Сухопутные дредноуты

106

Построив сначала тяжелый танк, англичане к концу первой мировой войны почувствовали, что нужны более легкие машины, и они появились. Это были МкА, МкВ, МкС, и англичане вплоть до 1940 года (за одним лишь исключением, о чем пойдет речь ниже) не производили тяжелых танков. Французы же, наоборот, выпускали всю войну легкие машины и, казалось бы, вполне ими удовлетворенные, ударились в другую крайность - в конце войны приступили к конструированию тяжелых и сверхтяжелых "броненосцев". Дело в том, что французское командование, переоценив мощность укреплений немецкой оборонительной линии Гинденбурга (которую предстояло преодолеть), пришло к выводу о необходимости усилить свои "Рено" тяжелыми танками прорыва.

Ярый сторонник легких машин Ж. Этьенн теперь поддерживал и эту новую идею. Решено было строить машину с гусеницами, охватывающими корпус как у английских танков, но вооружение разместить во вращающейся башне. Первый проект (1917 г.), по сути дела, был сильно увеличенным танком "Рено FT". Два прототипа, обозначенные как тяжелые танки 1А и 1В, были созданы до конца войны. Серия основных машин, названных 2С, готовилась к выпуску в 1919 году в количестве 300 штук. Но война закончилась, и заказ был резко уменьшен. До 1923 года построено всего десять машин. Они были малоподвижны, но зато бронирование имели основательное (чтобы противостоять снарядам немецкой полевой 77-мм пушки) и достаточно сильное вооружение, размещенное в двух башнях и в бортах корпуса.

Недостатком же этих танков, оснащенных и радиостанцией, и стробоспонами для наблюдения из каждой башни, являлась невозможность вести огонь из пушки назад. Как и машины "Сен-Шамон", 2С имели электротрансмиссию. Однако большой вес затруднял их перевозку по железным дорогам. В 20-х годах танки были модернизированы. Установлены новые двигатели, усилены элементы подвески, улучшены средства связи и управления. На некоторых машинах 75-мм орудие было заменено короткоствольным 105-мм и даже 155-мм. Вес увеличился до 81 т. Конец этих танков был бесславен. В мае 1940 года восемь оставшихся во французской армии 2С уничтожила немецкая авиация во время перевозки их по железной дороге. Тяжелый танк пытались создать и английские конструкторы.

Это было в 1922 году. Тогда военное министерство предложило заняться этим фирме "Виккерс". Дж. Бакем, которому поручили вести проект, представил два варианта машины. Первый (в соответствии с заданием заказчика) имел вооружение в носовом отсеке и боковых спонсонах, второй - в башнях. Военные остановились на втором варианте, и год спустя началось строительство машины. Основным стремлением было вооружить танк прорыва возможно большим числом пушек и пулеметов, чтобы он действовал более самостоятельно, независимо от других машин и пехоты (отсюда и появилось его название А1Е1 "Индепендент", что в переводе - "независимый"), Создатели А1Е1 установили на нем пять башен - одну пушечную и четыре пулеметные. Это дало возможность сосредоточить огонь в любом секторе обстрела.

Машина была готова в 1926 году и затем в течение еще шести лет улучшалась. Были установлены планетарный механизм поворота, сервоприводы управления и т. Д. Но тем не менее танк не попал в серию и на вооружение принят не был. Однако как пример для подражания он был "популярен" во многих странах. Пытались создать многобашенный танк в Японии (типы 92 и 95 с тремя башнями в диаметральной плоскости). В 1933-1934 годах в Германии фирмы "Рейнметалл" и "Крупп" создали пять опытных образцов машин с одной пушечной и двумя пулеметными башнями, расположенными в диагональной плоскости. Хотя танки и считались тяжелыми, их масса составляла всего 23 т. Скорость достигала 35 км/ч. В центральной башне устанавливались 75- и 37-мм орудия, в башенках - спарка пулеметов.

Эти неуклюжие машины использовались в пропагандистских целях (некоторые из них даже не были бронированы). В апреле 1940 года три танка NbFz были отправлены в Норвегию для устрашения населения завоеванной страны. Год спустя они пошли на слом. Но по некоторым данным, найденным в архивах немцев, известно, что одна-две машины летом 1941 года были на Восточном фронте, где и нашли свой конец. В самой Англии в 1928 году были построены три опытных экземпляра среднего многобашенного танка А6 (или средний МКIII, называвшийся также "Виккерс" - 16-тонный). Они имели боевую массу 18 т, экипаж 7 человек, вооружение - одно 47-мм орудие и три пулемета, расположенные в трех башнях. Единственным серийным тяжелым многобашенным танком был советский Т-35, выпускавшийся, впрочем, в весьма ограниченных количествах в 1933-1939 годах.

Его назначение- качественное усиление легких танков при прорыве укрепленных полос. Машины разных годов выпуска несколько отличались по типу и способу установки 76-мм орудия. Серия 1939 года имела конические башни и несколько усиленное бронирование (см. "ТМ", № 10, 1970). В нашей стране (с 1933 по 1940 год) выпускался и другой многобашенный танк Т-28 (см. "ТМ", № 7, 1970). Он относится к типу средних и предназначался для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос. Его вооружение размещалось в трех башнях - центральной с 76-мм орудием и пулеметом и двух расположенных перед нею, с пулеметами. По годам машины отличались образцами 76-мм орудия (с 1938 года устанавливалось более мощное, с длиною ствола 26 калибров вместо 16 на ранних машинах).

Последние образцы так же, как и Т-35, имели конические башни. Опыт боевых действий на Карельском перешейке зимой 1939/40 года заставил усилить бронирование танка до 50 мм методом экранировки (наложением дополнительных броневых листов на основную броню). Оба - Т-28 и Т-35 - приняли участие в боевых действиях в первые месяцы Великой Отечественной войны. Наконец, в 1936 году в Англии выпускался средний крейсерский танк А9 с вооружением (одно 47-мм орудие и три пулемета), размещенным в трех башнях, как и на Т-28. Его боевая масса 12,7 т, экипаж 6 человек, скорость 37 км/ч. В том же 1936 году он был заменен в производстве крейсерным А10, у которого была лишь одна башня.На заставке изображен советский тяжелый танк Т-35 1939 года.

Боевая масса - 50 т. Экипаж - 11 человек. Вооружение - одно 76-мм орудие, две 45-мм пушки, 6 пулеметов. Бронирование. Лоб корпуса - 50 мм, борт - 20 мм, башня - 20 мм. Двигатель - M17, 500 л.с. Скорость по шоссе - 30 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.Проекции Т-35 - рис. В.ИвановаРис. 31. Английский тяжелый танк А1Е1 "Индепендент". Боевая масса - 31,5 т. Экипаж - 8 человек. Вооружение - одна 47-мм пушка, четыре пулемета. Бронирование. Лоб корпуса - 28 мм, борт - 13 мм, башня - 28 мм. Двигатель - "Армстронг - Сиддли" 398 л.с. Скорость по шоссе - 32 км/ч. Запас хода по шоссе - 320 км.Рис. 32. Французский тяжелый танк 2С. Боевая масса - 68 т. Экипаж - 13 человек. Вооружение - одно 75-мм орудие, четыре пулемета. Бронирование. Лоб корпуса - 30 мм, борт - 22 мм, башня - 37 мм.

Два двигателя "Майбах" по 250 л.с. Скорость по шоссе - 13 км/ч. Запас хода по шоссе - 100 км.Проекции Т-28 - рис. В.Иванова ()Экипаж 6 чел, Боевой вес 28 т, Длина 7,44 м, Ширина 2,81 м, Высота 2,82 м, Клиренс 0,56 м, Вооружение - одно 76,2-мм орудие, 3 - 4 пулемета калибром 7,62 мм. Боекомплект - 70 снарядов, 7938 патронов. Бронирование - корпус. Лоб - 30 мм, борт и корма - 20 мм. Башня - 20мм. Двигатель - авиационным М-17 Л, 500 л.с. Скорость (макс.) по шоссе - 37 км/час. Запас хода по шоссе - 220 км.Фото. Немецкий танк PzKpfw NbFz VI (Krupp)Библиография.

Значения в других словарях
Сухой Павел Осипович

(1895—1975) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965). После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А. Н. Туполева — в Центральном аэрогидродинамическом институте и на заводе №l56 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период С. Под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14. Рекордные самолёты АНТ-25 и АНТ-37бис «Родина» (см. Статью Ту). Принимал участие в конкурсной ра..

Сухомлин Иван Моисеевич

(р. 1911) — советский лётчик-испытатель, полковник, Герой Советского Союза (1971), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1960), заслуженный мастер спорта СССР (1960). В Советской Армии с 1928. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу (1928), Борисоглебскую авиационную школу (1930), школу морских лётчиков (1931), Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1941. Ныне Военно-воздушная инжкнкрная академия имени профессора Н. Е. Жуковского). Участник Великой Отечественн..

Сухопутные крейсера

Вооруженная гусеничная машина высокой проходимости, полностью бронированная. Как бы далеко ни шагнуло танкостроение, это определение останется для танка классическим. Не случайно в начале века конструкторы называли эти машины сухопутными крейсерами. Да и сейчас в них прежде всего ценится огневая мощь, броневая защита, высокая проходимость, а также способность совершать марши на большие расстояния, преодолевать препятствия и заграждения.Средний танк Т-54 Средний танк Т-72 полностью соответствуе..

Сухопутный крейсер "Берег"

Некий полководец прошлого как-то заметил, что одна пушка на берегу стоит десятка палубных. Спорить не приходится, ведь на точность стрельбы корабельных орудий сильно влияет хотя бы бортовая и килевая качка, которой канониры на сухопутной батарее не подвержены. Обычно береговые батареи размещают вблизи военно-морских баз, например, Севастополя и Владивостока, крупных портов, на подходах к стратегически важным проливам, вроде Ла-Манша, каналов, подобных Панамскому, на островах и мысах. Орудия ус..

Дополнительный поиск Сухопутные дредноуты Сухопутные дредноуты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сухопутные дредноуты" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сухопутные дредноуты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 20 символа