Опытный танк А-20

86

13 октября 1937 года АБТУ выдало заводу техтребования на проектирование новой боевой машины:Тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20 1. Тип - колесно-гусеничный, с приводом на 6 колес по типу Кристи. 2. Боевой вес - 13 - 14 т. 3. Вооружение - 1х45-мм, 3 ДТ, огнемет для самозащиты или 1х76-мм, 3 ДТ, огнемет. Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку. 4. Боекомплект - 130 - 150х45-мм или 50х76-мм, 2500-3000 патронов. 5. Бронирование. Лоб - 25, коническая башня - 20, борт, корма - 16, крыша и дно - 10 мм. Броня вся наклонная, с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18°. 6. Скорость - на гусеницах и колесах одинаковая. Макс. 70 км/ч, миним.

7 км/ч. 7. Экипаж - 3 чел. 8. Запас хода - 300 - 400 км. 9. Двигатель - БД-2 мощностью 400- 600 л.с. 10. Трансмиссия - по типу колесно-гусеничного танка БТ-ИС (отбор мощности для колесного хода после бортовых фрикционов). 11. Подвеска-индивидуальная, в качестве рессор желательно применить торсионные пружины. 12. Установить стабилизатор выстрела "Орион" и горизонтальный стабилизатор башни системы инженера Повалова, установить фары для ночной стрельбы с дальностью до 1000 м. Однако "зуб" на М.И.Кошкина у заказчика, по-видимому, вырос большой, поскольку уже 28 октября 1937 года директор завода № 183 получил из Главка распоряжение следующего содержания. "Директору завода № 183. Решением Правительства № 94сс от 15 августа 1937г.

Главному управлению предложено спроектировать и изготовить опытные образцы и подготовить к 1939 г. Производство для серийного выпуска быстроходных колесно-гусеничных танков с синхронизированным ходом. Ввиду чрезвычайной серьезности данной работы и крайне сжатых сроков, заданных Правительством, 8-е Главное управление (Наркомоборонпрома.- Прим. Авт) считает необходимым провести следующие мероприятия. 1. Для проектирования машины создать на ХПЗ отдельное КБ (ОКБ), подчиненное непосредственно главному инженеру завода. 2. По договоренности с ВАММ и АБТУ назначить начальником этого бюро адъюнкта академии военинженера 3 ранга Дик Адольфа Яковлевича и выделить для работы в бюро с 5 октября 30 человек дипломников ВАММ и с 1 декабря дополнительно 20 человек.

3. По договоренности с АБТУ РККА назначить главным консультантом по машине капитана Кульчицкого Евгения Анатольевича. 4. Не позднее 30 сентября выделить для работы в ОКБ 8 лучших конструкторов-танкистов завода для назначений их руководителями отдельных групп, одного стандартизатора, секретаря и архивариуса. 5. Создать при ОКБ макетно-модельную мастерскую и обеспечить внеочередное выполнение работ, связанных с новым проектированием во всех цехах завода. 6. Считать необходимым спроектировать три варианта ходовой части и изготовить два опытных образца, утвержденных по рассмотрению проектов. 7. На проведение работы заключить договор с АБТУ не позднее 15 октября 1937г.". Таким образом, на заводе было создано КБ куда более мощное, чем основное.

Для нового бюро заводом были выделены конструкторы. Морозов, Коротченко, Шур, Молоштанов, Лурье, Верковский, Диконь, Горюн, Таршинов, Бондаренко, Баран, Курасов, Дорошенко, Горбенко, Ефимов, Ефременко, Радойчин, Сентюрин, Долгоногова, Помочайбенко, Календин, Валовой. Кроме того, со стороны ВАММ и АБТУ в Харьков направили инженеров Васильева, Матюхина, Водопьянова и слушателей-дипломников академии. Начальником ОКБ стал А.Я.Дик, помощником начальника инженер Горюн, консультантом АБТУ Кульчицкий. Начальниками секций были назначены. Дорошенко (контрольная), Таршинов (корпусная), Горбенко (моторная), Морозов (трансмиссия), Васильев (ходовая часть). К сожалению, каких-либо дополнительных документов, освещающих дальнейшую судьбу ОКБ, пока обнаружить не удалось.

Ничего не известно и о А.Я.Дике-в официальной версии создания танков А-20 (БТ-20), А-32 и А-34 (Т-34) его имя вообще отсутствует. Из всех имеющихся на сегодняшний день публикаций следует, что в мае 1938 года проекты колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32 представляли в Москве М.И.Кошкин и А.А.Морозов. Почему они. Эти вопросы пока остаются открытыми. Итак, 4 мая на заседании Комитета Обороны СССР обсуждались два проекта - А-20 и А-32. В августе их рассматривали на заседании Главного Военного совета. В результате обе машины были одобрены. Однако в соответствии со взглядами руководителей АБТУ предпочтение отдавалось колесно-гусеничному варианту. К 6 ноября конструкторский отдел завода закончил проект и модель танка А-20 и предъявил их комиссии.

В первой половине следующего, 1939 года танк А-20 изготовили в металле. Он имел полностью сварной корпус из гомогенной брони. Толщина листов корпуса колебалась от 10 до 20 мм, причем верхний лобовой лист располагался под углом 53°. В сварной башне, конструктивно подобной башне БТ-7 обр. 1937 г., но несколько большей по размеру (диаметр погона в свету увеличен на 70 мм), устанавливалась 45-мм пушка обр. 1934 г. И спаренный с нею пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ располагался в шаровой установке в лобовом листе корпуса, справа от люка механика-водителя. Ряд узлов и агрегатов А-20 позаимствовали от БТ-7. Кое-что частично переработали, другие разработали заново. Привод колесного хода осуществлялся на 6 колес, так же как у танка БТ-ИС.

Ширина гусеницы при том же, что у БТ-7, диаметре опорных катков была увеличена до 400 мм. Масса танка возросла до 18т. Испытания А-20 (совместно с А-32) проводились в июле - августе 1939-го на полигоне завода в Харькове. При испытаниях выявилось, что обе машины в основном соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Начиная с ноября на ХПЗ велась доработка рабочих чертежей А-20, а сам танк, на котором усилили ходовую часть, готовили к испытаниям в январе 1940 года. Что же касается А-32, то решение о серийном производстве приняли в пользу более толстобронной машины А-34. В связи с этим руководство завода обратилось в наркомат с просьбой освободить ХПЗ от производства А-20 и поручить его серийный выпуск другому за-воду.

Просьба эта объяснялась невозможностью массового производства на ХПЗ двух типов танков. Но опытные работы по А-20 продолжались еще весной 1940 года, что следует из "Перечня необходимых опытных работ на заводе № 183 на 1940 г.". Судя по всему, последней точкой в судьбе А-20 стало в июне 1940 года постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о производстве танков Т-34 и КВ. О "двадцатке" в этом документе ничего не говорится - завода-изготовителя для него не нашлось. Необходимо упомянуть и о боевом применении опытного танка А-20. Сначала его включили в танковую роту Семенова, сформированную, по-видимому, из машин НИБТПолигона, а с середины ноября - в состав 22-й тбр. Бригада входила в подвижную группу подполковника Ермакова и вела бои в районе Павловской слободы.

1 декабря 1941 года А-20 получил повреждение, но спустя четыре дня вступил в строй. Вместе с 22-й тбр до середины декабря А-20 поддерживал конницу Доватора, был вновь поврежден и эвакуирован в тыл для ремонта. Дальнейшая его судьба неизвестна.Библиография.

Значения в других словарях
Опытный летательный аппарат

предназначается для проведения лётных испытаний с целью проверки соответствия летательного аппарата техническим требованиям, Нормам лётной годности, а также сертификации. По результатам испытаний проводится доработка летательного аппарата и может быть принято решение о его серийном производстве. Изготавливается опытный летательный аппарата в нескольких (обычно до 5, иногда 10—15) экземплярах. За рубежом опытный летательный аппарат обычно называют прототипом.. ..

Опытный танк A7VU

Уже во время сборки первого прототипа A7V, в апреле 1917 года в Германии провели всесторонние испытания трофейных английских танков Mk IV. В результате Ставка Главного командования выдала задание на проектировку танка по английскому образцу. Проект получил обозначение A7VU. Предполагалось создание машины с гусеницами, охватывающими корпус, и той же моторно-трансмиссионной группой, что у A7V. При этом использовалось шасси N 524. Главной задачей было достижение высокой проходимости. Испытания пе..

Орбели Леон Абгарович

(1882—1958) — советский физиолог, академик АН СССР (1935. Член-корреспондент 1932) и других академий, заслуженный деятель науки РСФСР (1934), генерал-полковник медицинской службы (1944), Герой Социалистического Труда (1945). Окончил Военно-медицинскую академию (1904). В 1907—1920 — в Институте экспериментальной медицины. Ближайший ученик и сотрудник И. П. Павлова. В 1918—1957 руководил физиологической лабораторией, кафедрой физиологии, институтами. В 1939—1948 академик-секретарь отделения биол..

Орбитальная станция

(ОС), космический аппарат, длительное время функционирующий на околоземной орбите. ОС предназначена для медико-биологических, технических, технологических и других исследований и экспериментов. Как правило, на ОС работают экипажи космонавтов, но она может летать и в автоматическом режиме. Первая орбитальная станция «Салют» (СССР) была выведена на околоземную орбиту 19 апреля 1971 г. Её масса составляла ок. 20 т, длина 13.6 м, диаметр корпуса 4.15 м. С 6 июня по 30 июня 1971 г. На станции работа..

Дополнительный поиск Опытный танк А-20 Опытный танк А-20

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Опытный танк А-20" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Опытный танк А-20, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 17 символа