Судно на воздушной подушке

159

(СВП), судно, корпус которого во время плавания отделяется от поверхности воды слоем воздуха, нагнетаемого под днище. Уменьшение контакта с водой снижает сопротивление воды и повышает скорость движения судна. Различают суда на воздушной подушке амфибийные (СВПА) и скеговые (СВПС). Амфибийное судно имеет по периметру корпуса гибкое ограждение воздушной подушки, образующее под днищем судна замкнутое пространство и частично ограничивающее растекание воздуха, подаваемого нагнетателями. Гибкое ограждение позволяет судну свободно выходить на берег, двигаться над любой поверхностью, преодолевать невысокие препятствия. У скеговых судов ограждение жёсткое, всегда частично погружено в воду, и потому скеговое судно может двигаться только по водной поверхности (см.

Скеговое судно).Принцип движения судна на воздушной подушке предложен в 1716 г. Шведским учёным Э. Сведенборгом. Первые исследования по созданию таких судов, включая постройку и испытания опытных катеров на воздушной подушке, были начаты в 1935 г. В СССР под руководством профессора В. А. Левкова, но были прерваны Великой Отечественной войной. В 60-х гг. 20 в. Во многих странах (СССР, Англия, США, Франция, Япония и др.) начинается строительство судов на воздушной подушке гражданского и военного назначения. Важную роль в появлении судов нового типа сыграло изобретение Коккерелом (Англия) в 1955 г. Сопловой схемы создания воздушной подушки. Наиболее известными из амфибийных судов являются английские паромы серии SR. Суда этого типа имеют водоизмещение до 300 т, пассажировместимость ок.

400 человек и перевозят 60 автомобилей. Французский «Навиплан» рассчитан на 200 пассажиров и 60 автомобилей.В строительстве крупных судов на воздушной подушке СССР всегда занимал ведущее положение. Напр., большой десантный корабль «Зубр» имел водоизмещение 555 т, длину 57.3 м, ширину 25.6 м, мощность 50 МВт и скорость хода 60 узлов (111 км/ч).Десантное судно на воздушной подушке «Джейран»Амфибийные СВП надёжны, мореходны, рентабельны при перевозке пассажиров, автомобилей и грузов на речных, прибрежных и коротких морских линиях (напр., через Ла-Манш). Наиболее крупные из них могут эксплуатироваться при высоте волны до 3.6 м. Доля полезной нагрузки составляет в зависимости от размеров судов от 35 до 45 % от полного водоизмещения судна.

Движителями СВП служат воздушные винты, диаметр которых достигает 6.5 м. В качестве нагнетателей, создающих воздушную подушку, используют центробежные или осевые вентиляторы. СВП имеют средства управления по курсу, по дифференту и по крену. В состав устройств, обеспечивающих управляемость по курсу, входят. Вертикальные воздушные рули, устанавливаемые в потоке за винтами, поворотные вертикальные стабилизаторы, поворотные пилоны, на которых устанавливаются винты, выдвижные шверты (пластины) для уменьшения радиуса циркуляции. Управляемость СВП осуществляется также с помощью воздушных винтов путём изменения их тяги. К вспомогательным средствам управления относятся. Подруливающие устройства и вспомогательные движительно-рулевые устройства, струйные рули (располагаются в носу и в корме с каждого борта).

Воздушные струи этих рулей разворачивают СВП по курсу. Применяется также управление с помощью гибкого ограждения. Так, подъём гибкого ограждения с одного борта вызывает крен судна и его разворот..

Значения в других словарях
Судец Владимир Александрович

(1904—1981) — советский военачальник, маршал авиации (1955), Герой Советского Союза (1945). В Советской Армии с 1925. Окончил военно-техническую школу ВВС (1927), школу лётчиков (1929), курсы усовершенствования комсостава при Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1933. Ныне Военно-воздушная инжкнкрная академия имени профессора Н. Е. Жуковского), Высшую Военную академию (1950. Позже Военная академия Генштаба Вооружённых Сил СССР). Участник советско-финляндской и Вели..

Судно

плавающее сооружение, предназначенное для перевозок грузов и пассажиров, промысла рыбы и морского зверя, выполнения вспомогательных работ с другими судами, обеспечения на водных путях судоходных условий, а также для спорта, отдыха, туризма и др. В зависимости от назначения суда делятся на гражданские и военные (корабли). Гражданские суда подразделяются на транспортные, промысловые, технические, вспомогательные, специальные. Отдельную группу составляют прогулочные и спортивные суда. К транспортн..

Судно на подводных крыльях

судно с установленными под корпусом на стойках подводными несущими поверхностями – крыльями, на которых при движении возникает подъёмная сила, полностью поднимающая корпус судна из воды. Благодаря этому снижается сопротивление воды движению судна, повышается его скорость, улучшаются мореходные качества по сравнению с обычными судами одинакового водоизмещения.Патент на судно с подводными крыльями был выдан в 1891 г. Русскому подданному Ш. Де Ламберу. В 1906 г.Э. Форланини (Италия) на катере с по..

Судоподъёмник

специальное сооружение для перемещения судов с одного уровня на другой. Различают судоподъёмники, предназначенные для перемещения судов через плотины в специальных судовозных камерах или на тележках, и судоподъёмники для спуска построенных судов или подъёма судов из воды с целью осмотра и ремонта их подводной части (промышленные). Судоподъёмники применяются в составе гидроузлов при больших напорах и на межбассейновых судоходных каналах с малой обеспеченностью водой вместо шлюзов. Судоподъёмники..

Дополнительный поиск Судно на воздушной подушке Судно на воздушной подушке

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Судно на воздушной подушке" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Судно на воздушной подушке, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 26 символа