в Академии художеств (1868—75). В Москве жил в 1878—85 и с 1891. Близкий друг И.Е. Репина и В.Д. Поленова, Васнецов поселился в Москве по взаимной договорённости с ними и в уверенности обрести здесь богатые источники творческих идей. С начала 1880-х гг. Увлекался темами древнерусской истории, образами стар..

Вася Удалой

См. Иванов В.Н.. ..

Дополнительный поиск Васнецов Аполлинарий Михайлович Васнецов Аполлинарий Михайлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Васнецов Аполлинарий Михайлович" в словаре Энциклопедия Москвы, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Васнецов Аполлинарий Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 31 символа